ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Анонсы: 16 февраля 14:00 Концерт-рассказ «Сто лет еврейской музыки»

Клуб благотворительного центра «Хэсэд Авраам»: Большая Разночинная ул., 25 А, тел.309-4849

                                                     I.
Юлий Энгель                                            ХАБАДСКАЯ МЕЛОДИЯ
                                                                      ФРЕЙЛАХС
Лазарь Саминский                                 МАЛЕНЬКАЯ РАПСОДИЯ
Александр Житомирский                      НИГУН РЕБЕ
Борис Левензон                                       ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
                                                                      ВЕСЕЛЫЙ ТАНЕЦ
Александр Веприк                                   ДВЕ ПЬЕСЫ
Израиль Финкельштейн                        ТАНЕЦ
Вениамин Шер                                         ЕВРЕЙСКИЙ ТАНЕЦ

                                                     II.
Макс Брух                                                   КОЛ НИДРЕЙ
Эрнест Блох                                              МОЛИТВА
Марк Лаври                                               ЕВФРАТ
                                                                     ВАРДА
Иоахим Стучевский                                ТАНЕЦ
Ханс Корнак                                             ТАНЕЦ РЕБЕ
Александр Оратовский                         ГАМБРИНУС
                                                                    СКОЧНА

лауреат Всероссийского и международного конкурса
Александр ОРАТОВСКИЙ (виолончель)

дипломант Всесоюзного и лауреат международного конкурса
Галина ФИАЛКО (фортепиано)


СТО ЛЕТ ЕВРЕЙСКОЙ МУЗЫКИ

«Какие сто лет, – удивится тот, кто знает историю, – ведь уже в Библии говорится о еврейских музыкантах!»

Действительно, этот народ жить не может без музыки. Говорят, что если с трапа самолёта сходит еврей без скрипки, значит он пианист. Профессор А. Г. Юсфин считает, что это не случайно: «Определяющей причиной представляется лежащий в основе сущности иудаизма принцип предметной непредставимости Творца. Чисто духовное представление о нём сформировало за многие века массовое художественное сознание внепредметного типа. И в этом смысле музыка явилась идеально адекватной формой творческой самореализации народа».

Но двухтысячелетнее изгнание, религиозные барьеры и вынужденная изоляция привели и к изоляции еврейской музыки от достижений европейской музыкальной культуры. До конца XIX века почти никто из профессиональных композиторов не интересовался еврейским фольклором.

Решающую роль в становлении еврейской национальной композиторской школы сыграло Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки, основанное сто лет назад, 4 марта 1908 года.

1. Московский композитор, музыковед и критик Юлий Энгель (1862–1927) одним из первых обратился к еврейскому фольклору. В 1897 году он окончил Московскую консерваторию у М. Ипполитова-Иванова и С. Танеева. В 1900 году в Императорском Обществе любителей естествознания состоялся его доклад о еврейских народных песнях, после чего эти песни в обработке докладчика были исполнены – это был первый концерт еврейской музыки в России. Неоднократно Энгель участвовал в фольклорных экспедициях. Своим творчеством он указал на путь к становлению национальной композиторской школы – собирание народной музыки и создание произведений на их основе.

«Хабадская мелодия» написана в духе хасидских нигунов (религиозных песнопений). Они распространились вместе с учением основоположника хасидизма ребе Баал Шем Това, который говорил, что служить Богу нужно с радостью. Хабад – название одного из направлений хасидизма, это - аббревиатура слов «хохме» («мудрость»), «бине» («понимание») и «даад» («знание»). «Фрейлахс» напоминает об исполнительских традициях народных музыкантов – клезмеров.

2. Не случайно первое еврейское музыкальное общество появилось именно в России. В начале XX века на территории Российской империи жило более 70% евреев всего мира – и здесь они были одними из самых бесправных: им разрешалось проживать только в определённой части России – в так называемой «черте оседлости», на них была наложена более тяжёлая воинская повинность. Но известно, что когда людей дискриминируют, они объединяются. И одним из первых еврейских объединений в России стало музыкальное общество.

Одним из признанных лидеров Общества был Лазарь Саминский (1882–1959) – композитор, музыковед, дирижёр, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербургская консерватория была едва ли не единственным учебным заведением царской России, где не было процентной нормы для евреев, и в классе Римского-Корсакова оказалось много талантливых композиторов еврейского происхождения. Римский-Корсаков говорил им: «Я очень рад видеть, что вы пишете сочинения в еврейском роде. Как странно, что ученики мои, евреи, так мало занимаются своей родной музыкой. Еврейская музыка существует, это – замечательная музыка, и она ждёт своего Глинки».

Несмотря на постоянное проживание в Тифлисе, где Саминский преподавал в Народной консерватории, и многочисленные гастроли в качестве дирижёра, он постоянно выступал в Обществе с докладами, был организатором его концертов и автором четырнадцати из 81 произведения, изданного Обществом.

В «Маленькой рапсодии» (1914 г.) Саминский использует две народные мелодии – синагогальную и танцевальную. Мы слышим, как молитва и танец гармонично дополняют друг друга.

3. Музыка композиторов – членов Общества написана в классических традициях. Почему же оно называлось «обществом народной музыки»? Первоначально предполагалось назвать новое общество просто «Обществом еврейской музыки». Но при его регистрации градоначальник Петербурга генерал-майор Драчевский заявил, что никакой профессиональной еврейской музыки нет и быть не может. «Я вспоминаю, – сказал генерал, – что однажды слышал еврейскую мелодию в Одессе на еврейской свадьбе. Но это была народная песня. Я считаю, что ваше общество должно называться ”Общество еврейской народной музыки”». Учредители не стали с ним спорить.

Тем не менее, собирание народной музыки было для Общества одной из важнейших задач. Несмотря на финансовые затруднения, был куплен фонограф, с помощью которого члены Общества записывали народные мелодии. Одна из них звучит в «Нигуне ребе» Александра Житомирского (1881–1937), тоже ученика Римского-Корсакова, позже – преподавателя Ленинградской консерватории. Это – традиционный хасидский нигун «Арба бавос», который поётся во время свадеб и больших праздников. Он записан членом Общества Зиновием Кисельгофом, который вместе с Житомирским подготовил изданный Обществом «Сборник песен для еврейской школы и семьи».

4. Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки быстро росло. В 1913 году число его членов приближалось к тысяче. Открылись отделения Общества в Москве, Киеве и Харькове. Юлий Энгель был избран его почётным членом.

В 1917 году Общество издало несколько произведений своего нового члена Бориса Левензона (1884–1947). Среди них – «Прощальная песня», обработка народной мелодии. Эта же мелодия звучит в «Увертюре на еврейские темы» С. Прокофьева, написанной для созданного при обществе секстета «Зимро». «Весёлый танец» – обработка ещё одной народной мелодии в традициях клезмерского музицирования.

5. О ребе Баал Шем Тове известно множество преданий. Рассказывают, что один путешественник спросил его, почему хасиды во время молитвы всегда раскачиваются. Баал Шем Тов ответил: «Глухой увидел танцующих, а музыки он не слышал и сказал: “Взрослые люди, а скачут без всякой причины”». И путешественник понял, что музыка звучит в сердцах хасидов, а он был к ней глух. Такая музыка звучит в фантазии Лео Цейтлина (1884–1930) «Эли Цион» («Бог Сиона»), которая часто исполнялась в концертах Общества. Эта пьеса основана на народной мелодии и на традиционном мотиве для распевного чтения текста Библии.

Цейтлин учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова и в 1911 году окончил её как композитор и скрипач. Он сотрудничал в Обществе еврейской народной музыки и играл в его квартете. С 1920 по 1923 год он выступал в Польше как дирижёр, часто исполняя произведения товарищей по Обществу.

6. 1919 год был последним годом активного существования Общества еврейской народной музыки. В 20-е годы Л. Саминский, Б. Левензон и Л. Цейтлин эмигрировали в США. Саминский в 1924 году занял пост музыкального директора одной из крупнейших синагог Нью-Йорка. Цейтлин играл в оркестре бродвейского кинотеатра «Capitol Theatre»; в числе его произведений этого периода – увертюра «Палестина».

В 1923 году на базе московского отделения Общества было создано новое общество еврейской музыки, просуществовавшее пять лет. В это время в еврейской музыке появилось новое имя: Александр Веприк (1899–1958). Он окончил Петербургскую консерваторию у А. Житомирского и продолжил обучение в Московской консерватории у Н. Мясковского. В 1923 году он стал работать в ней как преподаватель, а с 1930 года – как профессор. С 1929 года он – член Государственной академии искусствоведения. Когда Д. Шостаковича в 1938 году за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» обвинили в «формализме», Веприк имел достаточно мужества, чтобы поддержать его. После этого в 1940 году он был вынужден уехать в Киргизию.

С 1928 года, когда установилась диктатура Сталина, профессиональная еврейская музыка в СССР вступила, по определению профессора А. Г. Юсфина, в «период своего официального несуществования». В 1928 году появились «Две пьесы на народные темы» Веприка. Какой же народ имел в виду композитор?

7. Замечательный скрипач Вениамин Шер (1900–1962) родился в Одессе в семье кларнетиста. В 1923 году он окончил Петроградскую консерваторию по классу скрипки и через два года вернулся в неё в качестве преподавателя. Эти два года он использовал для занятий в классе композиции. Шер – автор скрипичного концерта, множества фантазий и транскрипций для скрипки, камерной музыки и романсов.
«Еврейский танец» написан в традициях народной музыки, но его мелодии своеобразны и оригинальны. Танец напоминает о виртуозном искусстве клезмеров.

