ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Встреча с Наумом Синдаловским в бхс

Леонид Райхлин Еврейские мифы Петербурга

* От лавочника к вершинам российской аристократии * «Никак нет, Ваше императорское величество!» * Где соль, там и Перец! * Тайна аббревиатуры ДЛТ * «В кинотеатре Колизей что ни зритель, то еврей!»

На днях в Синагоге состоялась встреча-беседа со знаменитым писателем, исследователем петербургского фольклора Наумом Синдаловским. Темой встречи послужила еврейская история и то, какое отражение она нашла в мифах и легендах Петербурга.
Наум Александрович сразу определил термины: «Миф – это сказка, вымысел, легенда же – это интерпретация исторического события». Многие отказывали Петербургу в фольклоре: город, говорили они, возник внезапно, у него нет корней, а, следовательно, и не может быть фольклора. Особенно сложно было бороться с этой мыслью в советское время, ведь фольклор – это «неофициальная» история, а такого в Советском Союзе быть не могло. В результате первая книга Синдаловского, посвященная мифологии Петербурга пролежала в столе больше 10 лет.

От лавочника к вершинам российской аристократии
Легенды, рассказывающие про основание города, не могли не коснуться евреев, ведь первым полицмейстером был еврей Девьер, первым вице-канцлером – еврей Шафиров. Про Шафирова рассказывают, что заметил его Петр в Москве, в небольшой лавке, где мальчик помогал отцу. Петр обратил внимание на бойкого мальчонку, знающего несколько языков, и забрал его с собой. Так начался подъем бывшего лавочника к вершинам власти, а потом и русской аристократии – у Шафирова было 5 дочерей и все они вышли замуж за представителей известнейших родов России: Карамзиных, Волконских, Трубецких и т.д.
После третьего раздела Польши евреи стали постепенно селиться в крупных городах Российской Империи – так в Петербурге появилась своя еврейская община, которая росла и в конце 19 века построила собственную синагогу.

«Никак нет, Ваше императорское величество!»
Однако не всегда евреям жилось в Петербурге сладко. Во времена Николая I появилась практика забирать из местечек детей в возрасте 7-10 лет в армию с целью их последующего крещения. Но есть две легенды, которые говорят, что отнюдь не все стали христианами. Первая из них гласит, что как-то в Пасху на строевом смотре Николай лично поздравлял каждого солдата словами «Христос воскресе» и солдаты отвечали: «Воистину воскресе!», но когда он подошел к последнему солдату, то услышал в ответ: «Никак нет, Ваше императорское величество!». Это был один из тех евреев, которых забрали еще в детстве. Вторая же история повествует о том, как батальон солдат, набранный из евреев, привели на берег Финского Залива крестить, они маршевым шагом вошли в воды залива и… не вышли!

Где соль, там и Перец!
К концу 19 века позиция властей стала мягче, и никто уже не удивлялся, когда еврей Абрам Перец – торговец солью стал поставщиком царского двора. Так возникла пословица: «Где соль, там и перец!».

Тайна аббревиатуры ДЛТ
В начале 20-х годов 20 века самым знаменитым евреем Петрограда был Лев Давыдович Троцкий (Бронштейн). Про него ходило множество историй. Когда случился октябрьский переворот и начался красный террор, еврейская община забеспокоилась и отправила делегацию к Троцкому просить его, как еврея о защите, на что Троцкий ответил: «Я не еврей, а интернационалист!». Тогда появилась поговорка: «Революцию делают Троцкие, а получают Бронштейны». Все знают в нашем городе универмаг ДЛТ – Дом Ленинградской Торговли, но мало кто обращает внимание, что по-русски нельзя так сказать, правильно было бы ЛДТ – но эта аббревиатура совпадала бы с инициалами Троцкого, который тогда уже был в опале.

«В кинотеатре Колизей что ни зритель, то еврей!»
Уже после войны в народе появились другие еврейские герои, такие как, например, Ефим Захарович Капелян, которого стали звать Ефимом Закадровичом после того, как он озвучил 17 мгновений весны (закадровый голос). Разговоры про евреев велись постоянно и не всегда они были позитивными. Про кино говорили: «В кинотеатре Колизей что ни зритель, то еврей!» или называли Ленфильм «еврейской кормушкой». Когда в 70-х и 80-х годах началась алия в Израиль, появились новые выражения и поговорки. Дом, в котором жили евреи, причем не обязательно в большинстве, стали называть «Дом Сиона» или «Тель-Авив». Говорили: «Скоро останутся всего два еврея – Аврора Крейсер и Мишка Талисман»

Наум Александрович готов был продолжать, но было уже поздно, к тому же пора было готовиться к празднику Шавуот – поэтому договорились, что все остальные истории Наум Александрович расскажет в следующий раз. А рассказать есть что, т.к. недавно вышла уже двадцать шестая (!) книга Синдаловского про Петербург, его жителей, про мифы и легенды их окружающие.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї