Мезуза
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЧТО ТАКОЕ МЕЗУЗА?
2. ФУТЛЯР ДЛЯ МЕЗУЗЫ
3. СМЫСЛ ЗАПОВЕДИ О МЕЗУЗЕ
4. ЕВРЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ О МЕЗУЗЕ
5. ЧТО НАПИСАНО В ТЕКСТЕ МЕЗУЗЫ?
6.1. В КАКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ СЛЕДУЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ МЕЗУЗУ 6.2. КОГДА НУЖНО УСТАНОВИТЬ МЕЗУЗУ? НА КОМ ЛЕЖИТ ЭТА ОБЯЗАННОСТЬ? 6.3. КАК ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ МЕЗУЗА 6.4. КАК ВСТАВИТЬ ПЕРГАМЕНТ В ФУТЛЯР? 6.5. КАК ВЫБРАТЬ КОСЯК? 6.6. КАК РАСПОЛОЖИТЬ МЕЗУЗУ НА КОСЯКЕ? 6.7. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПРИКРЕПИТЬ МЕЗУЗУ? 6.8. КАК КРЕПЯТ МЕЗУЗУ?
Мезуза - это небольшой свиток, изготовленный из кожи животного. На ней рукой опытного переписчика (сойфера) особым шрифтом на иврите написаны отрывки из Торы, в которых упоминается эта заповедь.
Мезузу сворачивают в трубочку, вкладывают в узкий длинный футляр и прикрепляют к косякам дверей еврейского дома.
Буквально в переводе с иврита слово «мезуза» означает косяк, однако, как правило, под этим словом понимается свиток в футляре, устанавливаемый на косяке двери.
Футляр предохраняет мезузу от всего, что может ей повредить: от сырости, солнечных лучей и т.п. Если хоть одна буква мезузы сотрется, вся мезуза станет негодной.
В принципе, мезузу можно просто завернуть в полиэтилен. Однако многие еврейские авторитеты считают, что будет лучше, если и вид самого футляра будет особенным, напоминающим о заповеди помещать слова Торы на входе в дом. Поэтому за многие века сложилось отдельное направление в еврейском прикладном искусстве - изготовление футляров для мезуз. Они бывают самых различных форм и размеров. Но главное -- это свиток, футляр лишь оформление.
По традиции, на футляре крупным шрифтом пишется буква (шин) - первая буква одного из имен Вс-вышнего - Ш-а-д-а-й.
На обратной стороне пергамента мезузы нанесены три ивритские буквы: «шин», «далет» и «йуд». Они составляют одно из семи имен Всевышнего, Шадай. Это слово представляет собой аббревиатуру слов шомэр длатот исраэл - «охраняющий двери Израиля». Мезуза охраняет еврейский дом вместе со всем, что в нем есть, и всеми, кто в нем живет, даже если они находятся в дальней дороге. Об этом сказано в книге Теилим (Псалмов Давида): “Г-сподь будет хранить тебя, когда ты отправишься в путь и когда станешь возвращаться - отныне и вовеки!” За соблюдение заповеди о мезузе Тора обещает долголетие.; сразу после упоминания о мезузе сказано: "...дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших"
Мезуза находится непосредственно на входе в частное владение – в месте cоприкосновения двух сфер жизни, личной и общественной.
Каждый раз, когда мы выходим из дома или входим в него, мезуза на нашей двери напоминает нам о том, что Всевышний вездесущ, что Он все видит, и его власть не имеет границ. Мезуза заставляет нас отвлечься от повседневных забот и осознать, что нет на свете ничего вечного и незыблемого, кроме Всевышнего, и нет для человека иной возможности быть близким к Нему, кроме как следовать Его воле. Заповедь о мезузе помогает нам посвятить все наши дела и помыслы Всевышнему. Поэтому принято, проходя мимо мезузы, целовать ее (обычно прикладывают к мезузе пальцы правой руки и затем целуют их).
Великий мудрец и праведник нашего времени - Любавический Ребе - уделял особое внимание заповеди о мезузе и, отвечая на многочисленные письма с просьбой о благословении в личных проблемах и делах, просил обязательно проверить наличие и пригодность "мезузот" в доме.
