Миква
О МИКВЕ 1.1. Что такое миква и почему она важнее синагоги?
1.2. Как устроена миква, или секрет живой воды
1.3. Как выглядит миква?
2. Духовный смысл миквы
2.1. “Чистота” и “нечистота”
2.2. “Нечистое” - смерть, “чистое” - жизнь. Миква как символ жизни
2.3. Погружение как рождение
2.4. Заповедь о микве и святость времени
3. Миква в жизни еврейской семьи
4. Миква и обращение в иудаизм (гиюр)
5. Окунание посуды в микву
6. Обычай окунаться в микву у мужчин
7. Миква в различные эпохи существования еврейского народа
8. Миква: мифы и наветы
1. Что такое миква
Миква (в переводе с иврита – “скопление вод”) - бассейн для ритуального очищения, предписанного еврейским законом. Согласно законам семейной чистоты, в микву должна окунаться женщина после того, как закончится период ее ежемесячной “нечистоты” (нида). Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения. Можно сказать, что миква – это основа семейной жизни и залог продолжения еврейского рода. Поэтому в еврейской “системе ценностей” микве придается первоочередное значение. Если община стоит перед выбором, строить микву или синагогу, предпочтение отдается микве. Если миквы в общине нет, предписывается продать даже последний свиток Торы, но микву все-таки построить.
1.2. Как устроена миква, или секрет живой воды
Согласно еврейскому закону, только “живая” вода – т.е., вода естественного, природного происхождения – способна принести духовное очищение. Но на практике окунуться в речку или озеро возможно далеко не всегда. Поэтому-то еврейский закон и предписал строить микву, имитирующую естественный водоем в его основных свойствах, т.е., содержащую “живую”, природную воду. Устройство миквы таково: во-первых, сам бассейн, непосредственно в который и окунается женщина. В нем вода обычная, водопроводная. Этот бассейн соединен с небольшим резервуаром (на иврите он называется бор – “яма”), заполненным “естественной” - дождевой – водой. Дождевая вода и водопроводная соприкасаются, благодаря чему вся вода получает статус “живой”. Бор естественным образом заполняется дождевой водой или снегом. В микве при петербургской синагоге, к примеру, вода собирается на крыше здания и поступает в бор по трубам. Бор может располагаться под бассейном для окунания (и тогда вода из двух водоемов “соприкасается” через дырку в полу), либо рядом (и тогда водоемы сообщаются посредством трубы). В бассейне для окунания вода регулярно (после каждого посещения) меняется, его стены моются и дезинфицируются, поэтому женщины всегда окунаются только в чистую воду. Строительство кошерной (т.е. соответствующей закону) миквы – дело нелегкое. Оно предполагает множество нюансов и деталей и потому осуществляется только под руководством раввина.
1.3. Как выглядит миква?
В хасидских общинах у мужчин есть обычай окунаться в микву перед молитвой. Поэтому рядом с женской миквой часто возводят мужскую и делают два отдельных входа в здание. Мужская миква строится по менее строгим канонам, нежели женская, и оборудована она обычно гораздо скромнее.
С виду современная миква – нечто среднее между бассейном, сауной и ванной комнатой в зажиточном доме. Это целый комплекс помещений, в котором центральное место принадлежит залу с бассейном для погружения. Сам бассейн небольшой, приблизительно 2 на 3 метра, обычно он выложен кафелем. Внутрь ведут ступеньки с перилами. Вода в бассейне теплая. К главному залу примыкает несколько ванных комнат, оборудованных всем необходимым для долгого и тщательного омовения. Ведь, согласно еврейскому закону, непреложным условием окунания в микву является физическая чистота.
Миква при петербургской синагоге отличается комфортабельностью и роскошью убранства. Многие дамы, посещающие микву, со вздохом говорят, что хотели бы иметь похожую ванную комнату у себя дома!
Если Вы хотите посетить микву в Петербурге, Вам сюда.
2. Духовный смысл миквы
2.1. “Чистота” и “нечистота”
Что же это такое – та самая “ритуальная нечистота”, от которой необходимо очищаться посредством окунания в микву? Сами термины “чистота” и “нечистота” могут ввести в заблуждение. По сути, это очень неточный и не отражающий сути перевод ивритских понятий “таара” и “тума”. Эти понятия обозначают духовные состояния, природу которых понять очень сложно. Они не имеют ничего общего с гигиеной и физической чистотой. Как пишет Рамбам: “Погружение - это действие, совершаемое на основе веры, поскольку ритуальная нечистота не является грязью, которую можно смыть водой”. Во времена Иерусалимского храма существовало множество причин, по которым человек мог стать ритуально “нечистым”. В состоянии “нечистоты”, тума, запрещено было вступать в пределы Храма, священник не имел права приносить жертвы и т.д. Это состояние непременно требовало очищения. В Торе перечислен целый ряд обстоятельств, при которых человек становился “томе”, и приведены способы его очищения. Так вот, во всех случаях очищение сопровождалось окунанием в микву. В нынешние времена, когда Храма нет, большинство законов, связанных с “чистым” и “нечистым”, не действуют. Единственный случай, требующий, как и в древние времена, окунания в микву, - ежемесячная “нечистота” женщины.
2.2. “Нечистое” - смерть, “чистое” - жизнь. Миква как символ жизни
Что является духовной первоосновой нечистоты, и почему окунание в микву возвращает человека в “чистое” состояние? Если проанализировать разные виды “нечистоты”, описанные в Торе, становится понятно, что между ними есть нечто общее: это контакт или связь со смертью. Самая большая "нечистота" возникает от соприкосновения с трупом. Но и другие виды "нечистоты" прямо или косвенно связаны со смертью. Имеющий истечение из тела нечист, ибо самопроизвольное истечение семени есть утрата потенциальной жизни. Это верно и по отношению к женщине в период "нечистоты": в это время она теряет неоплодотворенную яйцеклетку, и эта потеря потенциальной жизни, это нашептывание смерти приводит ее в состояние "нечистоты".
Напротив, “чистота” связана с жизнью. И в этом смысле противоположностью нечистоты являются супружеские отношения: благодаря им в мир может спуститься еще одна душа, может появиться новый человек. Точно так же, как нечистый не имел права войти в Храм, супружеские отношения с женщиной, находящейся в состоянии ритуальной “нечистоты” - нида – запрещены. Ибо нельзя подняться к высшему уровню совершенства, апогею проявления жизни, оставаясь при этом в состоянии, связанном со смертью. А для того, чтобы избавиться от этого состояния, необходимо очищение водами миквы, которая есть символ жизни. Погрузившись в воды миквы, женщина переживает обновление и вновь становится потенциальным партнером Б-га в вечном акте творения. Она выходит из животворных вод миквы как бы заново рожденной, то есть вновь готовой к зачатию.
Связь между миквой и жизнью заключается еще и в следующем. Жизнь не может существовать без воды. Именно поэтому вода во всех культурах является символом жизни. Получается, что воды, символизирующие жизнь, аннулируют “нечистоту”, которая есть “шепот смерти”.
В свете этой символики становятся понятными и требования, предъявляемые к микве. Воды миквы должны быть естественными, как воды колодца или дождевая вода, а не вода, которую черпают в сосуды или накачивают насосом. Подчёркивая, что воды миквы должны быть естественными, мы осознаём, что только Создатель - источник жизни, и только к Нему мы обращаемся с просьбой даровать нам жизнь.
2.3. Погружение как рождение
Наши мудрецы уподобляют микву материнскому чреву. Тот, кто вступает в микву и погружается в ее воды, как бы возвращается в чрево. А тот, кто выходит из нее, уподобляется родившемуся заново. Чрево матери — это место, полностью лишенное любого вида тумы, нечистоты. Новорожденный вступает в мир совершенно чистым, ибо, находясь в материнском лоне, полностью защищен от всякой скверны — как физической, так и духовной. Поэтому тот, кто входит в микву, как бы сбрасывает с себя всю грязь — физическую и духовную — и выходит из нее чистым и обновленным.
