Брак в иудаизме
Концепция брака в иудаизме
Брак как исполнение Божественного предназначения и обретение целостности
"И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответствующую ему... И навёл Господь Бог крепкий сон на Адама, и взял одну из сторон его... И перестроил Господь Бог сторону, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей... Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью" (Тора, Брейшит 2) Итак, создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения практических нужд, но и как реализация Божественного предназначения, исполнение Божественного повеления, направленного на восстановление целостности человека. Более того, на основании сказанного там же в Торе (Брейшит 1): "Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК" еврейские мудрецы заключают: тот, кто ещё не создал семью, не является "человеком" в полном смысле слова (Талмуд, трактат "Йевамот"). Комментарий Сфорно добавляет по этому поводу: "Человек в каждом своём действии стремится достичь совершенства, заложенного в самой его природе, в самой идее сотворения человека. А суть этого совершенства такова, что муж и жена существуют только как одно целое". Это телесное единство, о котором сказано: «и будут они единой плотью» и которое реализуется в «сотворении» новой жизни, объединяет человека с Творцом. Об этом сказано в Мидраше: «Трое участвуют в создании человека: отец и мать дают ему тело, а Всевышний даёт ему душу». Поэтому Хава при рождении сына говорит: "Обрела я человека вместе с Господом" (Брейшит 4).
Брак: мистическая интерпретация
В Талмуде об отношениях мужа и жены говорится следующее. В еврейском слове иш (שיא) — «муж» — содержится одна из букв Имени Всевышнего — йод (י), связанная с мужским началом. А в слове иша (השא) — «жена» — содержится другая буква из Имени Творца — эй (ה), символизирующая женское начало. Остальные общие для этих слов буквы — алеф (א) и шин (ש) — составляют слово эш (שא) — «огонь». Смысл этого такой: когда муж и жена, иш и иша, живут по законам Торы, — Создатель с ними. Но если они не соблюдают ее заповеди, изгоняя Имя Создателя из своего союза, то остается лишь пламя, сжигающее обоих.
Муж и жена; Бог и народ Израиля
Священное писание проводит аналогию между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Бога с народом Израиля, с другой стороны. Так, в книге пророка Йермияу Всевышний, обращаясь к народу Израиля, говорит: "Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную". В книге пророка Ошеа Бог обращается к народу Израиля с такими словами: "Я обручу тебя Мне навеки... и познаешь Господа".
Дарование Торы в еврейской традиции уподобляется свадьбе. Суть свадебного обряда в создании семьи – еще одной частички большого еврейского мира. А сущность сотворения мира – это объединение Б-га со Своим народом: еврейский народ и Творец Мира объединили свои судьбы. Во время объединения у горы Синай Б-г вручил нам Свою Тору - законы и обязательства. Жених дает невесте Ктубу - брачный контракт, документ, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене. Всевышний объявил евреев Своим народом. И жених надевает кольцо на палец невесте, объявляя ее "своей".
|