ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Рассказ о прошедших праздниках

       

ЙОМ КИПУР 

Йом Кипур наступает 10 тишрея. 

Молитва на Йом КипурЭто самый серьёзный и ответственный день в жизни еврея. В этот день окончательно решается судьба каждого человека на следующий год. Считается, что в Рош а-Шана Б-г записывает каждого еврея в одну из трех книг – книгу праведников, книгу грешников и книгу средних, а в Йом Кипур ставит печать

Время между Рош га-Шана и Йом Кипур называется Грозные дни; в эти дни у человека ещё есть возможность повлиять на приговор, который Б-г выносит в Рош а-Шана. Об этом сказано в одной из молитв, читаемых в Йом Кипур: «Но тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цдака (пожертвования) отменяют тяжкий приговор». Следует раскаяться в своих грехах и постараться исправить то, что возможно. Необходимо также попросить прощения у людей и Б-га за совершенные против них проступки.
Во времена существования Храма Йом Кипур был единственным днем, когда первосвященник входил в Святая Святых Храма, произносил Имя Всевышнего и просил у Б-га прощения своих грехов и грехов всего народа Израиля.
 
Перед Йом Кипуром
 
Обряд капаротНакануне Йом Кипур принято совершать обряд капарот. Берут живую курицу и крутят ею над головой. В этот момент человек должен осознать, что если бы Б-г был строг к нам, на месте этой курицы оказались бы мы. Потом курицу зарезают и отдают бедным. Если живую курицу достать невозможно, то над головой крутят деньги и потом отдают их бедным.
Перед Йом Кипур принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или Действием. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Б-га, ибо человек не может быть прощен Б-гом, пока он не прощен людьми. «Кто говорит: согрешу и покаюсь, а в Судный День мне простят – тому в Судный День не прощают. Если кто грешил против Б-га, то в Йом Кипур ему прощают. Если он грешил против друга, в этот день ему не прощают. Он должен заранее помириться с ним и добиться от него прощения».
В канун Йом Кипур принято просить и дарить кусочки леках (торт из ржаной муки с медом). За этим стоит чудесный символ: «Если предстоит мне получать еду из милости – пусть это произойдет сегодня, сейчас, чтобы не пришлось мне впредь протянуть за подаянием руку».
В канун Йом Кипур принято окунаться в воды миквы.
В этот день принято давать больше обычного денег на благотворительные цели (цдака). При входе в синагогу обычно стоят тарелки для разнообразных сборов: на Иешивы, на фонды благотворительности и взаимопомощи, и т.д.
Накануне Йом Кипур, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом и обильную трапезу, она называется Сеуда  Мафсекет, разделительная трапеза. 
За 18 минут до захода солнца, в точно указанное календарем время, женщины зажигают свечи, произнося при этом следующее благословение:

1. (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Йойм Хакипурим
2. (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Шеэхейону Вкиймону Вхигиону Лизман Хазе
1. (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Царь вселенной, Освятивший нас своими заповедями и заповедавший нам зажигать свечи дня Всепрощения.
2. (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Царь вселенной, давший нам дожить, обеспечивший наше существование, и доведший нас до этого времени.
Перед уходом в синагогу отец (или мать, если нет отца) благословляет детей. Он возлагает руки на голову каждого ребенка и произносит молитву:
«Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Б-г и хранит тебя. Да озарит тебя лицо Его и помилует Он тебя. Да обратит Б-г лицо Свое на тебя и даст тебе мир.
Да будет воля Твоя, и да вселишь Ты в сердце ребенка любовь к Всевышнему, да не дашь ребенку согрешить, и да будет у него желание изучать Тору и следовать заповедям ее, и да будут у него друзья, изучающие Тору и следующие ее заповедям, и да будут записаны сын мой к жизни хорошей и доброй вместе со всеми праведниками Израиля и вместе со всем Израилем! Амен!»

Законы Йом Кипура

Молитва на Йом КипурВсе законы Йом Кипура начинают действовать с началом захода солнца.
Йом Кипур – день строгого поста; в этот день запрещено мыться и пользоваться косметикой, а также носить кожаную обувь, т.к. она является символом роскоши. Если опытный врач, даже нееврей, считает, что больному опасно поститься, он обязан подчиниться и прервать пост, следуя указаниям раввина.
 