Сказал Рав Уна: «Ответственно отнесшийся к исполнению заповеди о мезузе удостоится красивого жилища».
Сказал Рабби Элиэзер: «Город, в котором хотя бы на одном дверном косяке есть мезуза, никогда не будет развращен идолопоклонством и не будет уничтожен за это».
Зоар, гл. Пинхас«Мезуза отводит нечистые силы от еврейского дома».
Зоар хадаш, мегилат Рут «Даже в час, когда ангелу-разрушителю дано право приносить вред людям, приближаясь к дому евреев, он поднимает взор и видит пред собой имя Бога — Шадай — на мезузе, и подчиняется сказанному в Торе: “И не даст [Бог] вредителю войти в ваши дома для разрушения”»
Рамбам, Законы мезузы, часть 6 Должен человек помнить о мезузе, - обязательна она в любое время и для всех. И каждый раз, когда он входит или выходит, да прикоснется в присутствии Всевышнего к Имени Пресвятого, Благословен Он, и вспомнит о Его любви. И вспомнит он о Его учении и о бренности земного. И поймет, что ничто не вечно, кроме Превечного. И опомнится он, и пойдет по праведному пути".
Рамбам, Законы о тфилин «Сказали мудрецы древности: ”Каждый, кто крепит тфилин на голову и на руку, цицит — на край одежды и мезузу — в дверном проеме, находится в поле безгрешности. Ибо имеет такой человек множество напоминаний [о заповедях], и напоминания эти — ангелы, хранящие его от греха, о которых сказано ”Располагается ангел Бога вокруг трепещущих пред Ним и спасает их“».
Раби Моше Альшейх "И у входа в комнату, которая заключена внутри другой комнаты, нужно прикреплять мезузу. Ведь даже когда человек находится в глубоких внутренних покоях и скрыт от взора людей, он должен помнить, что око Всевышнего видит все и там".
"Есть врата и мезузы, которые принадлежат одному человеку, они - часть его дома. Однако есть врата и мезузы, принадлежащие всему еврейскому народу, - это врата Эрец Исраэль. Благодаря мезузе мы вспоминаем Святую землю, родину народа Израиля".
"...Все буквы, которые мы видим в Торе, - суть проявления 22-х потоков божественного света (орот), находящихся в высших мирах. Эти трансцендентные потоки божественного света передают свой "свет" буквам, откуда и берётся святость самой Торы, святость свитка Торы, тфилин, мезуз и всех священных писаний. И соразмерно святости, в которой они пишутся, возрастает влияние и энергия потоков божественного света на сами буквы. Поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, полностью некошерен, ибо высший свет через него не проникает, как должно, передавая святость народу посредством его чтения..."
Текст мезузы состоит из двух отрывков из пятой книги Торы -- Дварим, в которых говорится об этой заповеди. Это первые две части одной из самой важных молитв - Шма Исраэль. В этих отрывках содержатся основные принципы иудаизма, такие как вера в единого Б-га, необходимость быть преданным Ему во всем.
См. комментарии к первому отрывку "Шма" здесь
Слушай, Израиль: Господь - Бог наш, Господь один!
Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. И будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их детям своим, и произноси их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих.
См. комментарии ко второму отрывку "Шма" здесь
И будет: если вы будете послушны повелениям, которые Я даю вам сегодня: любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, - то дам Я дожди земле вашей в срок, от начала и до конца зимы, и соберешь ты свой хлеб, и вино, и оливковое масло; и дам траву для скота на луга твои; и будешь ты есть досыта. Однако берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим богам и поклоняться им. Ибо тогда разгневается на вас Господь и замкнет небеса; и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды; и исчезнете вы вскоре с той благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти слова Мои всем сердцем вашим и всей душой вашей, и в знак повяжите их на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими. И научите им сыновей ваших; чтобы произносили их сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на косяках дверей дома своего и ворот своих. Чтобы дни ваши и дни сыновей ваших умножились - на земле, которую Господь клятвенно обещал отцам вашим, - как дни существования небес над землею.
