Еврейская свадьба Хупа. Обычаи, традиции, законы еврейской свадьбы
Еврейская свадьба. Краткое описание.
Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу - свадебный балдахин. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.
Под хупой совершается обряд обручения – Кидушин, – который ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. При этом он произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему.
Затем публично зачитывается Ктуба - договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.
Далее читают Шева Брахот - семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате – Хедер Ихуд.
За этим следует праздничное застолье.
В течение семи дней после свадьбы устраивают праздничные трапезы для жениха и невесты с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе.
Перед церемонией бракосочетания уже должна быть составлена Ктуба.
Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.
Еврейская помолвка называется Тноим, что буквально означает «условия». Помолвка знаменует окончательную договоренность между женихом, невестой и их родителями о свадьбе. Эту договоренность принято закреплять в письменном виде. При этом жених совершает киньян – символическое действие (поднятие какой-либо вещи, например, носового платка), обозначающее окончательность его решения.
Кроме того, во время помолвки оговаривается доля материального участия родителей в проведении свадьбы и обеспечении молодоженов всем необходимым. Как правило, устанавливается и приблизительный срок свадьбы. Если документ не пишется, то все эти договоренности оглашаются устно.
После оформления Тноим и их оглашения мать жениха и мать невесты разбивают тарелку. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию, таким же необратимым должен быть только что совершённый процесс обручения. И как невозвратимо откололись от тарелки осколки, так же невозвратимо «откололись» жених (от всех других женщин, кроме своей будущей жены) и невеста (от всех других мужчин, кроме своего будущего мужа).
После этого устраивается небольшое застолье в кругу родственников и близких друзей.
Несмотря на символическое значение Тноим, договоренность о свадьбе является, по сути, договором о намерениях и не накладывает никаких окончательных обязательств.
Назначение времени свадьбы
Существуют некоторые даты, когда проводить свадьбу нельзя. Это:
- шабат (с захода солнца в пятницу и до выхода звезд в субботу);
- йом тов (еврейский праздник, когда запрещена работа), включая "холь а-моэд" (полупраздничные дни): Рош а-Шана, Йом-Кипур, Шавуот, вся неделя Суккот, все неделя Песах;
- дни постов: 9-е Ава, 17-е Таммуза, 3-е Тишрей ("Пост Гедалии"), 10-е Тевета, 13-ое Адара ("Пост Эстер");
- особые траурные периоды: дни Омера - от начала Песах до Шавуот (кроме Лаг ба Омера) и дни "бейн а-Мецарим" между 17-м Таммуза и 9-м Ава.
До свадьбы невеста должна окунуться в микву – бассейн для ритуального окунания – и стать «чистой». Окунание возможно только в тот период, когда у невесты нет менструации, что также необходимо учитывать при назначении даты свадьбы.
Перед свадьбой невеста должна окунуться в воды ритуального бассейна, микву. Правила окунания достаточно сложны, и для их правильного соблюдения следует тщательно изучить соответствующие разделы еврейского закона.
Более подробно смотрите здесь.
Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. В Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение – Хупа-зал. Банкет может, в принципе, проходить в любом месте – ресторане, клубе или банкетном зале гостиницы. Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, праздничную трапезу лучше устроить в ресторане при синагоге, поскольку там для вас будет приготовлена кашерная, т.е. разрешенная еврейским законом пища, что в Петербурге является большой редкостью.
Разумеется, одежда и жениха с невестой, и гостей должна быть праздничной. Мужчины во время церемонии должны быть с покрытой головой. Для этого подойдет кипа (ермолка) или любой другой головной убор. Кипу можно купить в магазине «Кошер» при синагоге.
Свадебное платье невесты традиционно шьется из белой ткани и, по крайней мере, не должно быть темным. Белый цвет – символ безгрешности и чистоты, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи. Покрой и фасон свадебного платья может быть любым при условии соблюдения еврейских законов о скромности: без глубокого декольте или разрезов снизу, рукава должны прикрывать локти, а юбка – колени, ткань не должна быть прозрачной.
То же самое относится и к одежде всех остальных участниц свадебной церемонии.Не считается предосудительным выйти замуж в платье, взятом напрокат.
Перед свадьбой жених и невеста какое-то время не должны видеться. В зависимости от обычая, это время варьируется от одной недели до одного дня. Встречаются они уже под хупой. Перед тем, как лицо невесты закрывают фатой, жених заглядывает ей в лицо, чтобы убедиться, что перед ним его избранница.
В течение нескольких дней до свадьбы, а также всей свадебной недели, молодая пара считается «королевской четой». Поэтому на протяжении всего этого времени новобрачных непременно должен кто-нибудь сопровождать.
В субботу, предшествующую хупе, во время утренней молитвы жениха вызывают к Торе. В честь него присутствующие в синагоге поют веселый напев, а из женского отделения его осыпают сладостями, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой.
Принято также в эту субботу в синагоге устраивать Кидуш при большом стечении народа. Жених использует эту возможность, чтобы продемонстрировать свои познания в Торе: произносит речь, посвященную какой-либо проблеме в понимании текста Торы.
Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Суббота перед свадьбой называется Шаббос кала («Суббота невесты»), или Форшпилъ.
Для жениха и невесты день их хупы подобен Йом-Кипуру – дню искупления. Закон предписывает жениху и невесте в этот день поститься. Пост жениха и невесты должен продолжаться до окончания церемонии хупы.
Перед началом свадьбы составляют и подписывают Ктубу – брачный договор. Обычно это делают незадолго до начала свадебной церемонии. Подписание Ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями.
Ктуба – это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, Ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».
Функция Ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. Ктуба – это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».
Текст Ктубы составлен на арамейском языке – разговорном языке евреев Страны Израиля в эпоху мудрецов. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой стандартный, красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности. При составлении Ктубы и ее оглашении раввин переводит текст на язык, понятный жениху и невесте.
Перед подписанием Ктубы раввин, составляющий Ктубу, оглашает ее текст целиком, и перед тем, как документ будет подписан, жених подтверждает свои обязательства совершением киньяна в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в Ктубе. Киньян – действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продается или передается, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продает» невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в Ктубе, а для большей верности ставит подпись под текстом Ктубы рядом с подписями свидетелей. В качестве свидетелей не могут выступать родственники жениха или невесты.
Ктубу зачитывают публично сразу после того, как жених передает невесте кольцо. После оглашения жених отдает ее невесте. Невеста должна бережно хранить этот документ.
Текст Ктубы
____ дня недели и ____ числа _______ месяца в _______ год от сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в городе,____________свидетельствуем, что (имя) ______, сын (имя)_________, сказал девице (имя)___________, дочери (имя)____________: "Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля - а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар - двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире".
И эта девица, госпожа (имя)___________, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье - всего (количество)__________. И соизволил жених, господин (имя)____________, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в (количество)__________, итого - ____________. И так сказал раби (имя)____________, жених: "Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой Ктубы и прибавки к этой Ктубе, и даже этот плащ на моих плечах - залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века".
Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе принял на себя раби (имя)_________, жених, со всей строгостью подобных документов (Ктуба и прибавка к Ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта* и не как бланк документа**.И мы приняли киньян на это от раби __________, жениха, для госпожи __________, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, - вещью, пригодной для совершения киньяна***; и все это твердо и непоколебимо.
И всё это верно, ясно и подлинно
(подпись - имя), свидетель
(подпись - имя), свидетель
И я, жених, принимаю на себя всё вышесказанное и подписываюсь в этом сегодня.
(подпись)
*Асмахта - не вполне искреннее обязательство, данное в расчете на благоприятное стечение обстоятельств, которые, однако же, в действительности складываются иначе.
**Бланк документа - написанный ради тренировки или для другой цели, но не по поручению лица; обязывающегося выполнять то, что перечисляется в этом документе.
***Киньян - здесь процедура, которая по закону Торы придает юридическую силу заключенному союзу.
Для составления Ктубы и самой церемонии бракосочетания необходимы два свидетеля. Они должны удовлетворять следующим условиям: быть мужчинами, евреями, религиозными (т.е. "соблюдающими") и взрослыми (согласно еврейскому закону совершеннолетие - это 13 лет.) Свидетели должны не опоздать и прийти заранее, чтобы участвовать в составлении Ктубы и поставить свои подписи.
Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей – Кабалат паним. Накрывают стол с легкими закусками и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии молодые не должны встречаться друг с другом, Кабалат паним проводят в двух разных местах – отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.
Бадекениш – закрывания лица невесты
Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обряд Бадекениш – покрыть лицо невесты фатой. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания свадьбы. Далее следуют остальные мужчины.
Люди, сопровождающие жениха и невесту, называются шошвиним. Считается, что жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста – царице, поэтому их должна сопровождать свита. Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям – самым близким людям бракосочетающихся. Если же родителей нет, выбирают чету других, близких и любимых людей. Желательно, чтобы шошвиним были женаты в первом браке – это добрый признак для молодых.
Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой.
Подойдя к невесте, жених берет откинутую назад фату и закрывает ею лицо невесты.
Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.
Затем жених со своей «свитой» направляется к хупе и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже.
Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними.
Невеста вместе с сопровождающими семь раз обходит вокруг жениха. Семь обходов, проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира, цельность Творения. Затем невеста становится по правую руку от жениха. Отцы стоят рядом с женихом, матери – рядом с невестой.