Принято в этот день одеваться в белую одежду, которая символизирует чистоту от грехов. Евреи как бы уподобляются безгрешным ангелам, которым не надо ни есть, ни пить, ни заботиться о своём теле.
 
Принято проводить Йом Кипур в синагоге т.к молитвы занимают почти весь день. В этот день читается поминальная молитва Изкор. Подробнее о молитвах Йом Кипура


Из книги Р.Исраэля-Меира Лау "ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ" 


Рош-
Шана

Шофар                                   

Рош-hаШана – дословно "голова года" – это еврейский Новый год. Считается, что именно в этот день, 1 Тишрея, был сотворен мир. В Рош-hаШана Всевышний решает судьбу всего мира и каждого человека на следующий год. В этот день каждый должен остановиться и задуматься, как он прожил год, что сделал хорошо, а что стоит исправить.

Р. Шмуэль Соминский с шофаром

 

В Рош-hаШана устраивают праздничную трапезу, которая включает в себя несколько блюд, имеющих символическое значение. Принято есть круглую халу с мёдом. Форма халы символизирует законченность, а мёд - сладость наступающего года. Также едят яблоко с мёдом и произносят благословение, в котором просят у Бога добрый и сладкий год. Сладкого года желают друг другу и в поздравлениях. Принято также есть голову рыбы и желать друг другу, чтобы весь год мы были во главе, а не в хвосте. В Рош-hаШана едят гранат. Говорят, что в каждом гранате 613 зёрнышек, как в Торе 613 заповедей; когда мы едим гранат, мы как бы напоминаем Богу о своих заслугах: каждый из нас полон добрыми делами, как этот гранат -- косточками.

В Рош-hаШана заповедано трубить в шофар - бараний рог. Трубление должно напомнить евреям о том, как при звуках шофара евреи приняли Тору на горе Синай, и пробудить их для раскаяния и служения Богу. Под такие же звуки будут собраны евреи всего мира в Иерусалим в день прихода Машиаха.
В Рош-hаШана принято совершать обряд, который называется ташлих. Идут на берег водоема и вытряхивают в него крошки из карманов. Это символизирует очищение от грехов и начало нового этапа в жизни.

Праздничная трапеза



Также см. Молитвы на Рош-haШана 

Подробнее о Рош-haШана:

Из книги Р.Исраэля-Меира Лау "ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ"

Из книги "Осенние праздники": "Рош-hаШана в еврейской традиции"

Из книги Н. Изаксона "ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ ТИШРЕЙ"

Из книги Элиягу Ки-Това "КНИГА НАШЕГО НАСЛЕДИЯ"


СУККОТ

Суккот наступает 15 тишрея. 

                                                       Заповедь о строительстве шалашей.четыре вида растений на Суккот


17 октября, вечером, начинается праздник Сукот, который продолжается 7 (а вне земли Израиля 8) дней. Сукот означает «Шалаши». После исхода из Египта евреи 40 лет провели в пустыне, прежде чем войти в землю Израиля. Находясь все время в пути, они не могли построить себе постоянные дома, потому делали себе шалаши. Кроме того, евреев в пути сопровождали Облака Славы, которые указывали им путь, укрывали от солнца и защищали от ядовитых змей. Тора заповедала евреям в память о тех событиях соблюдать праздник Сукот – «поселиться в шалашах». Поэтому перед наступлением Сукот строят шалаши, а в сам праздник переселяются в шалаши или хотя бы устраивают там трапезы.
Существует много обычаев, связанных с празднованием Сукот. Вот некоторые из них. 

Заповедь о четрех видах растений.
 