По закону, мезузы крепятся на косяках дверей всех комнат еврейского дома или места работы, если это помещение имеет отношение только к еврею или его семье. (т.е, в коммунальной квартире мезуза не вешается в местах общего пользования, а на работе мезуза вешается, например, на косяк личного кабинета). Исключение составляют ванная, туалет и нежилые помещения, такие как чердак или склад, -- там мезузу устанавливать не нужно. Если у вас есть только одна мезуза, лучше прикрепить ее на главном входе в дом.
Не устанавливают мезузу на входе во временное жилище – т.е., такое, где человек собирается прожить меньше 30 дней.
Мезузу не прикрепляют у входа в жилое помещение, если его площадь составляет менее 3.68 кв. м.
О том, следует ли прикреплять мезузу на таком входе, где нет косяков и притолок или на двери иной формы или иного типа, кроме створчатой, следует спросить у раввина.
За пределами Израиля мезузу следует устанавливать не позднее 30-го дня со дня поселения в квартире или в доме, а в Израиле - с момента поселения. Причина этого различия заключается в том, что Земля Израиля считается местом, предназначенным для евреев, а поселение в других странах изначально рассматривается как временное.
Установление мезузы никак не связано с празднованием новоселия.
Обязанность установить мезузу лежит на том, кто проживает в доме или пользуется помещением, а не на том, кто им владеет, поэтому в съемных помещениях также устанавливаются мезузы.
При постройке или ремонте дома мезузы прикрепляют только после установки дверей.
Если вы купили мезузу, не упакованную в футляр, сначала ее нужно свернуть в трубочку. Свертывают слева направо текстом внутрь. Желательно обернуть мезузу полиэтиленом прежде, чем вложить в футляр, — это предохранит ее от сырости. Затем мезузу помещают в футляр, но это не обязательно, можно завернуть ее в какой-нибудь эластичный материал, например толстый полиэтилен, и выступающие края загнуть. Мезузу вставляют в футляр таким образом, чтобы имя Всевышнего Шадай, написанное на ее оборотной стороне, было обращено вовне — в сторону, противоположную от косяка. Если вы совсем не знаете иврит, есть опасность, что мезуза будет вложена в футляр вверх ногами, поэтому лучше обратиться к специалисту.
Футляр с мезузой прикрепляют на том косяке, который находится справа по отношению к входящему в помещение. Направление входящего во внутренние помещения определяется направлением его движения от главного входа.
В ХаБаДе придерживаются иной традиции: во внутренних помещениях дома направление входящего определяется направлением, в котором открывается дверь, при этом считается, что входящий открывает дверь от себя.
Мезуза устанавливается на внешней по отношению к помещению стороне косяка, т.е перед входом. Однако если есть опасения, что мезузу могут украсть или испортить, разрешается прикрепить ее внутри помещения.
Мезуза должна располагаться в нижней части верхней трети высоты косяка, не дальше 8 см от его верхнего края. Если дверь настолько высока, что мезуза, прикрепленная к верхней трети, оказывается заметно выше плеча человека среднего роста, ее следует прикрепить ниже; если дверь, напротив, низка, мезузу следует прикрепить выше, но не ближе 8 см от притолоки.
Принято, чтобы мезуза была слегка наклонена в направлении входа, но если косяк слишком узкий, мезузу вешают вертикально.
Перед тем, как прикрепить мезузу к косяку, произносят благословение:
Барух Ата Адонай Элогейну Мелех Аолам Ашер Кидшану Бемицвотав Вецивану Ликвоа Мезуза
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам устанавливать мезузу.
Сразу после произнесения благословения приступают к установке мезузы. Если прикрепляют несколько мезуз подряд, достаточно произнести благословение один раз, однако все то время, пока не прикрепили последнюю мезузу, нельзя отвлекаться и даже говорить на темы, не связанные с процессом установки мезузы. Если мезуза была плохо закреплена и упала, ее прикрепляют снова и произносят благословение.
Если мезузу по ошибке прикрепили не там, где нужно, ее надо снять и вновь прикрепить на должном месте, произнеся благословение.
Как крепят мезузу?
Важно, чтобы мезуза была прикреплена надежно. Лучше всего подойдут гвозди, шурупы или стойкий клей. Следует закрепить оба конца мезузы, в противном случае заповедь не будет считаться исполненной (недопустимо, например, чтобы мезуза висела на одном гвозде).
ПРОЦЕСС НАПИСАНИЯ. ПРОВЕРКА МЕЗУЗЫ.
Пергамент Пергамент – это внутренний слой кожи животного, обработанный до гладкости. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Прежде чем начать писать мезузу, сойфер нарезает пергамент на квадраты размером от 5х5 см. (для маленьких мезуз) до 15х15 см. (для больших). Мезузы большого размера более удобны в написании и потому, как правило, написаны четче и красивее.
Затем сойфер чертит едва заметные линии поперек листа, чтобы писать ровно. Буквы пишутся под каждой линией, как бы свисая с нее.
Текст для мезузы пишется специальными чернилами, которые на иврите называются дьё. Рецепт их изготовления был получен Моше (Моисеем) от Бога на горе Синай и передается из поколения в поколение.
Специалист по написанию текста для мезуз называется сойфер (или софер); он же пишет свитки Торы, свиток Эстер, читаемый в праздник Пурим, и тексты, которые вкладываются в Тфилин.
Специальность по изготовлению пергамента названия не имеет, что отнюдь не уменьшает значимости и сложности данного процесса.
Сойфер не только должен уметь писать красивым каллиграфическим почерком, но и разбираться в огромном множестве законов. Так, например, чтобы написать только одну мезузу, нужно знать более 4-х тысяч законов. Кроме того, сойфер должен быть очень Б-гобоязненным и ответственным человеком, поскольку даже мысли в момент написания влияют на кошерность, т.е пригодность для ритуального использования текстов, которые он пишет.
Мезуза пишется последовательно по порядку слов в исходном тексте. Это означает, что если писец написал слово неверно и обнаружил это лишь после того, как написал следующие слова, он не может просто вернуться и исправить слово. Если он это сделает, исправленное слово окажется написанным после слов, которые должны следовать за ним. Поэтому он должен стереть все, что было написано до ошибки, и написать это заново. Если одно из слов, которые нужно стереть, – это имя Б-га, мезузу нельзя исправить, потому что стирать имя Б-га запрещено. Мезуза с ошибкой, которую нельзя исправить, становитс псула, то есть непригодной к употреблению, и должна быть отправлена в генизу – хранилище для пришедших в негодность святых предметов, таких как мезузы и тфилин, а также старых потрепанных священных книг. Потом эти предметы захораниваются на еврейском кладбище.
Закончив написание мезузы, писец отдает ее другому квалифицированному писцу на проверку. Некоторые сойферы проверяют свои мезузы сами. На писце лежит большая ответственность. Нужно быть полностью уверенным, что мезуза написана правильно, поэтому обращение к другому сойферу – это мера предосторожности.
С течением времени мезуза может испортиться. Причин для этого много: это и перемены температуры, и сырость, и сухость воздуха...
Поэтому необходимо время от времени отдавать свои мезузы на проверку квалифицированному и Б-гобоязненному переписчику текстов Торы – сойферу. Иногда слегка испорченные мезузы могут быть исправлены. Если же повреждение более серьезное, мезузу следует заменить.
По букве закона Торы, мезузы в жилом помещении следует проверять дважды за семилетье, а в общественном - раз в 50 лет. Однако желательно проверять их чаще, так как они могут легко прийти в негодность из-за влажности, изменения температуры и т.д. Поэтому принято проверять мезузы всякий раз, когда в жизни семьи происходят изменения: например, если забеременела жена, после переезда на жительство в другую страну и т.д.
Обычай Хабада - проверять мезузы каждый год в месяц Элул.