Аналогия между миквой и рожающим чревом становится намного понятней, если вспомнить, что Тора, описывая первичное, самое примитивное, еще не организованное состояние вселенной в первые шесть дней Творения, говорит о создаваемом мире как о воде. В первых стихах (Берешит 1:2) говорится: "Земля была пуста и не устроена; тьма — над бездной, а дух Б-га парит над водой". Далее рассказывается, как на второй день "верхние воды" были отделены от "нижних вод". Наконец, на третий день воды были собраны в моря, в результате чего образовалась суша.
Вот почему можно сказать, что в некотором смысле вода представляет собой "утробу Творения". Когда человек погружается в микву, он, условно говоря, добровольно попадает в состояние еще не родившегося мира, целиком ставя себя в зависимость от созидательной силы Б-га.
Можно привести и более прозаическое объяснение. Когда человек погружается в воду, он попадает в среду, в которой жизнь невозможна. Поэтому входящий в микву в буквальном смысле входит в такое состояние, где для него нет жизни. Согласно Торе, человек, прекративший дышать, уже как бы не живет. Таким образом, тот, кто погружается в микву, на какое-то время вступает в область смерти. А когда выходит из нее — как бы рождается заново.
Кстати, здесь мы находим частичное объяснение тому, почему микву нельзя устраивать в емкости, изолированной от земли. Миква должна быть построена непосредственно в земле, примыкать к ней, ибо в некотором смысле она олицетворяет собой могилу. Входящий в нее человек становится на время как бы неживым. Только тогда, выходя из нее, он обретает новый статус, "рождаясь" для новой жизни.
В таком двойном уподоблении миквы рожающему материнскому чреву и могиле, в которой хоронят умерших, нет никакого внутреннего противоречия. Ведь и в чреве, и в могиле нельзя дышать — они представляют собой крайние, полярные точки единого жизненного цикла. В связи с этим полезно отметить, что ивритское слово кевер, употребляемое обычно в значении "могила", в некоторых случаях обозначает "чрево". И то, и другое представляет собой узловую точку, символизирующую рождение и смерть. Проходя через эту точку, человек получает новый духовный статус.
Более подробно о духовном смысле миквы Вы можете прочитать в книге Арье Каплана “Воды Эдена”
Иудаизм придает огромное значение святости времени. Существует множество заповедей, связанных с освящением времени. Тора заповедует нам соблюдать шаббат и праздники. Мужчины обязаны накладывать тфилин и осуществлять ежедневные молитвы в строго определенное время суток. Женщин Тора освобождает от большинства предписывающих заповедей, связанных со временем. Однако у нее есть более глубинный способ ощутить святость времени: освятить внутренний биологический ритм, неотделимый от самого ее существа. Закон о чистоте семьи - Божественный дар, позволяющий женщине подняться на высочайшую ступень святости. Переживание времени - исторической арены, на которой Бог проявляет Свою волю и где человек встречается со своим Творцом, - является для женщины внутренним, а не внешним.
“Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош ходеш (новомесячье) и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная”.
Пиркей Де Рабби Элиезер
Окунание в микву – важнейшее условие соблюдения заповеди о чистоте семейной жизни. Тора сообщает, что с того момента, как у женщины начинаются очередные месячные, она имеет статус ниды (“отделенной”). В этот период ей запрещены не только половые, но и все прочие физические контакты с мужем. Период нечистоты длится обычно чуть меньше двух недель, после чего женщина, выполнив все предписанные законом действия, может окунуться в микву и вновь стать “разрешенной” для мужа. Законы ниды, вынуждающие мужа и жену каждый месяц отделяться друг от друга почти на две недели, оказывают благотворное влияние на их супружеские отношения, усиливая взаимное сексуальное влечение. Они помогают преодолеть изначальное несовершенство половых отношений между людьми, поскольку ежемесячное воздержание не дает супругам устать от однообразия сексуальных переживаний. Ведь даже самые гармоничные и теплые чувства, испытываемые ими друг к другу, могут непоправимо испортиться из-за таких, казалось бы, заурядных причин как скука и однообразие. И здесь законы ниды дают решение сложных сексуальных проблем. Ежемесячная разлука способна внести элемент новизны в половые отношения и тем самым укрепить семейные узы. Интересно отметить, что среди супругов, соблюдающих законы ниды, неверность практически не встречается, а процент разводов крайне низок. Таким образом, рассматривая эти законы даже с прагматической точки зрения, мы можем с уверенностью сказать, что данная система вполне себя оправдывает. Законы ниды, укрепляя основы брака, помогают человеку избавиться от несовершенства, изначально присущего любым, даже самым на первый взгляд счастливым и гармоничным супружеским отношениям. Важно и такое соображение: муж и жена, отказываясь от любых физических контактов в дни разлучения, волей не волей начинают видеть друг в друге человеческую личность, а не просто сексуального партнера. Отсюда видно, что правила ниды представляют исключительную важность, поскольку только они позволяют мужу и жене добиться взаимной близости, что при других условиях было бы невозможно. В результате их выполнения супружеские узы приобретают крепость, почти немыслимую в условиях несовершенства человеческой природы.
4. Миква и обращение в иудаизм (гиюр)
"Как только новообращенный погрузится и выйдет из воды, он становится евреем во всех отношениях"
Талмуд, трактат “Евамот”
Для человека, принимающего гиюр, кульминационным этапом перехода в еврейство становится окунание в микву. Обряд по переходу в еврейство ведет свое начало от получения Торы на горе Синай. Человек, желающий принять иудейскую веру, должен вступить в завет тем же путем, что и Израиль в момент Синайского откровения. Этот завет состоял из трех важнейших элементов: обрезания, жертвоприношения и погружения в микву.
Обрезание всех евреев мужского пола было произведено накануне первого Песаха, т.е. перед Исходом из Египта. Соответственно, каждый мужчина, принимающий иудаизм, должен пройти процедуру обрезания.
Второй элемент завета — жертвоприношение, принесенное от имени всего еврейского народа перед самым Синайским откровением. Однако сейчас, когда Иерусалимский Храм разрушен и система жертвоприношений временно не действует, на новообращенном не лежит обязанность принести жертву.
Третий, последний элемент завета состоял в погружении в микву каждого из народа. Написано, что непосредственно перед получением Десяти Заповедей Всевышний сказал Моше (Шмот 19:10,11); "Пойди к народу, освяти их на сегодня и на завтра – пусть омоют свои одежды. Будьте готовы к третьему дню, ибо в третий день на глазах всего народа опустится Г-сподь на гору Синай". Следует учесть, что, когда в тексте Торы говорится, что от кого-то требуется “омыть свои одежды”, это значит, что он должен также окунуться в микву. Таким образом, погружение в микву – это средство, с помощью которого все евреи вступили когда-то в завет с Б-гом. Поэтому окунание в микву – последнее и непреложное условие перехода в еврейство.
После того, как новообращенный окунается в микву, его статус кардинально меняется. Он становится полноправной частью еврейского народа.
5. Окунание посуды в микву
Существует заповедь об окунании в микву посуды. Согласно еврейскому закону, всякую металлическую и стеклянную посуду, изготовленную неевреем, надлежит окунать в микву для того, чтобы она стала пригодной для хранения или приготовления в ней еды, которая разрешена еврею.
Указанное правило не имеет ничего общего с кашрутом. Такова своеобразная форма изменения статуса посуды, напоминающая переход человека в иудейскую веру. Поэтому погружать в микву необходимо даже совершенно новую посуду, которой прежде не пользовались. Если какой-то посудой пользовались для приготовления или хранения некашерной пищи, ее надо прежде "откашеровать" (сделать пригодной, кашерной), а затем окунуть в микву. Перед окунанием посуды произносят следующее благословение:
Барух, Ата Адо-ной Эло-эну, Мелех а-олам, Ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану аль тевилат кли
Благословен Ты, Г-споди, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам окунать посуду.
Затем каждый предмет трижды окунают в воду. Необходимо, чтобы вода полностью покрывала окунаемую посуду, поэтому на секунду предмет выпускают из рук, а потом подхватывают.
Духовный смысл заповеди об окунании посуды таков. Тора требует поднимать до высокого духовного уровня даже самые обыденные проявления физической деятельности человека. Вот почему, прежде чем воспользоваться сосудом для еды, надо освятить его — т.е. поднять до уровня святости путем погружения в микву. Сосуд, в свою очередь, будет освящать пищу, которую в него положат. Таким образом, посуда, которая используется евреем для приготовления пищи и для еды, становится похожей на утварь Святого Храма, которая освящала все, что в нее помещали.
Подробнее о заповеди окунания посуды
6. Обычай окунаться в микву у мужчин
Существует традиция окунаться в микву накануне Йом Кипура (Судного дня) в знак стремления к духовной чистоте. Многие соблюдающие евреи окунаются в микву перед каждой субботой, чтобы глубже прочувствовать святость Шаббата. В хасидских общинах мужчины окунаются ежедневно перед утренней молитвой. Считается, что это помогает подчинить свою волю воле Всевышнего.
7. Миква в различные эпохи существования еврейского народа
Евреи начали строить миквы в глубокой древности. Это подтверждается данными археологических раскопок и исследований. Несколько лет назад группа археологов, работающая над восстановлением туннелей в районе Стены Плача в Иерусалиме, обнаружила древнюю микву, которая датируется эпохой Второго храма и насчитывает около двух тысяч лет. А раскопки на Массаде – горной крепости на юге Израиля, где 1000 евреев выдерживали осаду римлян в течение трех лет, - позволили обнаружить микву, которой женщины пользовались даже во время осады. В ходе раскопок, проводившихся в Масаде, остатки микв были тщательно исследованы раввинами Давидом Минцбергом и Элиэзером Альтером. В отчете раввины отметили, что оба бассейна были построены с точнейшим соблюдением всех положений еврейского закона о миквах. Оказывается, за восемнадцать прошедших веков конструкция миквы не изменилась.
В самые разные эпохи существования еврейского народа миква представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. Если же судьба забрасывала еврейские семьи в такие места, где миквы не было, еврейские женщины проявляли чудеса героизма. К примеру, в деревнях России еврейки зимой делали проруби в замерзших прудах, чтобы выполнить заповедь. В советские времена, когда соблюдение еврейских традиций жестоко каралось, те немногие семьи, которым удалось сохранить верность еврейскому закону, строили подпольные миквы, существование которых тщательно скрывалось. Об одной из таких микв рассказывает Арье Каплан в своей книге “Воды Эдена”:
“Мой друг несколько раз приезжал в Россию. Там он однажды посетил молодую еврейскую семью. Подробно обсудив с ней некоторые проблемы местных евреев, он уже собрался было распрощаться, но тут хозяин дома, высокий крепкий мужчина по имени Яков, тихо сказал, видимо, проникшись доверием к иностранному гостю: "Подождите, я Вам кое-что покажу".
Он подвел моего друга к платяному шкафу и, прежде чем открыть дверцу, оглянулся, будто хотел убедиться, что в комнате нет посторонних. Убедившись в полной безопасности, он открыл шкаф, сдвинул в сторону несколько коробок и осторожно приподнял пару досок на дне шкафа. Под досками обнаружились ступеньки, по которым они оба спустились. И оказались над маленьким бассейном. "Это наша городская миква, - гордо заявил хозяин. - Ею пользуются более сорока семей".