Все дни праздника во дворе синагоги можно исполнить заповедь четырех видов растений.
В Сукот принято брать четыре вида растений (арбаа миним) трясти и ими специальным образом. Четыре вида растений – этрог, адас, лулав и арава. Словом лулав именуются и все растения вместе. Каждое из растений символизирует определенный тип евреев. Этрог – вкусный и ароматный цитрусовый плод – это евреи, которые учат Тору и совершают добрые дела. Лулав – пальмовая ветка; плоды пальмы сладкие, но без запаха – это евреи, которые учат Тору, но добрых дел не совершают. Адас – мирт, он хорошо пахнет, но несъедобен – это те, кто совершает добрые дела, но Тору не учит. Арава – ива, не имеет ни вкуса, ни запаха и похожа на евреев, которые и Тору не учат, и добрые дела не делают. Эти растения соединяют вместе, так, что хорошие качества одного растения дополняют недостающие у другого; это символизирует единство еврейского народа в служении Б-гу. 

Ушпизин («гости»).

Согласно традиции, Сукку (шалаш) по очереди посещают «высокие гости»: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид  – каждый в «свой» день праздника. Вместе с ними в гости приглашают тех, кто не имеет возможности построить себе шалаш. 

Так см. Молитвы праздника Суккот  см. здесь

Подробнее по празднике Суккот.

Из книги Раввина Исраэля-Меир Лау "Практика иудаизма"

Из книги Н. Изаксона "Полная история праздника Тишрей"

Из книги Элиягу Ки-Тов

 
СИМХАТ-ТОРА


Симхат-Тора наступает 23 тишрея.
Праздник Симхат Тора в Синагоге
Симхат-Тора переводится как Радость Торы. Это последний из осенних праздников. Он посвящен завершению годового цикла чтения Свитка Торы в синагоге. В течение всего года евреи читают Тору. Она разделена на недельные главы по количеству недель в году. К празднику Симхат-Тора заканчивают годовой цикл чтения Торы и начинают читать её заново. В праздник мы читаем самую последнюю главу Торы, и человек, который её читает, называется Хатан Тора – жених Торы. Потом читают первую главу Торы, которая называется Берешит, и человек, читающий её, называется Хатан Берешит – жених Берешит. Как жених любит невесту, так евреи любят Тору. В этот праздник всех мужчин, присутствующих в синагоге, вызывают к чтению Торы.

Акафот – танцы с Торой
Праздник Симхат Тора, танцы с Торой.
В этот день собираются в синагоге, поют и танцуют, радуясь тому, что Б-г дал Тору еврейскому народу. В Симхат-Тора происходит праздничное шествие, которое называется акафот. Достают все свитки Торы, которые есть в синагоге, и с песнями и танцами семь раз обходят вокруг бимы (возвышения в центре синагоги). Мужчины по очереди несут Свиток Торы, каждый старается выразить свою любовь и уважение к Торе — коснуться свитка, поцеловать его.




Молитвы на Симхат Тора см. здесь

Подробнее о празднике.

Из книги Элиягу Ки-Това "Книга нашего наследия"

Из книги Р.Исраэля-Меира Лау "ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ"


19 Кислева – Новый   год Хасидизма (20 декабря)


Рабби Шнеур-Залман из Ляды
(1-й Любавический Ребе)

 Рабби Шнеур-Залман из Ляды

 
19 кислева 5559 года (16 ноября 1798) был освобожден из Петропавловской крепости рабби Шнеур-Залман из Ляд - Алтер Ребе. Он находился в заточении 53 дня по обвинению в государственной измене, подрывной деятельности и шпионаже в пользу Турции. Специальная комиссия отвергла все эти обвинения, признала Алтер Ребе полностью невиновным. Указ об освобождении узника был подписан самим царем. Освобождение Алтер Ребе вот уже почти два столетия отмечается евреями во всем мире как официальное признание хасидизма, как день рождения движения ХАБАД, новый год хасидизма.
Алтер Ребе – раби Шнеур-Залман родился 18 Элула 5505 года (1745) в небольшом белорусском городке Лиозно, неподалеку от Витебска. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в изучении Торы. В 13 лет раби Шнеур-Залман получает почетное имя “гаон”.
     В то время центром хасидизма был городок Межеричи (в Полесье, на Украине), где проповедовал Магид – раби Дов-Бер, преемник основателя хасидизма раби Исроэля Баал-Шем-Това (БеШТа). Вот к нему-то в Межеричи пешком из Лиозно и отправился раби Шнеур-Залман.
     Восхищенный глубокой образованностью и духовной силой Межеричского Магида, раби Шнеур-Залман возвратился в Витебск пламенным хасидом и приверженцем идей БеШТа, открывшего новые пути служения Вс-вышнему. Баал-Шем-Тов говорил: “Тот, кто живет в радости – выполняет волю Творца. Цель всей моей жизни на земле – показать моим братьям, как можно служить Б-гу с радостью и весельем. Ибо тот, кто наполнен радостью, полон любви к людям и ко всем созданиям”. Пути, открытые Баал-Шем-Товом, раби Шнеур-Залман развил и сделал доступными простому народу.
     В 1798 году страшное испытание выпало на долю Алтер Ребе, ставшего к тому времени духовным наставником евреев. Он был обвинен в государственной измене и заточен в Петропавловскую крепость. Причиной тому оказался донос, в котором призыв к евреям оказывать денежную помощь своим братьям в Эрец-Исраэль был интерпретирован как помощь враждебному тогда России государству – Турции.
     В праздничную неделю Суккот 5559 года (1798) в Лиозно прибыл военачальник с солдатами, чтобы арестовать Алтер Ребе. Перед арестом раби Шнеур-Залман написал письмо своим последователям, в которым призывал сохранять спокойствие и стойкость и надеяться на Вс-вышнего, а если необходимы будут страдания, то он примет их на себя.
     В Петропавловской крепости Ребе пробыл 53 дня. Все это время специальная комиссия тщательно расследовала имеющиеся материалы, и все это время арестанту угрожала смертная казнь.
     Однако результаты расследования показали, что нет никаких оснований подозревать Алтер Ребе в каких-нибудь политических преступлениях. Сам раби Шнеур-Залман писал: “Б-г помогал мне ответить на все достаточно убедительно”.
     Во вторник, 19-го Кислева, в камеру Алтер Ребе вошел начальник тюрьмы и сообщил, что по указу царя его выпускают на свободу.
     “Великое сотворил Б-г на земле, – писал впоследствии раби Шнеур-Залман, – и возвеличил Свое великое и святое имя. От Б-га случилось так, чтобы именно мы удостоились этого за заслуги по отношению к Святой Земле и ее поселенцам”.
     Сегодня хасидизм ХаБаДа – мировое движение, а труды Алтер Ребе, особенно излагающая основы хасидизма книга “Тания”, изучаются евреями во всем мире.
     День освобождения раби Шнеур-Залмана из тюрьмы называют Новым годом хасидизма. Объединяя евреев, этот праздник придает им силы для изучения Торы! И так уже более двухсот лет!

История ареста и особождения
По материалам сайта www.moshiach.ru
 
Арест
 
В последний день праздника Суккот, поздно ночью к дому рабби подкатила черная карета предназначенная для особо опасных преступников. Вооруженные солдаты посадили рабби в карету и повезли его в Петербургскую тюрьму.








Чудеса на пути в тюрьму


В пятницу после полудня рабби попросил остановить карету, так как он хотел подготовиться к встрече Субботы. Начальник охраны отказал, и продолжал ехать дальше. Всевышний сделал чудо, чтобы рабби не нарушил Субботу — внезапно сломалось колесо и карета остановилась. Тогда начальник немедленно вызвал рабочих из ближайшего села, и они починили колесо.

 Как только карета двинулась снова, одна из лошадей пала. Кучер не понял в чем дело и поспешил с село купить новую лошадь. Но лошади не смогли сдвинуть с места карету. Начальник понял, что продолжать путь они не смогут и, поняв, что рабби святой человек, они попросили его хотя бы съехать на обочину. Рабби согласился, и так они провели всю Субботу. На исходе Субботы они продолжили свой путь в тюрьму. 


Мудрость рабби


 В тюрьме в городе Петербурге, рабби сидел в одиночной камере. Он не боялся, так как надеялся на помощь Всевышнего. Камера была маленькая, без окон, лучи солнца почти не проникали туда, и днем и ночью в камере горела свеча. Один из охранников решил подшутить над рабби и спросил его в середине дня: «Почему ты не спишь, уже поздно?» Рабби, не задумываясь, ответил: «Сейчас пять минут третьего дня». Охранник очень удивился мудрости рабби.

