| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
19 Кислева
19 Кислева – Новый год Хасидизма
Рабби Шнеур-Залман из Ляды
(1-й Любавический Ребе)
В 2013 году 19 Кислева отмечается 22 ноября
19 кислева 5559 года (16 ноября 1798) был освобожден из Петропавловской крепости рабби Шнеур-Залман из Ляд - Алтер Ребе. Он находился в заточении 53 дня по обвинению в государственной измене, подрывной деятельности и шпионаже в пользу Турции. Специальная комиссия отвергла все эти обвинения, признала Алтер Ребе полностью невиновным. Указ об освобождении узника был подписан самим царем. Освобождение Алтер Ребе вот уже почти два столетия отмечается евреями во всем мире как официальное признание хасидизма, как день рождения движения ХАБАД, новый год хасидизма.
Алтер Ребе – раби Шнеур-Залман родился 18 Элула 5505 года (1745) в небольшом белорусском городке Лиозно, неподалеку от Витебска. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в изучении Торы. В 13 лет раби Шнеур-Залман получает почетное имя “гаон”.
В то время центром хасидизма был городок Межеричи (в Полесье, на Украине), где проповедовал Магид – раби Дов-Бер, преемник основателя хасидизма раби Исроэля Баал-Шем-Това (БеШТа). Вот к нему-то в Межеричи пешком из Лиозно и отправился раби Шнеур-Залман.
Восхищенный глубокой образованностью и духовной силой Межеричского Магида, раби Шнеур-Залман возвратился в Витебск пламенным хасидом и приверженцем идей БеШТа, открывшего новые пути служения Вс-вышнему. Баал-Шем-Тов говорил: “Тот, кто живет в радости – выполняет волю Творца. Цель всей моей жизни на земле – показать моим братьям, как можно служить Б-гу с радостью и весельем. Ибо тот, кто наполнен радостью, полон любви к людям и ко всем созданиям”. Пути, открытые Баал-Шем-Товом, раби Шнеур-Залман развил и сделал доступными простому народу.
В 1798 году страшное испытание выпало на долю Алтер Ребе, ставшего к тому времени духовным наставником евреев. Он был обвинен в государственной измене и заточен в Петропавловскую крепость. Причиной тому оказался донос, в котором призыв к евреям оказывать денежную помощь своим братьям в Эрец-Исраэль был интерпретирован как помощь враждебному тогда России государству – Турции.
В праздничную неделю Суккот 5559 года (1798) в Лиозно прибыл военачальник с солдатами, чтобы арестовать Алтер Ребе. Перед арестом раби Шнеур-Залман написал письмо своим последователям, в которым призывал сохранять спокойствие и стойкость и надеяться на Вс-вышнего, а если необходимы будут страдания, то он примет их на себя.
В Петропавловской крепости Ребе пробыл 53 дня. Все это время специальная комиссия тщательно расследовала имеющиеся материалы, и все это время арестанту угрожала смертная казнь.
Однако результаты расследования показали, что нет никаких оснований подозревать Алтер Ребе в каких-нибудь политических преступлениях. Сам раби Шнеур-Залман писал: “Б-г помогал мне ответить на все достаточно убедительно”.
Во вторник, 19-го Кислева, в камеру Алтер Ребе вошел начальник тюрьмы и сообщил, что по указу царя его выпускают на свободу.
“Великое сотворил Б-г на земле, – писал впоследствии раби Шнеур-Залман, – и возвеличил Свое великое и святое имя. От Б-га случилось так, чтобы именно мы удостоились этого за заслуги по отношению к Святой Земле и ее поселенцам”.
Сегодня хасидизм ХаБаДа – мировое движение, а труды Алтер Ребе, особенно излагающая основы хасидизма книга “Тания”, изучаются евреями во всем мире.
День освобождения раби Шнеур-Залмана из тюрьмы называют Новым годом хасидизма. Объединяя евреев, этот праздник придает им силы для изучения Торы! И так уже более двухсот лет!
История ареста и особождения
Арест
В последний день праздника Суккот, поздно ночью к дому рабби подкатила черная карета предназначенная для особо опасных преступников. Вооруженные солдаты посадили рабби в карету и повезли его в Петербургскую тюрьму.
Чудеса на пути в тюрьму
В пятницу после полудня рабби попросил остановить карету, так как он хотел подготовиться к встрече Субботы. Начальник охраны отказал, и продолжал ехать дальше. Всевышний сделал чудо, чтобы рабби не нарушил Субботу — внезапно сломалось колесо и карета остановилась. Тогда начальник немедленно вызвал рабочих из ближайшего села, и они починили колесо.
Как только карета двинулась снова, одна из лошадей пала. Кучер не понял в чем дело и поспешил с село купить новую лошадь. Но лошади не смогли сдвинуть с места карету. Начальник понял, что продолжать путь они не смогут и, поняв, что рабби святой человек, они попросили его хотя бы съехать на обочину. Рабби согласился, и так они провели всю Субботу. На исходе Субботы они продолжили свой путь в тюрьму.
Мудрость рабби
В тюрьме в городе Петербурге, рабби сидел в одиночной камере. Он не боялся, так как надеялся на помощь Всевышнего. Камера была маленькая, без окон, лучи солнца почти не проникали туда, и днем и ночью в камере горела свеча. Один из охранников решил подшутить над рабби и спросил его в середине дня: «Почему ты не спишь, уже поздно?» Рабби, не задумываясь, ответил: «Сейчас пять минут третьего дня». Охранник очень удивился мудрости рабби.
Чем дольше длилось следствие, тем больше поражались следователи необыкновенностью личности Ребе, его гениальностью, его неисчерпаемыми познаниями в любой области. Когда царь услышал о выдающихся способностях узника, он захотел познакомиться с ним. Переодевшись в мундир простого солдата, царь зашел в камеру рабби. Он не ожидал, что рабби узнает его, но как только он вошел в камеру, рабби тут же встал и оказал ему соответствующие знаки уважения. Царь был впечатлен этим необычайным узником не меньше своих подчиненных.
Рабби Шнеур-Залман много раз подвергался допросам, на которых ему задавали вопросы, касавшиеся его образа жизни и убеждений. Особый интерес вызывало у следователей казавшееся им новым учение хасидизма, которое он проповедовал. Из его глубоких ответов и многих поразительных происшествий, случившихся в тюрьме, судебным обвинителям вскоре стало ясно, что рабби Шнеур-Залман — не обычный заключенный, а великий и святой человек, подлинный интеллектуальныи гигант.
Один высокопоставленный чиновник, хорошо знающий Библию и еврейские обычаи, заинтересовался рассказами о великом Алтер Ребе и решил лично с ним побеседовать. Мудрость и обаяние Ребе произвели на чиновника огромное впечатление, и он попросил Ребе объяснить стих из книги Бытия: «И Б-г Всемогущий воззвал к Адаму и сказал ему: — Где ты?». Разве не знал Всеведущий Б-г, где был Адам?
«Вы верите, — спросил Алтер Ребе, — что Тора вечна и обращена к каждому поколению и к каждому человеку?» Чиновник ответил утвердительно. «Тогда, — сказал Алтер Ребе, — вот объяснение этого стиха. Во все века к каждому человеку Б-г взывает и спрашивает: «Где ты? Где твое место в этом мире?» Каждому человеку суждено прожить определенное количество лет, чтобы делать добро для людей и для Б-га. Знаете ли вы, что должны были совершить и что вы совершили? Представьте, например, — продолжал Алтер Ребе, — что Б-г призвал вас к ответу. Вы прожили... (Алтер Ребе назвал точный возраст чиновника) — и что же вы исполнили за всю жизнь? Что хорошего сделали?».
Чиновник был потрясен и объяснением, и тем, что Алтер Ребе верно назвал его возраст. Он положил руку на плечо Алтер Ребе и возбужденно воскликнул: «Браво!»
Тайна арбуза
Один из министров захотел помочь рабби и спросил его, что он может сделать. Рабби ответил, что он хочет передать членам семьи, что он жив и надеется с Б-жей помощью выйти на свободу. Министр вышел на улицу и пошел искать р. Исроэля Козика, свояка рабби, который жил в Петербурге. Когда он нашел его, то спросил его имя и знаком указал следовать за ним. Министр подошел к своему дому, а р. Исроэль остался ждать снаружи. Вдруг из окна вылетел арбуз и упал на землю. Р. Исроэль поспешил поднять его. Когда хасиды разрезали арбуз, то очень обрадовались увидев записку, на которой было написано рукой рабби: «Шма Исроэль, Ашем Элокейну, Ашем эхад!» Так хасиды узнали, что рабби жив.
Клад в варенье
В тюрьме Ребе не давали кашерной пищи, и праведник ничего ни ел, хотя его пытались заставить силой.
Министр спросил Ребе, будет ли он есть пищу, которую он сам принесет. Ребе улыбнулся и сказал, что он будет есть, если еврей приготовит ее. Хасид реб Мордехай приготорил варенье и на дно банки положил записку, в которой было написано: «Кто будет есть это варенье? Где он находится?» Реб Мордехай с нетерпением ожидал ответа. Когда ему вернули банку, он обнаружил, что Ребе оставил на дне немного варенья и под ним спрятал записку в которой сообщал, что он находится в заключении в Петербурге. Узнав об этом, хасиды начали молиться, чтобы Ребе освободили из тюрьмы.
Освящение луны в лодке
Здание тюрьмы, в которой находился Ребе, располагалось на одном из островков. Однажды за Ребе приехали на лодке, чтобы допросить его. Дело было поздно ночью, на небе была ясно видна луна, и Ребе захотел произнести благословение освящения луны. Он попросил остановить лодку на пару минут. Начальник охраны отказался. И вот чудо — лодка остановилась сама!
Ребе подождал, лодка сдвинулась с места, и он попросил еще раз остановить ее. На этот раз начальник охраны согласился при условии, что Ребе благословит его на долгую жизнь. Ребе написал несколько строк на листке и отдал ему. После этого гребцы остановили лодку, и Ребе произнес благословение освящения новой луны. Благословение Ребе исполнилось, и начальник прожил много лет...
Приход праведников
Два праведника пришли навестить Ребе в тюрьму — Баал-Шем-Тов и Мезричский Магид.
Ребе спросил их: «За что все это мне? В чем я провинился, что меня арестовали?» Ему объяснили, что все из-за того, что он начал распространять тайны Торы — хасидизм.
«Так что, мне прекратить?» — спросил Ребе. «Нет, — ответили ему. — Продолжай с еще большей силой!»
Освобождение
19 кислева закончилось заключение Ребе. Без предупреждения к нему зашли в камеру когда он читал в Теилим слова «Освободил с миром душу мою...» и сообщили, что он свободен.
Радостное известие распространилось по всему городу. Хасиды вышли на улицы с танцами. Это было настоящее веселье и радость в честь освобождения Ребе.
Каждый год во всем мире празднуют хасиды дату 19 кислева — праздник освобождения — новый год хасидизма...
ИЗ ПОСЛАНИЙ, НАПИСАННЫХ АЛТЕР РЕБЕ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Мы должны вести себя, как наш праотец Яаков. Не допускать в сердце гордость по отношению к нашим братьям, ни в коем случае не отчитывать и не упрекать их — не дай Б-г! И не напоминать им об их прегрешениях — я предостерегаю от этого со всей строгостью! Напротив, не следует чувствовать себя достойнее других. А сдержанность предотвращает гнев... И да будет угодно Всевышнему пробудить в сердцах наших братьев такой же отклик, "как отражение лица в воде к лицу..." (Примечание. "Как отражение лица в воде к лицу, так сердце человека к человеку" (притчи царя Шломо). Если человек склоняется к воде, то видит в ней точную копию своего лица — так и сердце человека к человеку: если он знает, что товарищ относится к нему с любовью, то отвечает ему тем же.
Не только я один был в опасности, но и дело Баал-Шем-Това, и его учеников, и учеников его учеников. И хоть я и недостоин этого, благодаря тому, что произошло со мной, возвеличилось и освятилось имя Всевышнего среди народов."Весть о Его всемогуществе достигла глубин земли."И помощь нашим братьям, живущим в Святой Земле, земле жизни, была той заслугой, которая спасла нас.
(Из послания рабби Баруху из Меджибожа)
В этот день год назадчудо было совершено Всевышним, возрадуемся Ему и возликуем! И я полагаю, что мы должны благодарить Всевышнего, милостивого и творящего добро для всех, за то,"...что оживлял и поддерживал нас и дал нам дожить до этого времени".
И я знаю, что не благодаря моим заслугам произошло все это, но благодаря заслугам нашего господина, учителя и наставника, рабби Дов-Бера, Магида из Межирича, да пребывает душа его в Ган-Эдене, ибо это произошло в годовщину его ухода из этого мира.
(Из послания хасидам в день 19-го кислева 5560 г., спустя год после Освобождения)
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|