Затем Яков рассказал, с каким риском для себя он и его ближайшие товарищи строили эту микву. По закону советских властей, сооружать любые "религиозные объекты" можно только с их ведома и разрешения. Нарушителей строго наказывают. К тому же, Яков жил в доме, который считался принадлежащим государству, и в случае разоблачения ему грозил длительный срок тюремного заключения за "порчу общественного имущества".
Понятно, что миква строилась в условиях самой суровой конспирации. Ни знакомые, ни даже соседи Якова, ни о чем не догадывались. Самым тяжелым оказалось копать землю под зданием - работа шла очень медленно, поскольку грунт приходилось удалять малыми порциями, чтобы не вызывать подозрений у соседей. По той же причине цемент приобретался в мизерных количествах - что называется "ради мелкого текущего ремонта", - пока не был накоплен достаточный запас для отделки стен миквы. С такими же предосторожностями добывались водопроводные трубы. При этом "подпольные", в буквальном смысле этого слова, строители старались точно следовать еврейским законам, касающимся строительства миквы. Так или иначе, вся работа, трудновыполнимая даже в нормальных, обычных условиях, однажды была успешно доведена до конца.
8. Миква: мифы и наветы
“Понятия чистоты и нечистоты ... не относятся к категориям, доступным человеческому разуму, это хуким”
Рамбам
Заповедь о микве относится к числу тех, что не могут быть до конца постигнуты человеческим разумом. Такие заповеди называются “хуким” - повеления. Мы исполняем их как прямые повеления Б-га, несмотря на то, что их смысл нам непонятен. Говорят наши мудрецы, что “злое начало” (йецер ара), присущее каждому человеку, чаще всего восстает именно против таких законов. Неудивительно, что вокруг таких заповедей возникает больше всего мифов и домыслов, а зачастую и прямых наветов. Обвинения при этом выдвигаются такие:
- “В микве запрещено менять воду, поэтому там антисанитарные условия”. На самом деле это неправда, вода в бассейне, непосредственно предназначенном для окунания, меняется после каждого посещения.
- “В микве грязная вода, потому что окунаются в нее немытыми”. На самом деле перед тем, как окунуться, человек должен тщательно вымыть все тело.
- “Окунувшись в микву, человек должен сделать глоток воды “для внутреннего очищения”. Это тоже ложь, никаких глотков делать не надо.
В плену заблуждений, касающихся заповеди о микве, находятся как “рядовые” антисемиты, так и люди образованные. К примеру, в посвященных микве описаниях русского философа Василия Розанова, нередко обвиняемого в “юдофилии”, имеется множество неточностей и просто грубых искажений, основанных на все тех же распространенных мифах и домыслах. Приведем лишь несколько цитат из его книги “Юдаизм”: “от этой купальни несёт такое нестерпимое зловоние, что мимо идти нельзя, не зажавши рот и нос. Происходит же это зловоние оттого, что в купальне в одну пятницу перебывают тысячи евреев; и весь этот люд, каждый особо, оставляют там накопленный на его теле в течение недели грязный вонючий пот. Несмотря на ужасное зловоние, евреи с особым наслаждением моются в этой микве, окунаясь с головой по нескольку раз в омерзительную влагу, произнося каждый по нескольку раз с особым чувством и расстановкой: “в честь субботы”. Мало этого, они после себя, перед сумерками посылают туда своих жён, чтобы они почистились, помылись после известного очищения и пригодились бы для известной цели”. “В резервуаре этом вода не переменяется по нескольку месяцев” (там же). “Для миквы неприемлема проточная вода: “миква очищает, если выкупаться в стоячей воде” (1. 11 – 57). Воду в микве “несколько месяцев не меняют, пока она не становится почти липкою. Степень величайшего загрязнения для еврея есть степень величайшей святости”.
Для того, кто прочел предыдущие разделы, посвященные микве, очевидно, насколько все эти рассуждения противоречат реальности.
(при наличии нескольких предметов — келим).
1. Что такое миква
1.1. Что такое миква и почему она важнее синагоги?
3. Миква в жизни еврейской семьи
2.4. Заповедь о микве и святость времени
|