Чем дольше длилось следствие, тем больше поражались следователи необыкновенностью личности Ребе, его гениальностью, его неисчерпаемыми познаниями в любой области. Когда царь услышал о выдающихся способностях узника, он захотел познакомиться с ним. Переодевшись в мундир простого солдата, царь зашел в камеру рабби. Он не ожидал, что рабби узнает его, но как только он вошел в камеру, рабби тут же встал и оказал ему соответствующие знаки уважения. Царь был впечатлен этим необычайным узником не меньше своих подчиненных.

 Рабби Шнеур-Залман много раз подвергался допросам, на которых ему задавали вопросы, касавшиеся его образа жизни и убеждений. Особый интерес вызывало у следователей казавшееся им новым учение хасидизма, которое он проповедовал. Из его глубоких ответов и многих поразительных происшествий, случившихся в тюрьме, судебным обвинителям вскоре стало ясно, что рабби Шнеур-Залман — не обычный заключенный, а великий и святой человек, подлинный интеллектуальныи гигант.

Один высокопоставленный чиновник, хорошо знающий Библию и еврейские обычаи, заинтересовался рассказами о великом Алтер Ребе и решил лично с ним побеседовать. Мудрость и обаяние Ребе произвели на чиновника огромное впечатление, и он попросил Ребе объяснить стих из книги Бытия: «И Б-г Всемогущий воззвал к Адаму и сказал ему: — Где ты?». Разве не знал Всеведущий Б-г, где был Адам?

«Вы верите, — спросил Алтер Ребе, — что Тора вечна и обращена к каждому поколению и к каждому человеку?» Чиновник ответил утвердительно. «Тогда, — сказал Алтер Ребе, — вот объяснение этого стиха. Во все века к каждому человеку Б-г взывает и спрашивает: «Где ты? Где твое место в этом мире?» Каждому человеку суждено прожить определенное количество лет, чтобы делать добро для людей и для Б-га. Знаете ли вы, что должны были совершить и что вы совершили? Представьте, например, — продолжал Алтер Ребе, — что Б-г призвал вас к ответу. Вы прожили... (Алтер Ребе назвал точный возраст чиновника) — и что же вы исполнили за всю жизнь? Что хорошего сделали?».

Чиновник был потрясен и объяснением, и тем, что Алтер Ребе верно назвал его возраст. Он положил руку на плечо Алтер Ребе и возбужденно воскликнул: «Браво!»

Тайна арбуза
 Один из министров захотел помочь рабби и спросил его, что он может сделать. Рабби ответил, что он хочет передать членам семьи, что он жив и надеется с Б-жей помощью выйти на свободу. Министр вышел на улицу и пошел искать р. Исроэля Козика, свояка рабби, который жил в Петербурге. Когда он нашел его, то спросил его имя и знаком указал следовать за ним. Министр подошел к своему дому, а р. Исроэль остался ждать снаружи. Вдруг из окна вылетел арбуз и упал на землю. Р. Исроэль поспешил поднять его. Когда хасиды разрезали арбуз, то очень обрадовались увидев записку, на которой было написано рукой рабби: «Шма Исроэль, Ашем Элокейну, Ашем эхад!» Так хасиды узнали, что рабби жив. 



Клад в варенье


В тюрьме Ребе не давали кашерной пищи, и праведник ничего ни ел, хотя его пытались заставить силой.
Министр спросил Ребе, будет ли он есть пищу, которую он сам принесет. Ребе улыбнулся и сказал, что он будет есть, если еврей приготовит ее. Хасид реб Мордехай приготорил варенье и на дно банки положил записку, в которой было написано: «Кто будет есть это варенье? Где он находится?» Реб Мордехай с нетерпением ожидал ответа. Когда ему вернули банку, он обнаружил, что Ребе оставил на дне немного варенья и под ним спрятал записку в которой сообщал, что он находится в заключении в Петербурге. Узнав об этом, хасиды начали молиться, чтобы Ребе освободили из тюрьмы.

Освящение луны в лодке

 Здание тюрьмы, в которой находился Ребе, располагалось на одном из островков. Однажды за Ребе приехали на лодке, чтобы допросить его. Дело было поздно ночью, на небе была ясно видна луна, и Ребе захотел произнести благословение освящения луны. Он попросил остановить лодку на пару минут. Начальник охраны отказался. И вот чудо — лодка остановилась сама!
Ребе подождал, лодка сдвинулась с места, и он попросил еще раз остановить ее. На этот раз начальник охраны согласился при условии, что Ребе благословит его на долгую жизнь. Ребе написал несколько строк на листке и отдал ему. После этого гребцы остановили лодку, и Ребе произнес благословение освящения новой луны. Благословение Ребе исполнилось, и начальник прожил много лет... 


Приход праведников



Два праведника пришли навестить Ребе в тюрьму — Баал-Шем-Тов и Мезричский Магид.
Ребе спросил их: «За что все это мне? В чем я провинился, что меня арестовали?» Ему объяснили, что все из-за того, что он начал распространять тайны Торы — хасидизм.
«Так что, мне прекратить?» — спросил Ребе. «Нет, — ответили ему. — Продолжай с еще большей силой!» 



Освобождение




19 кислева закончилось заключение Ребе. Без предупреждения к нему зашли в камеру когда он читал в Теилим слова «Освободил с миром душу мою...» и сообщили, что он свободен.
Радостное известие распространилось по всему городу. Хасиды вышли на улицы с танцами. Это было настоящее веселье и радость в честь освобождения Ребе.
Каждый год во всем мире празднуют хасиды дату 19 кислева — праздник освобождения — новый год хасидизма...
 



 ИЗ ПОСЛАНИЙ, НАПИСАННЫХ АЛТЕР РЕБЕ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Мы должны вести себя, как наш праотец Яаков. Не допускать в сердце гордость по отношению к нашим братьям, ни в коем случае не отчитывать и не упрекать их — не дай Б-г! И не напоминать им об их прегрешениях — я предостерегаю от этого со всей строгостью! Напротив, не следует чувствовать себя достойнее других. А сдержанность предотвращает гнев... И да будет угодно Всевышнему пробудить в сердцах наших братьев такой же отклик, "как отражение лица в воде к лицу..." (Примечание. "Как отражение лица в воде к лицу, так сердце человека к человеку" (притчи царя Шломо). Если человек склоняется к воде, то видит в ней точную копию своего лица — так и сердце человека к человеку: если он знает, что товарищ относится к нему с любовью, то отвечает ему тем же.


Не только я один был в опасности, но и дело Баал-Шем-Това, и его учеников, и учеников его учеников. И хоть я и недостоин этого, благодаря тому, что произошло со мной, возвеличилось и освятилось имя Всевышнего среди народов."Весть о Его всемогуществе достигла глубин земли."И помощь нашим братьям, живущим в Святой Земле, земле жизни, была той заслугой, которая спасла нас.

(Из послания рабби Баруху из Меджибожа)



В этот день год назадчудо было совершено Всевышним, возрадуемся Ему и возликуем! И я полагаю, что мы должны благодарить Всевышнего, милостивого и творящего добро для всех, за то,"...что оживлял и поддерживал нас и дал нам дожить до этого времени".
И я знаю, что не благодаря моим заслугам произошло все это, но благодаря заслугам нашего господина, учителя и наставника, рабби Дов-Бера, Магида из Межирича, да пребывает душа его в Ган-Эдене, ибо это произошло в годовщину его ухода из этого мира.
(Из послания хасидам в день 19-го кислева 5560 г., спустя год после Освобождения) 

   О празднике Ханука

Ханука наступает 25 кислева. Праздник наступает вечером 25 декабря, зажигание первой свечи в 17.00 во дворе Большой Хоральной синагоги. Для тех, кто хочет узнать подробнее о празднике в 15.00 в помещении Благотворительного центра состоится лекция Шмуэля Соминского: "Ханука. Ничего смешного".


История праздника.    
Салют на Хануку во дворе Большой Хоральной Синагоги
Ханука начинается 25 кислева и длится восемь дней. События, связанные с установлением праздника, произошли во 2 в. до н.э. В это время народ Израиля находился под властью греческого царя Антиоха Четвертого Эпифана. Царь стремился к тому, чтобы евреи отказались от веры во Всевышнего и стали поклоняться греческим богам. Он издал указы, запрещающие евреям исполнять многие законы Торы
Однажды греческий отряд прибыл в местечко Модиин. При большом скоплении народа главы отряда попытались заставить коэна Йоханана принести жертву идолу. Йоханан отказался, но один из находившихся там евреев вызвался принести жертву. Йоханан не мог вынести мерзкого зрелища и одним ударом убил отступника. На защиту старого коэна встали его сыновья и многие из народа. Началось восстание, которое возглавили сыновья Йоханана -- Йонатан, Йоханан, Иегуда, Шимон и Элиэзер. Лозунгом восставших стал призыв «Кто за Г-спода, ко мне». Восставшие назвали себя маккавеи (на иврите маккаби). Началась война, получившая название маккавейской. Она длилась 3 года. Плохо вооруженные повстанцы сражались против сильной и великолепно обученной греческой армии, но евреи всё же одержали победу и освободили Иерусалим. Главной задачей победителей стало очищение осквернённого греками Храма и возобновление храмовой службы. Однако оказалось, что нет возможности зажечь Храмовую Менору-Семисвечник. Дело в том, что греки осквернили масло, предназначенное для Меноры, сломав печать Первосвященника на всех кувшинчиках. С трудом был найден всего один кувшинчик с целой печатью. Его могло хватить только на один день, а для изготовления нового масла требовалось семь. Но евреи решили всё же зажечь Менору, и случилось чудо - масло в Меноре горело 8 дней, а за это время было приготовлено новое масло. С тех пор евреи празднуют Хануку, что означает «освящение».

 
Обычаи праздника
Ханукия во дворе Большой Хоральной Синагоги


Каждый день Хануки зажигают специальный подсвечник – ханукию, в котором 9 свечей: 8 свечей символизируют дни чуда, а от девятой, служебной свечи (шамаш) зажигают все остальные (в первый день праздника одну, во второй – две и т.д.). Шамаш устанавливают чуть отдельно от остальных – выше, ниже или сбоку. 





Дети делают картофельные оладьи
В память о произошедшем чуде в Хануку принято жарить пончики и картофельные оладьи (латкес) в большом количестве масла. Дети играют в волчок, который называется севивон.севивон На каждой из граней севивона написана первая буква слов фразы "Чудо великое было здесь" (если дело происходит в Израиле) или "Чудо великое было там" (в диаспоре).






Рецепт приготовления латкес - картофельных оладий.Ханукальные оладьи
Необходимые продукты:
  5 больших очищенных картофелин
  1 большая луковица
  4 яйца
  1/3 стакана муки из мацы
  1 чайная ложка соли
  1/4 чайной ложки перца
  1/3 стакана растительного масла для поджаривания оладий на сковороде

Натрите картошку и луковицу на мелкой терке или пропустите их через "фуд-процессор" либо "блендер", подлив туда немного воды. Добавьте яйца и как следует перемешайте. Добавьте муку из мацы, посолите, поперчите и размешайте. Разогрейте масло на сковородке и затем наливайте по 1 столовой ложке смеси на сковородку. Когда оладьи поджарятся до золотисто-коричневого цвета, переверните ее на другую сторону.

Подробнее о празднике Ханука см.

Статья о Хануке П. Полонского c сайта "Маханаим"
Из книги Н. Изаксон "Полная история Хануки" 
Из книги Элиягу Ки-Това "КНИГА НАШЕГО НАСЛЕДИЯ"

                                                     

                                                       Пурим

В этом году праздник Пурим начинается 13 марта вечером.