Что такое хупа
Хупа – свадебный балдахин – это кусок ткани, устанавливаемый на четырех шестах, либо талит,- большое молельное покрывало, которое держат натянутым за углы (иногда для поддержания углов используют специальную конструкцию на возвышении, а иногда его просто держат четверо - по числу углов - высоких и сильных гостей). Как правило, Хупа устанавливается под открытым небом. Под этим балдахином, собственно, и происходит обряд бракосочетания, поэтому говорят: "поставить хупу", "стоять под хупой". Непосредственно под хупой стоят жених и невеста, их родители и раввин, проводящий свадьбу.
Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.
Кидушин – церемония бракосочетания под хупой.
По давно сложившейся традиции, кидушин – свадебную церемонию – проводит раввин общины, или тот, кому раввин это поручит.
Музыка во время церемонии Не существует раз и навсегда установленного правила о том, должна ли звучать музыка во время свадебной церемонии. Часто музыка сопровождает выход невесты, когда ее ведут под хупу, и завершение свадебной церемонии под хупой. Большинство пар выбирают традиционную еврейскую музыку.
Надо ли платить за проведение свадьбы?
Проведение свадьбы - это важная заповедь, поэтому платы за это не берут. Но не возбраняется дать цдаку, пожертвование на благотворительные цели. Можно спросить совета у раввина, который будет проводить свадебную церемонию, на что стоит пожертвовать.
Начало церемонии
Раввин, проводящий церемонию, произносит благословения над бокалом вина:
(1) «Благословен Ты Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».
(2) «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими женами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!»
Жених и невеста отпивают из бокала вина, над которым раввин произнес благословение.
Надевание кольца Затем свидетелей кидушин приглашают подойти поближе, чтобы они видели, как жених надевает невесте обручальное кольцо. Жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно достаточной стоимости. Перед тем, как надеть кольцо, жених произносит:
"Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля"
«Арей ат мекудешет ли бе-табаат зо ке-дат Моше ве-Исраэль».
Кольцо надевают на указательный палец правой руки (но носят на безымянном). Свидетели провозглашают 3 раза: «Освящена»: "мекудешет, мекудешет, мекудешет !" Остальные повторяют за ними. С этого момента молодые считаются мужем и женой.
Обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без вырезанных на нём узоров, букв и символов. Обручальное кольцо нельзя одалживать или брать напрокат, оно должно быть собственностью жениха. Положено, чтобы стоимость кольца была не меньше прута – монеты наименьшего достоинства во времена Талмуда, стоимость которой равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, мудрецы установили раз и навсегда, что кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений. По еврейскому закону, обручальное кольцо должна носить только женщина, но не мужчина, поэтому то кольцо, которое жених надевает на палец невесте, на еврейской свадьбе – единственное.
Затем раввин, проводящий церемонию (или человек, делающий это по поручению раввина), оглашает текст Ктубы. После этого жених вручает Ктубу невесте.
Шева брахот – Семь благословений
Наливают второй бокал вина и произносят шева брахот – семь свадебных благословений. Иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей-мужчин. Следует решить заранее, кому предоставить право произнести эти благословения.
После каждого благословения все отвечают "амен". Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна – десяти мужчин-евреев.
Текст семи свадебных благословений
Благословение первое:
Барух Ата Адонай Элоейну Мелех а-олам Боре при а-гафен!
Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший виноградный плод [вино]!
Благословение второе:
Барух Ата Адонай Элоейну Мелех а-олам ше-а-коль Бара лихводо!
Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший всё во славу Его!
Благословение третье:
Барух Ата Адонай Элоейну Мелех а-олам Йоцер а-адам!
Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, создавший [первого] человека!
Благословение четвёртое:
Барух Ата Адонай Элоейну Мелех а-олам ашер йацар эта-адам бе-цальмо, бе-целем дмут тавнито, ве иткин ло мимено биньян адей ад. Барух Ата Адонай Йоцер а-адам!
Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, Который создал человека по Своему образу; по образу подобия Своего, и построил ему из его же плоти [Хава из ребра Адама] здание навеки. Благословен Ты, Господь, создавший человека!
Благословение пятое:
Сос тасис ве-тагельа-акара бе-кибуц банеа летоха бесимха. Барух Ата Адонай месамеах Цион беванеа!
Пусть возрадуется и возликует бездетная [Иерусалим] когда соберутся там в радости сыновья её. Благословен Ты, Господь, радующий Сион её сыновьями!
Благословение шестое:
Самеах тесамах реим аувим ке-самехаха йецирха бе-Ган Эден микедем. Барух Ата Адонай месамеах хатан ве-хала!
Дай же радость нежно любящим - как радовал Ты сотворённого Тобою в Райском Саду в древности. Благословен Ты, Господь, радующий жениха и невесту!
Благословение седьмое:
Барух Ата Адонай Элоейну Мелех а-олам ашер бара сасон ве-симха, хатан ве-хала, гила, рина, дица ве-хедва, аава ве-ахава ве-шалом ве-реут. Мера Адонай Элоейну йишама бе-арей Йеуда у-ве-хуцот Йерушалайим коль сасон ве-коль симха, коль хатан ве-коль кала, коль мицелот хатаним ме-хупатам у-неарим ми-миште негинатам. Барух Ата Адонай месамеах хатан им кала!
Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший веселье и радость; жениха и невесту; ликование, пение, торжество и блаженство; любовь, и братство, и мир, и дружбу! Господь, наш Бог, да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос из-под свадебного балдахина и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Господь, радующий жениха с невестой!
После последнего из благословений жених и невеста пьют вино - уже как муж и жена.
Затем отец невесты даёт жениху выпить из бокала, и точно так же мать жениха даёт выпить из бокала невесте.
Разбивание бокала
После того, как прочитаны семь свадебных благословений, в завершение церемонии под хупой жених разбивает ногой стеклянный бокал (который для безопасности обычно заворачивают в бумагу или кладут в пакет). Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме.
Сразу после церемонии хупы свидетели провожают молодоженов в комнату, где они в первый раз уединятся на некоторое время. Там они едят легкий ужин после поста. Уединение, символизирующее брачное соединение, завершает процесс кидушин, придавая ему необходимую полноту.
Факт уединения должен быть засвидетельствован достойными свидетелями. В течение всего времени уединения в комнату никто не имеет права входить.
Трапеза не обязательно должна следовать непосредственно за хупой. Можно провести хупу в синагоге, а трапезу устроить в другом месте.
Начинается трапеза с благословения над халами – праздничными хлебами.
Особое значение во время трапезы придается тому, чтобы веселить жениха и невесту. Перед женихом и невестой поют, танцуют, стараются порадовать их, кто как может.
По еврейскому закону, мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой, чтобы мужчины и женщины не видели друг друга.
По завершении свадебной трапезы произносят благословение после еды и снова повторяют «Семь Благословений», которые уже читали под хупой.
Принято, что родители невесты в день хупы дарят жениху новый талит, в который на следующее утро, к молитве Шахарит жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек.
А жених дарит невесте сидур, молитвенник, украшенный инициалами невесты, букет (который будет в руках невесты во время свадьбы) и духи.
Еврейская традиция никак не регламентирует подарки остальных родственников и гостей. Обычно молодым дарят то, что может пригодиться им в хозяйстве и обустройстве дома.
Если невеста ранее не состояла в браке, на протяжении шести дней после свадьбы принято устраивать для новобрачных трапезы, во время которых произносят семь свадебных благословений. Это делается в напоминание о том, что после женитьбы Якова на Лее прошло семь дней, прежде чем он взял в жены Рахель. Цель этого обычая – дать возможность услышать свадебные благословения тем, кто не попал на свадьбу. Поэтому необходимо, чтобы каждый день, кроме субботы, на трапезе присутствовал хотя бы один новый приглашенный. Для произнесения свадебных благословений необходимо присутствие Миньяна (десяти мужчин). Эти трапезы обычно устраивают родственники и друзья жениха и невесты.
В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот.
-
Подготовьте заранее стеклянный бокал, который жених должен разбить на свадьбе, и заверните его в прочный пакет, фольгу или платок (чтобы осколки не разлетелись). Практика показывает, что более чем в половине случаев жениху не удаётся с первого удара разбить бокал (наверное, от волнения). Никакой дурной приметы в том нет, но всё-таки проследите, чтобы бокал был из обыкновенного, а не утолщённого (и не тонкого, чтобы не было слишком много осколков), стекла.
-
Платье невесты стоит весьма дорого и не каждому по карману (при этом, что особенно обидно, используется только раз в жизни). Есть многочисленные ателье, где можно взять очень красивое свадебное платье напрокат. Тем, кому и это дорого, рекомендуем обратиться в специальные религиозные благотворительные фонды - "Гмах", где можно получить платье за ещё более низкую плату.
-
Продумайте заранее, кому предоставить право сказать семь благословений под хупой. Это, как правило, самые близкие родственники или наиболее уважаемые из приглашённых. Если они не знают иврит, подготовьте заранее русскую транслитерацию соответствующего благословения.
-
Если даже жених плохо знает иврит, ему полезно заранее выучить наизусть брачную формулировку, произносимую перед надеванием кольца на палец невесты:
«Арей ат мекудешет ли бетабаат зо кедат Моше веИсраэль».
|