Траур в еврейской традиции
Законы траура
С момента смерти до похорон
- После того, как смерть наступила, открывают окно в комнате, где лежит покойник.
- Желательно, чтобы глаза и рот умершего закрыли близкие ему люди.
- У изголовья ставят свечи, их количество зависит от обычая, принятого в общине.
- Не оставляют покойного в комнате одного. Кто-либо из членов семьи или любой другой взрослый еврей (шомер) должен постоянно находиться с ним. Принято читать в это время псалмы Давида – Теhилим.
- Выливают всю воду из открытой посуды, бывшую в доме в момент смерти.
- Зеркала и зеркальные поверхности в квартире должны быть завешены; портреты и фотографии также завешивают или снимают со стен.
- С момента смерти и до истечения годичного траура (по меньшей мере – во время семидневного траура) в доме умершего и в домах тех, на кого распространяются законы траура, должна гореть негасимая свеча или масляный светильник – нешомэ лихт. Специально зажженная для этой цели электрическая лампочка также допустима, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
- Кто обязан соблюдать траур
- Человек обязан соблюдать траур по родителям, детям, супругу, брату или сестре.
- Законы траура соблюдают только по родственникам-евреям (в память о неевреях можно прочесть псалом 91 и зажечь свечу).
- Выкрестов не хоронят на еврейском кладбище, и законы траура к их родственникам не относятся.
- Дети (мальчики до 13 лет, девочки до 12 лет) не обязаны соблюдать траур.
- Не соблюдают траур по самоубийце (кроме случаев самопожертвования или суицида в состоянии безумия) и по младенцам, жившим менее месяца.
Законы траура до похорон (Онен)
- Онен (скорбящий) освобожден от исполнения всех предписывающих заповедей, но обязан соблюдать запрещающие. Его единственный долг в это время – обеспечить достойные похороны.
- Ему запрещено:
стричь волосы и ногти, бриться;
мыть все свое тело, даже в холодной воде;
пользоваться косметикой;
участвовать в застольях;
есть мясо и пить вино;
заниматься ремеслом или торговлей;
вступать в интимные отношения;
здороваться.
- Статус онен сохраняется до завершения погребения.
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
- Сразу после похорон начинается отсчет семи дней траура, и скорбящий называется авель.
- Этот этап траура завершается в седьмой день утром.
- Дни как семидневного, так и тридцатидневного периода траура отсчитывают со дня похорон, а не со дня кончины, – при этом отрезок времени, прошедший с момента предания тела земле до заката солнца, засчитывается вне зависимости от его продолжительности как полный день.
- Принято, если это возможно, проводить время семидневного траура в доме покойного.
- Авель:
не носит кожаную обувь; не выходит из дома в течение всего периода траура (если от этого зависит его пропитание, можно выйти на работу уже через три дня), кроме суббот и праздников; не сидит на высоком сиденье; не приветствует пришедших его утешать и не прощается с ними; не развлекается и не слушает музыку; не стирает и не гладит; не купается (можно мыть отдельные части тела); не пользуется косметикой; не использует украшения; не стрижется и не бреется; не вступает в интимные отношения; не надевает новую или свежевыстиранную одежду (кроме нательного белья); не учит Тору (кроме изучения тех мест Священного Писания, которые вызывают скорбь, – книги Иова и т.п.).
- Праздник (йом-тов) прекращает шива и шлошим.
- В субботу не проявляют никаких признаков авелут публично, но она не прерывает шива и шлошим и засчитывается в числе дней траура.
- Авель может выполнять лишь необходимую работу по дому, если это больше некому сделать, например – готовить еду.
- На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование – цдаку.
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
- В период шлошим сохраняются следующие запреты:
омовение для удовольствия (например: ванна, сауна); стрижка волос и бритье; посещение празднований и торжеств; туристические поездки и экскурсии; прослушивание музыки и посещение увеселительных заведений.
- На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование – цдаку.
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- В этот период не садятся на свое постоянное место в синагоге.
Траур в течение года
- Некоторые элементы траура соблюдаются в течение полных 12 месяцев, даже в том случае, когда год (еврейский) високосный. Особенно строго соблюдают все ограничения в период траура по родителям. В это время:
не участвуют в застольях; не посещают театры, концертные залы и другие увеселительные заведения; не покупают новую одежду, квартиру.
- В течение 11 месяцев со дня похорон читают Кадиш.
Установка памятника
- Время установки памятника регулируется обычаем общины, в любом случае это следует сделать не позже, чем через год со дня похорон.
- Установка памятника родителям рассматривается как исполнение заповеди почтения к ним.
- Не принято ставить роскошные памятники, ибо не должно быть конкуренции перед лицом смерти.
- Не принято сажать рядом с могилой деревья.
- Запрещено помещать на памятнике скульптурные или любые иные изображения покойного.
Псалмы и молитвы
На 7-й и 30-й день после похорон, в йорцайт или при посещении кладбища принято читать псалмы 33,16,17,72,91,104,130 и 119, Э-ль малэ рахамим и (при наличии миньяна) Кадиш.
По окончании чтения псалмов читают Кадиш ятом, если есть миньян. Подробнее о кадише
|