ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Репортажи: 09.04.2014 Евреи в Крыму: загадки истории

Мы продолжаем серию материалов об истории Крыма. Ранее мы рассказывали о караимах. О проблемах хазарской истории рассказывает израильский историк, директор Международного центра еврейского образования и полевых исследований Артем Федорчук.

В популярной литературе о хазарах бытует огромное количество мифов. Их создатели бросаются из крайности в крайность. В годы сталинской борьбы с «безродными космополитами» в советской историографии сложилось представление о Хазарском каганате как о «маленьком паразитическом государстве». В многочисленных образчиках антисемитской литературы, изданной в постсоветской России, Хазарский каганат представляется государством чрезвычайно могущественным, страшной «этнической химерой» (Л. Гумилев). Эти концепции сходятся в том, что хазары (читай, евреи) играли исключительно негативную роль в развитии Киевской Руси.

Почему хазары выбрали иудаизм
Хазары – народ тюркского происхождения. В 7 в. они создают мощное полукочевое государство, существовавшее более трех столетий. Его влияние в период наибольшего расцвета распространялось на весьма обширные территории, охватывавшие большую часть

Еврейско-хазарская переписка
современной Украины и значительную часть современной европейской части РФ.

На каком-то этапе своей истории правители Хазарского каганата обращаются в иудаизм.

Основной источник, отражающий эти события, – т.н. еврейско-хазарская переписка, обмен письмами (на иврите) между испанским сановником-евреем Хасдаем ибн Шапрутом и хазарским царем Иосифом (10 в.). В письме Иосифа излагается знаменитая история о диспуте между евреем, христианином и мусульманином при дворе одного из хазарских правителей. Надо сказать, что эта история оказала сильное влияние на рассказ Повести временных лет о выборе веры князем Владимиром.

Еще один источник – так называемый «кембриджский аноним» – письмо анонимного хазарского еврея, по всей видимости, тому же Хасдаю, где также излагается история «выбора веры» и рассказывается о походах князя Руси по имени Хельгу. Ряд исследователей отождествляет Хельгу с Вещим Олегом, тем самым, который собирался «отмстить неразумным хазарам».

По всей видимости, переписка отражает реальную геополитическую картину того периода. Соседями каганата были Арабский Халифат и Византия. Когда перед государством встал вопрос о принятии монотеистической религии, то два наиболее очевидных варианта – ислам и христианство – оказались нежелательны. Приняв любой из них, каганат оказался бы в орбите одного из двух могущественных соседей. Хазарские правители выбирают третий путь – иудаизм.

Обращение хазар: вопросы и сомнения
До начала 19 в. история обращения хазар в иудаизм обычно считалась красивой сказкой, а еврейско-хазарская переписка – поздней подделкой, сочиненной средневековыми европейскими евреями в их извечной надежде на избавление. Но после того, как в оборот были введены многочисленные источники (арабские, славянские и др.), в которых говорится об иудаизме хазар, научное сообщество признало подлинность документов.

К сожалению, у нас до сих пор нет ответа на многие вопросы. Поныне продолжаются диспуты о датировке обращения (основные версии – рубеж 8 и 9 вв. или 60-е гг. 9 в.) Мы не знаем, насколько широко был распространен иудаизм среди хазарского населения. До сих пор практически нет археологических находок, которые можно было бы однозначно соотнести с хазарскими евреями.

Тринадцатое колено, или политические сюжеты вокруг хазар
Загадкой остается и судьба хазарского еврейства после падения Каганата. По имеющимся у нас источникам, еврейские общины хазарского происхождения существовали в Киевской Руси до монгольского завоевания. Но дальнейшая их судьба неясна.

Существует занятная, хоть и не имеющая никаких реальных подтверждений теория (ее популяризировал Артур Кестлер в книге «Тринадцатое колено»), согласно которой потомками хазар являются все ашкеназские евреи. Эта теория в 20 в. использовалась в двух печальных сюжетах политического характера.

С одной стороны, из нее следует, что Катастрофа была не только чудовищным преступлением, но и грандиозной ошибкой нацистов, ведь если ашкеназы – потомки хазар, то они не относятся к «зловредной» семитской расе.

С другой стороны, на основании этой теории ряд арабских идеологов (а за ними – и израильские левые) утверждают, что исторической родиной еврейского народа являются низовья Волги, а не Эрец Исраэль.

Удивительным образом, в самые последние годы, в благородных попытках опровергнуть этот миф левой пропаганды, некоторые историки снова начинает подвергать сомнению всю историю обращения хазар в иудаизм.

Полную версию статьи читайте здесь



 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї