Еврейские поминальные молитвы. Посещение могилы
Традиции поминовения и посещения могилы
Кадиш
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш Ятом - Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
На седьмой день после похорон
-
На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование – цдаку.
-
Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
-
Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.
На тридцатый день после похорон
На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование – цдаку. Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
Йорцайт - годовщина смерти
-
Принято отмечать годовщину смерти близких (в соответствии с датами еврейского календаря).
-
В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти.
-
Принято посещать могилу по истечении 12 месяцев, даже в високосный год, когда этот день не совпадает с йорцайт.
-
Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник. Специально зажженный для этой цели электрический светильник также допустим, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
-
Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд).
-
Читают Кадиш и подборку псалмов
-
Посещают могилу.
-
Во многих общинах в йорцайт родителей принято поститься. В нашей общине такого обычая нет.
-
Для мужчины в этот день желательно вести общественную молитву.
-
Дают цдаку, чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
-
В йорцайт не развлекаются.
Изкор - молитва в дни поминовения
-
Четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздник Шавуот (в диаспоре – во второй день этого праздника), в праздники Йом-Кипур и Шмини-ацерет [см. раздел Календарь] после чтения свитка Торы произносят молитву за душу умершего – Изкор.
-
Эту молитву обязательно читать в синагоге во время утренней праздничной молитвы т.к. Изкор читают в присутствии свитка Торы.
-
Невыполнение содержащегося в тексте молитвы обета пожертвовать деньги на благотворительные цели обессмысливает ее.
-
Те, у кого живы оба родителя, покидают зал во время чтения Изкор. В течение первого года скорбящие сами не читают Изкор, но не покидают зал.
-
В Изкор называют еврейские имена покойного и его отца.
Текст молитвы Изкор
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
Посещение могилы
-
Евреи не кладут цветы или венки на могилу. Цветы, положенные на могилу, а тем более в гроб, – пережиток языческого обычая жертвоприношения духам предков, запрещенного евреям. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний.
-
Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
-
Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
-
Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
-
Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
-
Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
в субботу и праздники; в Пурим - 14 и 15 числа месяца адар; а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт): в течение всего месяца нисан; в Песах шени - четырнадцатого числа месяца ияр в Лаг ба-омер; в месяц сиван – с новомесячья и до двенадцатого числа; девятого числа месяца ав; пятнадцатого числа месяца ав; с Йом-Кипура до конца месяца тишрей; в Хануку; в Ту-би-шват - пятнадцатого числа месяца шват; в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году); в рош-ходеш (новомесячье).
|