«Законы написания мезузы - наиболее строгие из всех. Два примера: если в свитке Торы буквы и слова могут быть написаны не по порядку чтения слов (кесидран), а наоборот - слева направо, то если в мезузе написали так лишь одну букву, что определить визуально невозможно, вся мезуза некошерна и Ваш дом она не оберегает. Тфилин не обязательно писать на разлинеенном продавленными линиями (сиртут) пергаменте. Но если хотя бы одна из 713 букв в мезузе будет написана не на сиртуте - вся мезуза некошерна и непригодна для исполнения заповеди… Если какие-то две буквы "случайно" касаются друг друга - вся мезуза некошерна…Если чернила хотя бы в одной букве заметно потрескались…, вся Ваша мезуза некошерна и это все равно что ее у Вас нет…
Кроме того, представьте себе, что относительно каждой буквы существуют еще и детальные законы ее правильного написания. Часть букв должна иметь обязательные "шипы" (коцим) и "короны" (тагим). Проиллюстрируем это на примере обязательных стандартов написания только одной буквы, "Цади", как бы состоящей из букв "Йод" и "Нун"
Сойфер должен освящать и мезузу, и Имена Всевышнего перед их написанием. Если он случайно не освятил мезузу или одно из 10 Имен Всевышнего, что визуально определить невозможно,- вся мезуза некошерна…
Один из римских императоров послал Рабби Йеуде а-Наси в подарок драгоценный камень и предложил рабби Иуде ответить ему не менее ценным подарком. Рабби послал императору мезузу. Император был разочарован. "Я послал тебе драгоценности, а ты отплатил мне куском пергамента", - сказал он. Рабби ответил: «Верно, но ты подарил мне то, что я вынужден охранять, а мой подарок будет хранить тебя и твой дом».
История об Онкелосе
После того как Онкелос, племянник римского императора принял иудаизм, император дважды посылал отряд легионеров, чтобы арестовать его, но тот увлек их учением Торы, и они тоже приняли иудаизм. В третий раз послал император отряд легионеров и запретил им вступать с Онкелосом в разговоры. Схватили они Онкелоса и повели, но, выходя из дома, взглянул он на мезузу, прикрепленную у входа, положил на нее руку и улыбнулся. Тогда спросили легионеры,чему он улыбнулся. Ответил Онкелос: повелось в мире, что император сидит внутри своего дворца, а слуги охраняют его снаружи; однако же Святой, благословенно Имя Его, охраняет снаружи своих слуг, находящихся внутри дома, как сказано: "Б-г охраняет тебя при твоем выходе и при твоем входе отныне и во веки веков."
Перешли в иудаизм и эти легионеры, и более император не посылал за Онкелосом солдат.
Современная история Двухлетняя дочурка раввина еврейской общины Торонто Моше Штерна каким-то образом добралась до коробки с палочками для чистки ушей. Одна из них оказалась у нее в ухе. Врачи осмотрели ее и сообщили, что помочь, к сожалению, уже невозможно – девочка навсегда лишилась слуха. Несколько проведенных операций успеха не принесли. Отчаявшиеся родители обратились за советом к Любавическому Ребе. Ответ, который он дал, чрезвычайно удивил раввина и его жену. Ребе рекомендовал проверить мезузы, обратив особое внимание на ту, что прикреплена к косяку двери, ведущей в дочкину комнату. А после этого поискать другого хирурга, желательно в другом городе. Сняв мезузу с косяка детской комнаты и развернув пергамент, р. Моше увидел, что в написанном тексте повреждено самое первое слово фразы «Шма, Исраэль…» («Слушай, Израиль…»). …Хирург, к которому обратились после того, как мезузу починили, счел ситуацию не такой безнадежной, как полагали его предшественники. Он провел еще одну операцию, и девочка снова стала слышать…
Самая древняя мезуза была найдена в Кумране (местность близ Мертвого моря). Установлено, что ее возраст превышает 2000 лет.
В дверных проемах Иерусалимского храма мезуз не было. Исключениями были Парэдрин (место, где жил первосвященник накануне служения в Йом Кипур) и врата Никанора (ведущие в храмовый двор).
Мезузы не прикрепляют к косякам настоящей синагоги. «Настоящей» синагогой называется помещение, которое используется лишь для молитв.
Для изготовления одной мезузы в среднем требуется: 10 – 15 мл. особых чернил, 100 – 225 см2 особого пергамента, 1,5 – 7 часов работы и от 3-х до12-ти месяцев предварительной учебы.
Мезуза состоит из 22 строк, 170 слов и 713 букв.
На дверных косяках домов современного Иерусалима укреплено около 500 000 мезуз.
|