ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Статьи: Самуил Яковлевич Маршак. Малоизвестные страницы жизни

...*А сами вы читаете Талмуд? Не представляю жизнь без этой книги. Есть в  ней такие слова: "Человек приходит в мир со сжатыми ладонями, и как бы  говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями, и как бы  говорит: смотрите, я ничего не беру с собой". (С.Маршак)  

О творчестве Маршака написаны книги, немалое количество статей и  диссертаций. Только в Интернете, например, сообщения о нем размещены на  778 сайтах. И все же для широкого круга читателей и поклонников его  творчества многое еще остается малоизвестным или вообще - неизвестным...

В Советской энциклопедии сказано: <<Маршак (1887-1964) - русский,  советский поэт, классик советской детской литературы (стихи, сказки, пьесы). Автор философских стихов, лирических эпиграмм, антифашистской сатиры, переводчик Бернса, Шекспира, Блейка, сказок разных народов и т.д.  Маршак-переводчик обогатил русскую советскую поэзию классическими  переводами сонетов У.Шекспира, песен и баллад Р.Бёрнса, У.Блейка,  У.Вордсворта, Дж.Китса, Р.Киплинга, Э.Лира, А.Милна, украинских,  белорусских, литовских, армянских и других поэтов...>>. И мало кто знал, что <<закрытым>> долгое время оставался целый пласт жизни  Самуила Яковлевича. Лишь недавно появились исследования, которые открывают  другого Маршака. Он происходил из древнего еврейского рода Учителей Торы и
Талмуда, исследователей еврейских источников. Писать начал рано.  Стихотворения 15-лет-него Маршака публиковали в журнале "Еврейская жизнь".  Он переводил еврейские стихи, перевел и Шир а-Ширим ("Песнь песней"). Юный  Маршак - активист еврейских благотворительных организаций. Он переводит  гимн еврейского рабочего движения. Совсем недавно на Первом канале России  в цикле передач <<Гении и злодеи уходящей эпохи>> вышел на экран  документальный фильм о Самуиле Маршаке. Как автор детской книжки <<Кошкин  дом>> и других стихотворных произведений для детей, он известен всем. Но в  творчестве поэта была иная, еврейско-библейская тема, о которой и  рассказывается в телефильме. Немногие при его жизни знали, что Маршак был автором таких сионистских  стихов:

Снится мне: в родную землю

Мы войдем в огнях заката

Запыленную одеждой,

Замедленную стопой.
 

И войдя в святые стены,
 

Подойдя к Ерусалиму,
 

Мы безмолвно на коленях,
 

Этот день благословим.

Эти стихи были написаны Самуилом Яковлевичем за несколько лет до его  поездки в Палестину. Поездку в воспетые им края он, как корреспондент,  осуществил в 1912 году. Под влиянием увиденного он создал цикл стихов под  общим названием "Палестина". Первую известность 15-летнему Маршаку
принесла <<Кантата в память Антокольского>>. Стихи к <<Кантате>> были написаны  юным поэтом по просьбе Владимира Васильевича Стасова, музыку сочинили А.К.  Глазунов и А.К. Лядов.  Стасов славился своим умением находить таланты. Он и сыграл решающую роль  в судьбе Маршака.  В 1904 году на даче у Стасова Маршак знакомится с всемирно известным  певцом Ф. Шаляпиным, композитором А. Глазуновым, художником И. Репиным,  скульптором И. Гинцбург, с писателем М. Горьким. Максим Горький обратил  внимание на слабое здоровье поэта, которому, с его точки зрения, был  необходим южный климат, и предложил Маршаку пожить у него в Крыму, на  берегу Черного моря. Целый год провел Маршак у Пешковых в Ялте.

Стихи "Памяти Антокольского..." явились как бы предисловием к следующему  стихотворению Маршака - "Над открытой могилой", которое он посвятил памяти  "отца сионизма" д-ра Теодора Герцля. В то время Маршаку не было еще и  семнадцати лет.

Преданье я слыхал: в разгаре боя
Могучий вождь упал,
И близкие к нему узрели смерть героя -
Их трепет обуял!..

Обращение Маршака к образу Моше (Моисея), а, по сути - к теме народного  Спасителя не было случайным. Вот что он писал В.В.Стасову: "Сейчас я  получил известие о страшных погромах в Смоленске, Полоцке, Невеле. Что-то  будет? Ведь евреям и обороняться нельзя! Ужас".  Первая написанная им книга - "Сиониды". 

И вот - 1949 год. В горкоме партии отчитывают руководство издательства.  Разговор - о Самуиле Маршаке. "Посмотрите на его истинное лицо!" - с  пафосом произносит докладчик. И бросает на стол дореволюционное издание  книжечки с надписью: Самуил Маршак. "Сиониды".....  Нелегкими стали для Маршака годы "борьбы с космополитизмом". Вначале 50-х  в центральной печати был опубликован политический памфлет о "евреизации"  русской детской литературы и о том, что этот "стиль" создали С.Маршак,  А.Барто и Л.Кассиль...  Поэт, чьи стихи, написанные в начале 20-го века, одобрили Александр Блок и  Анна Ахматова, а позже - Марина Цветаева, был вправе написать в конце  жизни такие стихи:

Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг.
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг...


 



 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї