ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Еврейское кладбище в Глюкштадте

Фотоконкурс «Эйн момэнт!» Участвовать в конкурсе
Еврейское кладбище в Глюкштадте
Рассказ Ирины Шапиро – не о синагоге, а о старом еврейском кладбище в немецком городке Глюкштадт. Но этот замечательный материал, снабженный прекрасными фотографиями, как нам кажется, может стать полноправным участником конкурса «Эйн момэнт!»
Прошлым летом в командировке я оказалась в одном немецком городке с очень милым названием – Глюкштадт (Счастливый город).
Глюкштадт был построен по указу правителя - датского короля Христиана IV: немецкая земля Шлезвиг-Гольштейн, где находится город, в то время была владением Дании.

Улица в Глюкштадте

Бюст Христиана IV, который
основал Глюкштадт в 1617г.
Христиан IV  хотел основать город, который стал бы конкурентом крупному торговому центру Гамбургу. На строительство были брошены все силы и средства страны. Город стал административной столицей Шлезвиг-Гольштейна. Датская знать выстроила здесь резиденции.
А чтобы побудить богатых купцов селиться здесь и вести торговлю, король издал эдикт о равенстве религий (впервые в Европе!). Гонимые инквизицией голландцы-протестанты и евреи-сефарды из Португалии вместе с датчанами и немцами быстро заселили новый город.
Здесь была воздвигнута первая в мире евангелическая кирха.
Согласно указу, изданному королем 3 августа 1619 года, сефардским купцам  в Глюкштадте гарантировали  свободное вероисповедание в своих домах, правовую автономию в спорах между собой, освобождение от налогов,  а также неограниченную свободу торговли в Датском королевстве.
В 1620 году 13 португальских евреев поселились в Глюкштадте, и уже три года спустя община насчитывала 29 семей.
А в 1622 выделили территорию для еврейского кладбища.
Сефарды жили  на Кемпер штрассе, на улице Ам Флет, на Португальской улице, а позднее на улице Ам Хафен.

Первая в мире евангелическая кирха,
построенная 1618-1621

Улица Ам Хафен, с дворцами датской
 знати и особняками богатых купцов
Между 1630 и 1700 привилегии евреев были значительно расширены. Они получили разрешение на строительство синагоги,  занятия книгопечатанием и судостроением; их дети теперь могли посещать частные и государственные школы.
Увы! Судьба "Счастливого города" сложилась неудачно. Речушка Рин, впадающая в Эльбу, намыла напротив гавани огромную песчаную банку, и морские корабли перестали заходить в Глюкштадт.
Евреи-сефарды начали перебираться в Гамбург: там торговля шла лучше. Численность евреев в Глюкштадте постоянно уменьшалась. И уже в 1732 году привилегии упразднили, потому что ни одной из старых сефардских семей там больше не было.
У небольшой общины  появились экономические проблемы. Но она всегда получала финансовую поддержку от общин Гамбурга и Амстердама, члены которых хотели иметь убежище на случай гонений.
На смену сефардам в Глюкштадте появляются новые еврейские переселенцы из Восточной Европы – ашкенази. но и их было немного. В 1800 году община состояла уже целиком всего из 120 евреев-ашкенази.
Сегодня  только шесть евреев живут в Глюкштадте.

Ворота дома вечности - Еврейского кладбища  в Глюкштадте

Мемориальная доска на ограде
 Еврейского кладбища



Текст в переводе на русский примерно такой:
«Дом вечности» еврейской общины Глюкштадта. На надгробьях XVII и XVIII вв. обнаруживаются надписи на древнееврейском и португальском языках (возможно на ладино?) а также многочисленные символы (в том числе - сапог, кувшин, череп). Кристиан IV пригласил бежавших из Португалии евреев-сефардов в Глюкштадт торговать.
С 1861 г. здесь находили свой последний приют исключительно немецкие евреи (ашкеназим).
Во времена национал-социализма в 1941 г. кладбище было уничтожено.
Сегодня это место охраняется как памятник».
Перевод и курсив – мой (И.Ш.)


 Еврейское кладбище  в Глюкштадте
Видна разница между захоронениями членов двух разных общин. Сефардские надгробья лежат на земле. Ашкеназские (на заднем плане) - стоят вертикально.
Сохранилось 90 сефардских  могильных плит и 11 ашкеназских.
В 1941 нацисты могильные камни убрали, а территорию кладбища разровняли. После 1945 года кладбище, насколько это было возможно, реставрировали: надгробья, которые удалось найти, установили примерно на том же месте, положив под них кирпичи (это хорошо заметно на фотографии).
Так что это не совсем кладбище: могил под камнями больше нет.

 Разбитые надгробья - следы нацистского варварства

 Многие сефардские семьи, подражая испанской
знати, обзавелись собственными гербами.
И украшали этими гербами свои могильные камни
Сефардские  надгробия. Фрагменты

   

       
    Кувшин – символ ритуальной чистоты и колена Леви                              Ева со змеем в райском саду

Благословляющие руки указывают на то, что под этим камнем когда-то
был похоронен потомок коэнов – священников в Иерусалимском Храме


Надгробная плита Семми Леви
Семми Леви, умерший в 1914, был последним, кого похоронили на этом кладбище. Его вдова завещала все имущество муниципалитету и передала городскому архиву исторические документы. За это город обязался заботиться о сохранении еврейского кладбища.
И честные немецкие бюргеры добросовестно выполняли свое обязательство. Почти 30 лет.
И хоть сегодня под надгробьями больше нет могил, а в городе больше нет евреев, муниципалитет, как и обязался, "охраняет исторический памятник". А город получил еще одну приманку для туристов - старинное еврейское кладбище.
Я положила на памятник Леви камень.
И долго стояла рядом.
С рыночной площади по соседству доносились звуки

Уже уходя с кладбища, я увидела еще один камень на надгробии. Выходит – кто-то еще помнит…
музыки и веселые голоса.
Там проходил ежегодный Фестиваль селедки.  Горожане и туристы  бродили между лотков, заполнивших площадь, покупали и уплетали эту самую селедку, запивали ее замечательным немецким пивом. На открытой эстраде играла музыка, кто-то танцевал.
Там было весело.
Но мне туда не хотелось.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї