Подборку леденящих кровь историй и легенд специально для jeps.ru подготовил р. Арье Ольман
Из холодной синагоги вырываются приглушенные голоса, странные всхлипывающие голоса. Это молятся мертвецы. Мертвецы ведь каждую субботу по ночам молятся в холодной синагоге, собираются молитвенным десятком и молятся. Кто этого не знает!
(Шолом-Алейхем, «С ярмарки»)
Можно рассказать историю, случившуюся в старой Холодной синагоге местечка Заблудово, что рядом с Белостоком. Однажды в Судный день ночью в синагоге собралось множество евреев, в два раза больше, чем живет евреев в Заблудове, и все они стояли, накрыв головы талитами. Раввин-праведник понял, что это пришли молиться не только живые, но и покойники со старого и нового кладбищ. Он поднялся на ступеньки, ведущие к священному ковчегу, и возгласил: «Я повелеваю всем молящимся снять талиты с головы!» Живые сразу же сняли талиты с головы, но часть евреев, мертвые, остались стоять укутанные в талиты с головой. Раввин-праведник возгласил: «В Святом Писании сказано: “Не мертвые будут восхвалять Всевышнего” (Псалмы, 115, 17). Посему я повелеваю им вернуться к своему покою!» На этот раз мертвые послушались раввина-праведника. Так же как они стояли закутанные в талиты с головой, они начали тихо выходить из Холодной синагоги, а живые смотрели на них, затаив дыхание. С тех пор в Заблудове, что рядом с Белостоком, существует обычай не хоронить мертвых вместе с их талитами, чтобы они не могли укутаться в них с головой и прийти молиться вместе с живыми.
(Хаим Граде, «Немой миньян»)
Ночью нельзя было ходить мимо Большой синагоги Сатанова, потому что в это время там собирались духи умерших. Но один сорвиголова решил-таки пройтись мимо, да еще в полночь! Дошел до ворот синагоги и услышал, как кто-то зовет его по имени. Испугался до смерти, но все же зашел внутрь. В синагоге было пусто, но откуда-то звучала молитва. Смельчак поднялся на биму и тоже произнес молитву. Когда он закончил, сразу же услышал из ниоткуда: «Амен». После чего духи начали расходиться, а парень непонятным образом снова оказался на улице.
(С.Ан-ский)
Говорят, что камни, положенные в основание Старо-новой синагоги в Праге, принесли ангелы из разрушенного иерусалимского Храма с условием, что они будут возвращены обратно, когда он будет восстановлен. Согласно другой легенде, во время пожара синагогу защищали своими крыльями ангелы, превратившиеся в голубиц, потому и сохранилась она без серьезных повреждений до наших дней. Говорят также, что в Старо-новой синагоге до сих пор лежит Голем, тот самый, которого сделал то ли р. Йеѓуда Лива бен Бецалель (Маѓараль), то ли какой-то другой каббалист. Раввин разместил его на чердаке, куда до сих пор вход воспрещен. Осторожность была так велика, что раввин велел разрушить наружную лестницу, и двери чердака на высоте двенадцати метров по-прежнему доступны только с приставной лестницы. Но пока в рот Голема не вставили бумажку с именем Всевышнего, он безопасен.
***
Острожская синагога – одна из самых старых в Восточной Европе. В начале XVII-го века, при жизни талмудиста Шмуэля Эйдельса, она уже существовала. В 1792 году синагогу, в которой укрывались острожские евреи, штурмовали российские войска во главе с генералом Михаилом Каховским. Россияне приняли здание за крепость, в которой засели поляки, и обстреливали ее из пушек. Согласно легенде, спасение евреев было чудесным. Даже те ядра, которые залетели внутрь здания через разбитые окна, не причинили вреда находившимся внутри людям. На третий день атаки местный храбрец по имени Элиезер вышел из синагоги и показал царским войскам брод через реку Вилия, после чего они отправились от Острога подальше. В память об этом событии в стене синагоги не заштукатуривали следы от ядер, а одно из ядер висело внутри здания на цепи. Есть даже легенда, что цепь эта была золотой.
