ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Статьи: zahav.ru Аркадий Гайсинский Клевета

Чтобы понять в какой ситуации оказалась еврейская история в настоящее время, послушайте знаменитую арию дона Базилио из "Севильского цирюльника": 

Клевета вначале сладко 
 
ветерочком чуть порхает. 
 
И, как будто бы украдкой, 
 
Слух людской едва ласкает, 
 
и журчит, как ручеек. 
 
В шестидесятых годах прошлого века (не так уж и давно) "ветерочком чуть порхнула" книга А.Кестлера "Тринадцатое колено", в которой он выдвинул идею о том, что большинство евреев Восточной Европы - и не евреи вовсе, а потомки иудаизированных хазар. Идея это основывается на официальной версии происхождения восточно–европейской диаспоры, утверждающей, что таковая является результатом миграции из Европы Центральной евреев, спасавшихся от крестоносных погромов. 
 
Но, выяснив, что мигранты, благополучно миновав враждебное окружение и добравшись до Польши, с большим для себя удивлением обнаружили там ""синагоги выше костелов", Кестлер задался справедливым вопросом: кто же эти синагоги построил? 
 
Единственным ответом на этот важный вопрос могли стать и стали хазары, принявшие в начале 8 в. иудаизм и переместившиеся впоследствии далеко на запад от приволжских степей. Иудеи эти дошли аж до нынешней Венгрии, оседая по пути в приглянувшихся им селениях-отсюда синагоги и следы иудейского культа не только в Польше, но и других городах и селах Европы. Таким образом по Кестлеру евреи-ашкеназы ( "тринадцатое колено") - это хазары, ошибочно названные евреями из-за извечной путаницы, смешивающей в единое понятия еврей и иудей. Таковые выводы пришлись, разумеется, по сердцу не только разномастным антисемитам, но и немалому количеству евреев, посчитавших себя незаслуженно, выходит, страдающими от антисемитизма: родство с ханом Ашином обеспечивает более благ и спокойствия, чем родство с Авраамом. Кстати, выводы Кестлера, его противники назвали "хазарской клеветой" и распространялась она по известной схеме: 
 
Тихо, тайно, полегоньку 
 
проползает всюду, всюду, 
 
незаметно, потихоньку, 
 
постепенно всему люду 
 
ум и сердце наполняет, 
 
и из уст в уста летает, 
 
как затверженный урок. 
 
И вот в 2010 г. почти через 4000 лет после того как Авраам-еврей пришел в землю Ханаанскую на свет божий появилась книга "Кто и как изобрел еврейский народ". Трудно придумать более интригующее название, какое по ассоциации может восприниматься чуть ли не окончательным решением "еврейского вопроса"- кто ж пройдет мимо такой приманки! А когда выяснилось, что автор сего труда не какой-нибудь штатный юдофоб, коим несть числа, а профессор исторического факультета тель-авивского университета Шломо Занд, интерес к сочинению возрос многократно. Назови свою книгу Занд иначе, например, как намеревался изначально: "Нация как мечта или, скажем, "Проблемы еврейской истории" -пылиться бы ей на полках книжных магазинов, как множеству подобных книг. А тут, по сути, и читать не надо-и так все ясно: сказанного на обложке книги вполне достаточно, чтобы плюнуть на нее или прижать к сердцу (последних, как известно, на планете куда как больше). Поэтому в перечне благодарностей тем, кто так или иначе оказали автору помощь и содействие в написании книги, профессор Занд без ханжества пишет: 
 
"Я очень благодарен Техиле и Амихаю Исраэли. Именно в ходе моего пребывания у них в гостях в Рош-Пине эта книга получила свое название". 
 
В общем, если Кестлер сомневался в еврействе лишь той части этого народа, которая проживала в Восточной и Центральной Европе и их потомков, то Шломо Занд возвещает, что как такового, еврейского народа, вообще, не было. Но существовали общности, исповедовавшие иудаизм. Отказывая евреям вправе называться народом, Занд с некоторой иронией обозначает условия, в соответствие с которыми общность может считаться народом: 
 
"Это - общая культура, язык, еда, музыка. Но большинство евреев в мире не говорят на иврите, не читают книги на иврите, не знают популярных песен на иврите, и даже названий футбольных команд - как их можно отнести к еврейскому народу?". 
 
"А ведь все так" - согласится с тель-авивским профессором житель Киева, или Москвы, или Нью-Йорка считавший себя истинным евреем до ознакомления с вышеприведенной цитатой. 
 
И очень немногие из тех, кто удосужился ознакомиться с приведенной выше формулировкой, возьмутся выяснить: а что умные люди думают по этому поводу? А вот что: 
 
"Понятие "народ" означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией какого-либо государства (в этом случае термин "народ" синонимичен термину "нация", "этническая общность"). 
 
Бенедикт Андерсон назвал нацию "воображаемым сообществом" - сообществом, которое создается и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств". 
 
Конкретней у самого Б. Андерсона: 
 
"Эти сообщества являются воображаемыми как нечто ограниченное и вместе с тем суверенное. Ограниченное - потому что нация всегда подразумевает существование других наций. Нация - это не все человечество и специфика ее феномена именно в противопоставлении другим нациям. Суверенное - потому что нации всегда стремятся к автономии. Залог этой автономии - суверенное государство".
 
Как видим, евреи не менее других имеют право на статус "народа" да и сам факт, что они через 2000 лет после разрушения Второго Храма возродили свое государство не доказывает ли, что "еврейским народом" они оставались всегда? 
 
Все сильнее с каждым часом 
 
вот гремит уж общим гласом, 
 
стало общим клеветанье, 
 
вот, как буря, разразилось, 
 
загремело, покатилось 
 
неудержною волной. 
 
Однако ж, вполне понятно и ожидаемо, что отрицание еврейского народа привело и к отрицанию страны Израиль. И нечего тут "мудрствовать лукаво": какое к черту государство может быть у несуществующего народа? 
 
"Каждый народ, согласно неписанному консенсусу, общему для большинства просвещенных политических концепций, обладает коллективным правом на владение определенной территорией, на которой он живет и которая его кормит. С другой стороны, религиозный коллектив как таковой, члены которого имеют весьма различное происхождение и вдобавок разбросаны по разным странам и континентам, правом ни на какую конкретную территорию не обладает". 
 
Да и с названием следующей книги Шломо Занд не мудрил - имеющийся опыт себя полностью оправдал: никаких сомнений и гипотез, но априорное утверждение-поэтому названо новое произведение запросто и незатейливо: "Кто и как придумал страну Израиля". 
 
Автор приводит множественные объединенные в тематические группы аргументы, доказывающие с его точки зрения "придуманность" страны Израиля, но главная вина в одурачивании масс падает на сионизм: 
 
"В сионизме земля заменяет Тору, а абсолютное преклонение перед будущим государством - неразрывную связь с богом. В этом аспекте еврейский национализм представляет для иудаизма большую опасность, чем персональная ассимиляция, даже большую, чем "презренная" религиозная реформа. В обоих последних случаях есть надежда на возвращение ушедших от иудаизма евреев, в случае с сионизмом дороги назад уже нет". 
 
Иными словами, по Занду, уже сам факт образования государства Израиль -антиисторичен, ибо люди, называющие себя евреями, объявили своей страной территорию выделенную им добрыми, но недалекими дядями, несмотря на то, что земля это уже более 20-и веков называлась Палестиной и на протяжении не менее 13-веков обрабатывалась населявшими ее арабами. 
 
Гул сильней все нарастает, 
 
в ужасе трепещут люди, 
 
и, как бомба, разрываясь, 
 
клевета все потрясает 
 
и колеблет мир земной. 
 
Ниже приводится в сокращенном виде статья из "Википедии" о книге "Кто и как изобрел еврейский народ": 
 
"Летом 2008 года вышел авторизованный перевод книги на французский язык. Английское издание книги вышло почти одновременно в Великобритании и в США в октябре 2009 года. Русский перевод книги вышел в Москве (под названием "Кто и как изобрел еврейский народ") в издательстве "Эксмо" в марте 2010 года. Перевод книги на японский язык вышел в свет в апреле 2010 года. 
 
В апреле 2010 года в Берлине вышел немецкий перевод книги. В мае 2010 года предполагается выход итальянского издания. На конец апреля 2010 года, согласно договорам с издательствами, завершается работа над переводом книги на испанский, словенский, хорватский, арабский, турецкий, португальский, индонезийский и венгерский языки. 
 
В Израиле книга в течение 19 недель входила в список национальных бестселлеров. Во Франции, где книга Занда стала самой продаваемой в категории "История" за 2009 год, были выпущены три последовательных тиража (в жестком переплете). И в США, и в Великобритании книга с самого момента выхода в свет по апрель 2010 года входит в многочисленные списки бестселлеров, В 2009 году Шломо Занду за его книгу была присуждена французская премия "Aujourd’hui" - престижная журналистская награда за выдающееся политическое или историческое сочинение. В апреле 2010 года книга номинирована на британскую еврейскую премию "Вингейт". 
 
Что говорить-шумный успех, но, увы, наводящий на грустные мысли, потому что за внушительными тиражами книги, переведенной на полтора десятка языков мира, кроется не вдруг объявившийся интерес к истории евреев, но обретение разного рода антисемитами и ненавистниками Израиля "научно обоснованного" подтверждения собственной правоте: действительно, за что уважать самозванцев, да еще и называющих себя избранным народом-в то время, как они, вообще, не народ? А о политическом резонансе последних изысканий Шломо Занда и говорить не стоит: долетело-таки слово "правды" из Святой Земли и попало в благодарные уши. 
 
Тот же, кто был цель гоненья, 
 
претерпев все униженья, 
 
погибает в общем мненье, 
 
пораженный клеветой. 
 
Вряд ли среди народов мира есть столько самоненавистников как среди евреев. Ладно (чего греха таить) в правительствах, в парламентах, в университетах декларация неприязни к Израилю делает их "своими" и способствует карьерному росту. Но печальней другое:"Группа активистов организации "Независимый еврейский голос" сняла пропагандистский видеоролик, направленный против сети кафе "Арома": В кафе сети "Арома" в Торонто вошел активист упомянутой организации и заказал кофе. Получив заказ, он заявил, что не станет пить кофе в сети, филиалы которой находятся на "оккупированной Израилем земле, чтобы даже этим не содействовать политике оккупации". 
 
Неужто история и впрямь ничему не учит? Вряд ли этот борец с "оккупантами" знает: сколько его соплеменников во время Второй Мировой войны были задушены в газовых камерах или так или иначе убиты только потому, что им отказали в убежище? А если не знает, то посоветуем поинтересоваться отношением к еврейским беженцам в той стране, из которой (тихой и уютной) он покрикивает на далекий от него во всех отношениях Израиль: 
 
"Квинтэссенцией иммиграционной политики Канады считается высказывание одного из сотрудников этого ведомства - в ответ на вопрос сколько евреев сможет принять Канада он ответил "Ни одного, и так слишком много". В результате Канада приняла меньше беженцев, чем любая другая западная страна". 
 
Но может случиться и так, что помчится сей демонстрант не на придуманную, а на реально существующую историческую родину и не сомневайтесь: будет пить кофе, не оглядываясь на названия кафе. 
 
А всем восторженно аплодирующим изысканиям Шломо Занда на всякий случай напомним, что новое-это хорошо забытое старое, и что нет в Европе той страны, из которой бы не изгоняли евреев-в частности, из России согласно Указу от 26 апреля 1727года: 
 
"Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать". 
 
Так что не обольщайтесь, господа. И, наслаждаясь прекрасной музыкой великого композитора, не оставляйте без внимания и смысл того, о чем поет священнослужитель из Севильи - той самой, в которой 6 июня 1390 года во время еврейского погрома было убито почти 4000 человек. 
 
Аркадий Гайсинский
 
 
 


 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї