| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Еврейское кладбище в Глюкштадте
Фотоконкурс «Эйн момэнт!» Участвовать в конкурсе |
Еврейское кладбище в Глюкштадте |
Рассказ Ирины Шапиро – не о синагоге, а о старом еврейском кладбище в немецком городке Глюкштадт. Но этот замечательный материал, снабженный прекрасными фотографиями, как нам кажется, может стать полноправным участником конкурса «Эйн момэнт!» |
Прошлым летом в командировке я оказалась в одном немецком городке с очень милым названием – Глюкштадт (Счастливый город).
Глюкштадт был построен по указу правителя - датского короля Христиана IV: немецкая земля Шлезвиг-Гольштейн, где находится город, в то время была владением Дании. |
Улица в Глюкштадте |
Бюст Христиана IV, который
основал Глюкштадт в 1617г. |
|
Христиан IV хотел основать город, который стал бы конкурентом крупному торговому центру Гамбургу. На строительство были брошены все силы и средства страны. Город стал административной столицей Шлезвиг-Гольштейна. Датская знать выстроила здесь резиденции.
А чтобы побудить богатых купцов селиться здесь и вести торговлю, король издал эдикт о равенстве религий (впервые в Европе!). Гонимые инквизицией голландцы-протестанты и евреи-сефарды из Португалии вместе с датчанами и немцами быстро заселили новый город.
Здесь была воздвигнута первая в мире евангелическая кирха.
Согласно указу, изданному королем 3 августа 1619 года, сефардским купцам в Глюкштадте гарантировали свободное вероисповедание в своих домах, правовую автономию в спорах между собой, освобождение от налогов, а также неограниченную свободу торговли в Датском королевстве.
В 1620 году 13 португальских евреев поселились в Глюкштадте, и уже три года спустя община насчитывала 29 семей.
А в 1622 выделили территорию для еврейского кладбища.
Сефарды жили на Кемпер штрассе, на улице Ам Флет, на Португальской улице, а позднее на улице Ам Хафен. |
Первая в мире евангелическая кирха,
построенная 1618-1621 |
Улица Ам Хафен, с дворцами датской
знати и особняками богатых купцов |
|
Между 1630 и 1700 привилегии евреев были значительно расширены. Они получили разрешение на строительство синагоги, занятия книгопечатанием и судостроением; их дети теперь могли посещать частные и государственные школы.
Увы! Судьба "Счастливого города" сложилась неудачно. Речушка Рин, впадающая в Эльбу, намыла напротив гавани огромную песчаную банку, и морские корабли перестали заходить в Глюкштадт.
Евреи-сефарды начали перебираться в Гамбург: там торговля шла лучше. Численность евреев в Глюкштадте постоянно уменьшалась. И уже в 1732 году привилегии упразднили, потому что ни одной из старых сефардских семей там больше не было.
У небольшой общины появились экономические проблемы. Но она всегда получала финансовую поддержку от общин Гамбурга и Амстердама, члены которых хотели иметь убежище на случай гонений.
На смену сефардам в Глюкштадте появляются новые еврейские переселенцы из Восточной Европы – ашкенази. но и их было немного. В 1800 году община состояла уже целиком всего из 120 евреев-ашкенази.
Сегодня только шесть евреев живут в Глюкштадте. |
Ворота дома вечности - Еврейского кладбища в Глюкштадте |
Мемориальная доска на ограде
Еврейского кладбища |
Текст в переводе на русский примерно такой:
«Дом вечности» еврейской общины Глюкштадта. На надгробьях XVII и XVIII вв. обнаруживаются надписи на древнееврейском и португальском языках (возможно на ладино?) а также многочисленные символы (в том числе - сапог, кувшин, череп). Кристиан IV пригласил бежавших из Португалии евреев-сефардов в Глюкштадт торговать.
С 1861 г. здесь находили свой последний приют исключительно немецкие евреи (ашкеназим).
Во времена национал-социализма в 1941 г. кладбище было уничтожено.
Сегодня это место охраняется как памятник».
Перевод и курсив – мой (И.Ш.)
|
Еврейское кладбище в Глюкштадте |
Видна разница между захоронениями членов двух разных общин. Сефардские надгробья лежат на земле. Ашкеназские (на заднем плане) - стоят вертикально.
Сохранилось 90 сефардских могильных плит и 11 ашкеназских.
В 1941 нацисты могильные камни убрали, а территорию кладбища разровняли. После 1945 года кладбище, насколько это было возможно, реставрировали: надгробья, которые удалось найти, установили примерно на том же месте, положив под них кирпичи (это хорошо заметно на фотографии).
Так что это не совсем кладбище: могил под камнями больше нет. |
Разбитые надгробья - следы нацистского варварства |
Многие сефардские семьи, подражая испанской
знати, обзавелись собственными гербами.
И украшали этими гербами свои могильные камни |
|
Сефардские надгробия. Фрагменты
|
Кувшин – символ ритуальной чистоты и колена Леви Ева со змеем в райском саду |
Благословляющие руки указывают на то, что под этим камнем когда-то
был похоронен потомок коэнов – священников в Иерусалимском Храме |
Надгробная плита Семми Леви |
Семми Леви, умерший в 1914, был последним, кого похоронили на этом кладбище. Его вдова завещала все имущество муниципалитету и передала городскому архиву исторические документы. За это город обязался заботиться о сохранении еврейского кладбища.
И честные немецкие бюргеры добросовестно выполняли свое обязательство. Почти 30 лет.
И хоть сегодня под надгробьями больше нет могил, а в городе больше нет евреев, муниципалитет, как и обязался, "охраняет исторический памятник". А город получил еще одну приманку для туристов - старинное еврейское кладбище.
Я положила на памятник Леви камень.
И долго стояла рядом.
С рыночной площади по соседству доносились звуки
Уже уходя с кладбища, я увидела еще один камень на надгробии. Выходит – кто-то еще помнит… |
музыки и веселые голоса.
Там проходил ежегодный Фестиваль селедки. Горожане и туристы бродили между лотков, заполнивших площадь, покупали и уплетали эту самую селедку, запивали ее замечательным немецким пивом. На открытой эстраде играла музыка, кто-то танцевал.
Там было весело.
Но мне туда не хотелось.
|
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|