***
В Шаргороде в одном из домов, построенных несколько сот лет назад, есть глубокий подвал с каменными сводами, ведущий в засыпанный подземный ход. Легенды говорят о том, что подземные ходы в городе построены турками и ведут не только в крепостную синагогу и костел, но, возможно, и в Иерусалим! То же рассказывают о Сатановской синагоге: якобы подземный ход из нее ведет аж в Каменец-Подольский. А ещё о Сатановской синагоге говорят, что её вообще не строили, а откопали – нашли высокий холм, стали копать и выкопали синагогу. Эта легенда объясняется технологией строительства тех времён, когда вместо лесов вокруг и внутри возводимых стен насыпали земляные холмы, а потом их убирали.
***
В конце 16-го века иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и отнять у евреев здание синагоги. В 1603 году король Сигизмунд III подарил монахам ордена иезуитов участок земли, на котором стояла синагога, и по решению суда здание было конфисковано.
"Евреи были в отчаянии, – писал очевидец, – еврейки рвали на себе волосы; их квартал имел такой вид, как накануне страшного суда". Старшина общины Мордехай Нахманович с достоинством принял комиссию, ввёл ее в синагогу и потребовал немедленно занести в протокол, что он всё передал иезуитам. "Между тем народ со всех сторон стал прибывать в синагогу, поздравляя иезуитов с успехом, наполняя воздух криками радости, – писал летописец иезуитского ордена. – Народ зажёг восковые свечи и вошёл с процессией в синагогу. Толпа подошла к месту, где находился святой ковчег, и пением церковных гимнов освятила это место... Среди евреев же была тревога, скорбь, слышались вздохи и вопли, и горе их усилилось, когда они увидели над крышей синагоги крест, символ христианства".
Но когда на следующий день монахи пришли к зданию, ворота оказались запертыми. Мордехай Нахманович никого не пропускал через свои владения. Судебный спор ордена иезуитов с львовскими евреями разгорелся с новой силой. В результате долгого и изнурительного судебного процесса синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году.
Легенда приписала эту победу Розе, красавице-жене Нахмана Нахмановича, брата старшины львовской общины Мордехая Нахмановича. Это была женщина необыкновенной красоты, одарённая высокими душевными качествами, которая пользовалась огромной популярностью в своей общине. Надгробный камень на ее могиле существовал еще в конце девятнадцатого века, и на нём была выбита надпись: "Она была настоящим светильником Божьим, королевой всех дочерей Сиона, которая по красоте и уму не имела равной себе. Короли и князья склоняли перед ней свои колени". К могиле "золотой Розы" приходили несчастные жены и матери, искали утешения в молитвах, писали записочки с просьбами и оставляли их под плитой. Впоследствии "золотую Розу" называли мученицей за веру".
Согласно преданию, Роза готова была отдать всё своё имущество для выкупа синагоги. Она употребляла своё влияние повсюду, но ничто не помогло. Наконец, епископ потребовал, чтобы она сама явилась к нему с деньгами. После долгих колебаний Роза принесла выкуп епископу, который поставил условие возвращения святыни: Роза должна остаться у него в епископском дворце. Она ответила, что останется только после возвращения храма, но епископ не хотел ей верить. "Если ты мне не веришь, – возразила она, – ты ничего не теряешь, а я теряю честь, веру, народ". Епископ согласился, подписал и вручил ей документ на открытие синагоги. Она отослала бумагу старшинам и через короткое время увидела из епископского дворца свет, льющийся из окон синагоги, услышала радость и веселье в общине. Задача её выполнена, но жизнь погублена. На другой день епископ нашёл её мертвой. Еврейские женщины долго еще оплакивали мученицу. С тех пор в народе стали называть синагогу именем "Золотая Роза".
(Феликс Кандель. Очерки времен и событий из истории российских евреев).
|