| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
|  |
Репортажи: 27.04.2014 Петербургская Синагога объявляет конкурс на лучшую кружку для цдаки |
Большая Хоральная Синагога объявляет открытый конкурс на разработку кружек для благотворительных пожертвований. Принять участие в конкурсе может любой желающий – был бы талант и готовность в случае победы курировать весь процесс изготовления новой кружки.
«В еврейской традиции принято 'украшать' заповедь, делать все предметы красивыми и радующими глаз, – говорит инициатор конкурса, член правления Синагоги Алексей Гнесин. – Хочется, чтобы кружки Синагоги тоже этому соответствовали. Кроме того, новые кружки привлекут внимание общественности к идее пожертвований. Ведь, будем называть вещи своими именами, именно на пожертвования существует Синагога. Поэтому главные критерии кружек для участия в конкурсе – не только красота и оригинальность изделия, но и акцент на важности идеи цдаки».
Работы на конкурс будут приниматься до 15 мая. Положение о конкурсе читайте здесь
|
Мирные пушке |
Директор центра «Петербургская иудаика» Валерий Дымщиц рассказывает «Форшмаку» о том, какие бывают кружки для пожертвований.
В идише есть слово «пушке». Слово это польского происхождения и означает «шкатулка, коробочка, ларец». Например, «табек-пушке» – табакерка. А «цдоке-пушке» – копилка, шкатулка или кружка, для сбора благотворительных пожертвований. Такие копилки были так распространены, что часто слово «пушке» без всяких добавлений обозначали именно емкость для благотворительных пожертвований.
Пушке были трех типов.
Прикованные к стене
Во-первых, существовали стационарные пушке, стоявшие в синагогах и других общественных местах, прикованные к стене цепью, а то и вмурованные в стену. Их было много. Ведь структура еврейской общины была сложна – в ней имелось множество союзов, братств, общественных и благотворительных организаций. И каждая собирала пожертвования. А ведь кроме внутриобщинных нужд были и внешние. Собирали на еврейские поселения в Стране Израиля, на знаменитые ешивы, на жертв погромов и стихийных бедствий. «Пушке» были, как правило, металлические (серебряные или жестяные), с прорезью, чтобы бросать деньги, и с крышкой, чтобы их вынимать. Форма этих пушке была самой разнообразной, одни напоминали собой коробки, другие – кружки, третьи – банки. На каждой было написано название того братства, которое вело сбор пожертвований, и цель, на которую собирали деньги.
Погребальный звон, или как спастись от смерти
Во-вторых, пушке бывали переносные, те, с которыми отправлялись на публичные, многолюдные мероприятия, например, на свадьбы или похороны. Особенно значимыми были похороны. Старожилы, заставшие еще традиционные формы жизни в местечках, помнят, как впереди погребальной процессии шел шамес (служка в синагоге) или представитель хевре-кадише (погребального братства) и пронзительно кричал: «Цдоке тациль ме-мовес (Милостыня спасает от смерти)» (Притчи, 10:2). В его руке была пушке, напоминавшая по форме металлическую кружку с крышкой. Он ритмично встряхивал кружкой, и крышка стучала. Именно этот дребезжащий звук в первую очередь ассоциируется с похоронной процессией в памяти тех, кто видел похороны в местечке.
«Дать на майорку»
Однако не будем о грустном. Третий вид пушке – это те, которые стояли в домах. В них регулярно, например, перед субботой и праздниками, опускали мелкие монеты, предназначенные для поддержания еврейских поселений в Стране Израиля. Часто кидать монетку в прорезь поручали детям, приучая их к делам благотворительности. Такие копилки назывались «пушке Меер Бал а-Нес» – «коробки Меера-Чудотворца». Копилки с той же целью и с тем же названием стояли и в синагогах. Эти копилки были так распространены, что стали как бы «главным» видом пушке. Достаточно сказать, что обычай, распространенный среди польских, молдавских и украинских крестьян жертвовать на синагогу, дабы «еврейский Бог» помог в сложных жизненных обстоятельствах (об этом интереснейшем явлении надо рассказывать особо!) назывался «дать на майорку», то есть положить деньги в пушке Меера-Чудотворца.
Но почему же Меер?
Начиная со второй половины XVIII в. в Стране Израиля поселяются евреи – выходцы из Восточной Европы. Это досионистское переселение происходило по чисто религиозным причинам. Маленькие ашкеназские общины в Палестине всецело зависели от пожертвований из общин исхода. Для такого рода пожертвований и существовали пушке Меер Бал а-Нес. А почему они так назывались? Это совершенно непонятно. Тот, в честь кого они названы, то есть Меер-Чудотворец, – это рабби Меер (ок. 110 – ок. 165), крупнейший таннай, один из мудрецов Мишны. В народе рабби Меер получил прозвание Чудотворца, так как Талмуд рассказывает о его способности творить чудеса. Сегодня существует ряд гипотез, объясняющих, почему копилки для сбора средств в помощь евреям Страны Израиля носили имя рабби Меера, но все они спорны.
Науке, как всегда, есть над чем подумать. |
|
|
| |
|
|  |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|