8. Израиль Финкельштейн (1910–1987) – ученик Д. Шостаковича, преподаватель композиции в Ленинградской консерватории. В последние годы жизни он обдумывал крупные композиции на основе синагогальных мелодий, но этим планам не суждено было осуществиться.

«Ария» – 2-я часть Концерта для виолончели – имеет многие признаки синагогальной музыки: речитативную декламацию, свободно меняющийся ритм, повторяющиеся звуки.

«Танец» – 1-я часть Сюиты для виолончели и фортепиано – написан с типично еврейским юмором: это – гротеск с неожиданными акцентами.

9. Трагедия массового уничтожения нацистами в годы Второй мировой войны стала общей для евреев многих стран Европы.

Нидерландский композитор Ламбертус ван Лиир (1906–1972) окончил Амстердамскую консерваторию как виолончелист и брал уроки композиции у Виллема Пайпера. Он был в центре музыкальной жизни Нидерландов: писал произведения почти во всех жанрах, проявил себя как педагог, дирижёр, музыкальный писатель, критик, филолог и певец. После войны, в 1948 году, он написал «Молитву еврея из гетто» на стихи польско-еврейской поэтессы М. Квятковской:

Великий Боже, который из праха смог создать мир,
Который возвысил меня среди прочих тварей
И назвал именем «человек»...
Я – еврей из гетто, измученный, одинокий и усталый,
Моё сердце разбито и пусто...
Слушай мою последнюю молитву...
Великий Боже, делай со мной, что хочешь...
Рассей меня по миру как песок,
Похорони меня в земле как соль,
Преврати меня в камень,
Но человеком, человеком я больше быть не могу.

10. Нидерландский композитор и дирижёр Ханс Корнак родился в 1938 году. Во время своих многочисленных гастролей он написал четыре пьесы в еврейском стиле для виолончели и фортепиано. Три из них – «Еврейская элегия», «Танец ребе» и «Прогулка по стране Библии» составили цикл «Три еврейских образа». Четвёртая – старинный еврейский танец «Шереле». Мелодии этих пьес близки народным песням и танцам евреев Центральной и Восточной Европы.

11. Петербургский композитор и музыковед Абрам Юсфин (род. в 1926 г.) недавно отметил 80-летний юбилей. Он – член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, профессор Петербургского института иудаики, организатор ассоциации «Мелос». Абрам Григорьевич учился у одного из основателей Санкт-Петербургского общества еврейской народной музыки Михаила Гнесина в Москве, в Школе имени Гнесиных и у профессора А. Когана в Одесской консерватории. На протяжении многих лет Юсфин писал еврейскую музыку и книги на еврейские темы без всякой надежды на исполнение и публикацию. Но говорят, что даже после самой длинной ночи наступает рассвет. В конце 80-х годов евреи России получили возможность развивать собственную культуру.

Недавно А. Г. Юсфин закончил две одноактные оперы – «Смерть музыканта» на сюжет И.-Л. Переца и «Поминальная свеча» на сюжет Д. Бергельсона – и цикл «Звенья» для камерного ансамбля.

Триптих «Я да ты да мы с тобой», написанный в 1991 году, построен на контрастном сопоставлении двух образов. В 1-й части – «Я» – главная роль принадлежит виолончели с речитативной темой. Во 2-й части – «Ты» – на первый план выходит фортепиано с характерной темой танцевального характера. В 3-й части – «Мы» – обе темы звучат одновременно.

12. Петербургский виолончелист и композитор Александр Оратовский родился в 1950 году. В 1988 году он познакомился с М. Д. Тендлер, родственницей члена Санкт-Петербургского общества еврейской народной музыки, композитора и скрипача Иосифа Ахрона (1886–1943). У неё хранились изданные в начале прошлого века произведения композиторов – членов Общества. Через самое короткое время вновь обретённая музыка зазвучала в исполнении Оратовского и его коллег из оркестра Ленинградской филармонии. В 1990 году Оратовский уехал работать в Нидерланды, где из собранных им произведений композиторов – членов Общества еврейской народной музыки и их последователей составил несколько программ. Концерты с успехом прошли во многих городах Нидерландов, России, Германии, Бельгии и Швейцарии. Сейчас он – солист оркестра Королевской оперы Валлонии (Льеж, Бельгия).

Пьеса «Гамбринус» написана в 2007 году по мотивам одноимённого рассказа А.Куприна. Её темы – в духе еврейского, молдавского и украинского фольклора. В репризе они полифонически соединяются.

«Скочна» – свободная обработка народного танца из сборника Моисея Береговского «Еврейская народная инструментальная музыка».

А. Оратовский



 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї