|
Если кто-то хочет символически напасть на целую группу людей – будь то евреи, христиане, украинцы, кто угодно – у него есть два пути. Первый – искать и бить. Второй – осквернить кладбище.
- Дмитрий, как можно объяснить этот феномен – осквернение кладбищ? Что движет вандалами, почему и за что они мстят мертвым?
- Дело в том, что в культуре человечества распространена так называемая «традиция символической победы». Известна история из древних времен: персидский царь вторгся в Скифию, однако скифы упорно уклонялись от боя. Тогда царь разгромил их кладбища. И вот после этого они приняли бой. Идея здесь в том, что могилы используются как объект символического нападения. Ведь в любом обществе живые составляют с мертвыми единое целое. Если кто-то хочет символически напасть на целую группу людей – будь то евреи, |
христиане, украинцы, кто угодно – у него есть два пути. Первый – искать и бить. Второй – осквернить кладбище этой группы. Надо сказать, что второй способ гораздо сильнее, ведь он позволяет унизить сразу и всех. Именно поэтому кладбище – излюбленный объект для нападений. К тому же немаловажно, что у живых есть кулаки, а мертвые постоять за себя не могут. Это очень безопасный способ, ведь кладбища у нас охраняются из рук вон плохо. Кроме того, могила – это еще и связь с землей. «Родное пепелище», «отеческие могилы» - традиционное иносказательное обозначение «своего» пространства, Родины. В этом смысле разорение могил – это действие по «зачистке» земли. Для тех, кто считает, что «евреи не должны жить в России», разорение еврейских могил – это акт символического изгнания евреев с «малой родины». Но есть здесь и дополнительный смысл. Давайте зададим себе вопрос: а почему кладбища у нас так плохо охраняются? И почему к ним так плохо относятся? У нас предполагается, что за могилами должны ухаживать родственники. Но на самом деле это должна быть общая забота. Гражданское общество должно быть не только для живых, но и для мертвых! И охранять нужно не только свои могилы, но и чужие! Наглядный пример распространенного в нашем обществе отношения к смерти и кладбищу - Южное кладбище. При подъезде к нему – гигантская свалка. Пространство смерти связано для нас не с областью сакрального и светлого, а с мусором, выброшенностью. Иными словами, имеет место десакрализация смерти. И в этом смысле разорение кладбища, как ни парадоксально, является возвращением смерти ее сакрального статуса. Кладбище воспринимается вандалами не как хранилище мертвых тел, а как важное в сакральном отношении место.
- А чьи могилы, по Вашим сведениям, разоряют чаще всего? - Еврейские, мусульманские – вообще все те, где написано «не по-нашему».
- Почему, в таком случае, так часто разоряют христианские могилы, рушат кресты? - В нашем обществе есть группа агрессивно настроенных националистов, язычников, которые полагают, что христианство выдумано евреями для того, чтобы победить славян. Они очень агрессивно настроены по отношению к церкви. Разрушение христианских могил, скорее всего, их рук дело.
- А кто, на Ваш взгляд, мог быть причастен к акту вандализма на Одесском кладбище? - Не зная всех деталей, определить это невозможно. Нужно знать: какая свастика? Как нарисована? Вообще говоря, масштабы данного инцидента поражают. Здесь либо «поработало» много людей, во что лично я не склонен верить, либо – что вероятнее – небольшая группа людей «трудилась» долго и плодотворно. Ведь, повторюсь, кладбища охраняются очень плохо. Вандалы вполне могли приходить сюда много ночей подряд и планомерно уродовать могилы. А потом – раз! – в какой-то момент все обнаруживается, и тут же появляется версия, что все изображения были сделаны в одну ночь. Лично мне это кажется очень малоправдоподобным.
Интервью с Дмитрием Дубровским, посвященное проблемам ксенофобии и путям их решения, читайте здесь. |