История праздника

После разрушения Первого Храма евреев разбросало по всему миру. Большая часть народа оказалась в Персии, влияние которой распространялось в ту пору на огромные территории. Многие евреи занимали в Персидском царстве важные и почетные посты.
Однажды персидский царь Ахашверош решил устроить грандиозный пир, на который пригласил знатных сановников, богатых и влиятельных людей. Пьяное веселье продолжалось до тех пор, пока Ахашверош не поссорился со своей женой Вашти, которая посмела публично ослушаться своего мужа. Законы того времени были суровы, да и гости подлили масла в огонь: если царская жена так себя ведет, то какой пример она подает остальным женщинам? Словом, разгневанный царь приказал казнить Вашти. Случилось так, что из многих претенденток на ее место благосклонность царя снискала еврейская девушка-сирота, красавица Эстер, которая выросла в доме своего двоюродного брата Мордехая - главы еврейской общины Персии.
Вслед за тем Ахашверош назначил своим ближайшим советником Амана, которому кланялись до земли все, кто встречался ему по дороге. Все, кроме еврейского мудреца Мордехая, который не считал нужным оказывать Аману такую честь. Разгневанный Аман решил отомстить непокорному еврею и всему его народу. Ему удалось убедить Ахашвероша издать указ, предписывающий в один день уничтожить всех евреев - мужчин и женщин, детей и стариков. Чтобы выбрать подходящий для казни день, Аман бросил жребий ("пур") и назначил исполнение приговора на тринадцатое число месяца адар. Спасла свой народ от гибели царица Эстер, которой Мордехай сообщил о страшном указе. Явившись без приглашения к царю, и, тем самым, подвергнув себя смертельной опасности, Эстер рассказала Ахашверошу, что она еврейка и скоро погибнет вместе со своим народом. Последовавшие за этим признанием события привели в итоге к тому, что царь отменил свой прежний указ. Злодей Аман был повешен, а Мордехай - приближен к Ахашверошу.
С тех пор дни, когда Аман пытался уничтожить евреев, превратились для этого народа в дни неуемного пира и безудержного веселья.
 
Законы праздника

Таанит Эстер. День, предшествующий празднику Пурим, это день поста. Он установлен в память о том, что евреи Персии по призыву Мордехая постились и просили Всевышнего об избавлении от нависшей угрозы.
Чтение Мегилат Эстер. Вся история чуда Пурима записана в Мегилат Эстер. Этот свиток читается в течение праздника дважды - вечером и утром. Каждый обязан внимательно слушать чтеца, не пропуская ни одного слова.
 
Подарки бедным. В Пурим принято давать больше, чем обычно, денег на цдаку (благотворительные цели). Чтобы выполнить заповедь, необходимо дать некоторую сумму хотя бы двум нуждающимся, но стараются помочь как можно большему числу людей.
 
Мишлоах манот (посылка яств). Посылают друг другу угощение. Оно должно состоять не менее чем из двух готовых блюд, посланных одному человеку.
Праздничная трапеза. Устраивают веселое застолье, на которое приглашают близких и друзей. Принято пить много вина и веселиться. Вино - в Пурим играет самую важную роль. В этот день еврей должен напиться так, чтобы не различать разницу между словами "благословен Мордехай" и "проклят Аман" (Эстер подавала огромное количество вина на банкете, на котором был разоблачен Аман).
 
В Израиле на Пурим принято наряжаться в маскарадные костюмы, шляпы, парики, ходить по улицам с трещетками, резиновыми молотками для битья прохожих по голове во время праздничных гуляний, обливать друг друга разноцветной пеной, устраивать фейерверки и веселые праздничные представления «Пурим-Шпили» на сюжет истории, лежащей в основе праздника. В газетах встречаются розыгрыши и мистификации, напоминающие первоапрельские шутки.

Традиции праздника

ТРЕЩОТКИ. Во время чтения Свитка Эстер каждый раз, когда произносят имя злодея Амана, нужно громко стучать трещотками и топать ногами.
МАСКАРАДНЫЕ КОСТЮМЫ. Когда произошло чудо Пурима, и евреям было дано право защищаться и мстить своим врагам, жители Персидской империи страшно испугались их мести, и многие из них переоделись, чтобы казаться евреями. Поэтому в Пурим принято наряжаться в маскарадные костюмы. Особенное удовольствие это доставляет детям.
"УШИ АМАНА". Традиционное пуримское блюдо - треугольные пирожки с начинкой, которые называют "уши Амана" в память об избавлении от его козней.
 


  
Элиягу Ки-Тов КНИГА НАШЕГО НАСЛЕДИЯ, Глава 12, "Пурим"      
 
Полная история Пурима
  РАВВИН ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ ПРАКТИКА ИУДАИЗМА






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї