ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

 Статьи: Юрий Векслер

От перемещения еврея в пространстве многое меняется. Леонид Утесов, cоздавший свой теа-джаз в 1929 г., в одной из программ в шутку утверждал, что джаз был занесен в Америку веселыми одесситами еще в  ХIХ в. Конечно, джаз как способ импровизации, был создан в основном черными американцами, но...  

Недавно при подготовке программы "Евреи в джазе" с Борисом Фрумкиным я впервые увидел список с сотнями имен американских музыкантов еврейского происхождения, композиторов и авторов текстов, тех, чьи темы входят в число "вечнозеленых", то есть, вечных мелодий и являются джазовыми стандартами....
 
И перед моим воображением вдруг предстал большой звучащий сад плодов еврейской эмиграции из России. Ведь многие из тех, чьей музыкой восхищались, восхищаются и будут восхищаться миллионы людей, были когда-то детьми, ро-дившимися в семьях еврейских эмигрантов из России.

То, что становление джаза, мюзикла, шоу-бизнеса совпало по времени с пиком еврейской эмиграции из России в США, наверное, случайность. Не случайность - столь мощное участие эмигрантских талантов в этом процессе. В своем эссе "Планета кочевников" известный немецкий историк Карл Шлегель приходит к выводу, что современный мир вообще не может развиваться без "новых rочевников", людей, которые  отваживаются шагнуть в чужой мир с желанием, волей и надеждой в нем самоутвердиться. Первым из российских евреев звездой американского шоу-бизнеса стал сын кантора певец и конферансье Эл Джолсон.
 
http://www.youtube.com/watch?v=VB5_FScm41Q&feature=related
 
Он умер в 1950 г., но его считали и продолжают считать своим кумиром многие звезды, начиная с Элвиса Пресли и кончая Майклом Джексоном и Миком Джеггером. Известно, что стиль пения Джолсона повлиял на его молодых современников Фрэнка Синатру и Бинга Кросби. Если продолжить список евреев, поющих не в синагоге и не в опере, то из более поздних времен следует назвать Боба Дилана, Саймона и Гарфункеля - http://www.youtube.com/watch?v=eHlXoxSUPQ0&feature=fvwrel
 
Билли Джоэла - http://www.youtube.com/watch?v=b-bRxqz4mxg&feature=related
 
и, конечно же, Барбру Стрейзанд - http://www.youtube.com/watch?v=Qhm9V7YBOQI
 
Из инструменталистов ни с кем не спутаешь автора знаменитейшей темы "Take five," саксофониста Пола Дезмонда -http://www.youtube.com/watch?v=T2ien4x4lYg из квартета Дэйва Брубека. Дезмонд, родившийся как Поль Эмиль Брайтенфельд, выбрал себе псевдоним, ткнув пальцем в телефонную книгу. Это было в начале 60-х гг. А еще раньше, в довоенные годы, в Америке гремели имена "наших" Арти Шо - http://www.youtube.com/watch?v=nkXz1zA4jGE&feature=related  и Бенни Гудмена - http://www.youtube.com/watch?v=62ZSQUyU00s&feature=related  - лучших свинговых кларнетистов и руководителей джаз-бэндов, запечатленных в дружеском шарже вместе с такими же титанами Дюком Эллингтоном, Каунтом Бейси и Гленном Миллером.
 
 Все они вместе, евреи и неевреи, создавали американскую музыку и ее особую фирменную американскую отрасль и гордость - джаз. Сюжет жизни Арти Шо, родившегося как Артур Якоб Аршавский, полон неожиданных поворотов. Шо руководил созданными им девятью оркестрами, был восемь раз женат и дожил до 94 лет. Последние 50 лет из них, отойдя от джаза, он прожил на заработанные ранее деньги и  занимался литературным творчеством.
 

"Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, только ее аранжируем" - эту фразу приписывают Глинке. В СССР это высказывание шутники из Союза композиторов, правда,  укорачивали до: "Народ сочиняет музыку, а мы --  композиторы!". Так вот, если все-таки народ сочиняет, то уж тут наш народ постарался по обе стороны океана. В СССР лидером, вне сомнения, был  Дунаевский, но рядом с ним была плеяда прекрасных мелодистов:
Фрадкин - http://www.youtube.com/watch?v=WKEbbvSnNQM&feature=related
и Френкель - http://www.youtube.com/watch?v=XZZHISSfHv4
Жарковский - http://www.youtube.com/watch?v=mx1uZvNtCeQ&feature=related
и Кац, Фельцман - http://www.youtube.com/watch?v=0njF3x-XqM4
и братья Покрасс - http://www.youtube.com/watch?v=FG505CpUPfQ
 
Конечно, в здание советской легкой музыки вложили свои кирпичи и многие замечательные русские авторы - Хренников, Соловьев-Седой,Богословский, Мокроусов и другие.
 
И музыка США, конечно же, непредставима без Армстронга, Эллингтона и многих других, но вот из первой десятки лучших, самых успешных композиторов Бродвея только Кол Портер не был евреем. На Бродвее чаще всего звучали- одна другой лучше - мелодии, сочиненные детьми и внуками эмигрантов из России: сыном шойхета из Могилева Ирвингом Берлином -
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=kxuRCDqFX0U
 
http://www.youtube.com/watch?v=WXLQ2RPLO78
 
сыном инженера-оружейника из Петербурга Джорджем Гершвином
 
http://www.youtube.com/watch?v=7pBg1r-QkjI&feature=related
 
сыном кантора  Харольдом Арленом, а также
Ричардом Роджерсом - http://www.youtube.com/watch?v=NuCZDanw3aE&feature=related
 
и (Звуки музыки"), Леонардом Бернстайном -
http://www.youtube.com/watch?v=VpdB6CN7jww&feature=related
 
("Вестсайдская история"), а позднее -
 
Джоном Кандером - http://www.youtube.com/watch?v=rkRIbUT6u7Q&feature=related
("Кабаре" и "Чикаго")
 http://www.youtube.com/watch?v=NxsVSrd740M&feature=related
 
Джерри Боком ("Скрипач на крыше") -
http://www.youtube.com/watch?v=HGyV3cL8EtU
 
и многими другими.
 

Про прожившего 101 год Ирвинга Берлина другой прекрасный композитoр еврейского происхождения Джером Керн (его родители из Германии) сказал: "Нельзя говорить ни о каком месте Берлина в американской музыке, потому что он и есть американская музыка".
 
Детство Ирвинг Берлин провел в Тюмени. Кто знает, может быть, в стихах и
мелодии его "Белого Рождества" - http://www.youtube.com/watch?v=GJSUT8Inl14&feature=related
самого популярного американского  рождественского шлягера, сочиненного евреем, отразились его детские впечатления о сибирской зиме?.. История композиторов-евреев в американском шоу-бизнесе изобилует примерами искреннего восхищениями друг другом,
дружбой, реальной поддержкой и помощью старших младшим, например, Керна - Берлину, Берлина - Гершвину. Триумф премьеры "Рапсодии в стиле блюз" -
http://www.youtube.com/watch?v=1U40xBSz6Dc&feature=related
 
12 февраля 1924 г. стал самой знаменательной датой как в биографии Гершвина, так и в истории музыки вообще. В зале в первых  рядах можно было  видеть и Рахманинова, и Стравинскго, и Хейфеца, а еще Цимбалиста, Стоковского и Кусевицкого. Эмигрант из России, выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий,
консультировавший Гершвина, сыграл свою особо важную роль в становлении американской музыки на посту руководителя Бостонского филармонического оркестра. А еще он был учителем дирижирования Леонарда Бернстайна....
 
...я думал назвать свои заметки "Плоды перемещения". И в этом смысле уникальна драматическая история родившегося и умершего в Берлине Эдди Рознера, того самого, которого многие из нас видели на советской эстраде. Распорядись судьба иначе, он вполне мог бы стать равным в компании Эллингтона, Гудмена, Шо, Миллера и Бейси. Рознер окончил в Берлине консерваторию по классу скрипки, но знаменитым в Европе стал, играя на трубе. С приходом Гитлера к власти Рознер, которого родители назвали Адольфом, стал Эдди и бежал в Польшу, гражданином которой он был.. Там, в Варшаве, Рознер собрал свой первый джаз-оркестр, успешно гастролировал по Европе. Американская фирма грамзаписи Columbia записала с оркестром Рознера в 1938 г. в Париже несколько пластинок, в том числе и с классной аранжировкой "Бай мир бист душейн".
 
http://www.youtube.com/watch?v=JA-Tmfit0ug&feature=related
 
Тогда же на гастролях по Европе Рознер встретился и познакомился с Луи Армстронгом, который подарил ему свою фотографию, надписав ее "Белому Армстронгу". Рознер, что называется,нашелся с ответом и подарил Луи свою фотографию с надписью "Черному Рознеру". После раздела Польши Рознер стал советским гражданином. Это спасло его от Гитлера, но, когда он после войны захотел вернуться на родину, в Берлин, от Сталина ему спастись не удалось. Вместо Берлина Рознер угодил в Магадан.   Oн вернулся оттуда через семь лет, уже после смерти диктатора, и создал свой новый оркестр. За годы
жизни в СССР Рознер так и не смог перековаться и стать советским, его продолжало тянуть обратно, в родной  Берлин. В конечном итоге стареющего Рознера отпустили, вычеркнув его имя, откуда только было можно, и в 1972 г.он приехал в Западный Берлин, где прожил свои последние четыре года. В архиве Радио "Свобода"  отыскалась запись, засвидетельствовавшая вторую (заочную)
встречу Рознера с Армстронгом, о которой оба они не догадывались. Луи в 1958 г. пригласили в студию Радио "Свобода" в Нью-Йорке и проиграли eму  песенки из только что вышедшей тогда кинокомедии "Карнавальная ночь". Слушая песенку "Пять минут" в исполнении Людмилы Гурченко под оркестр Эдди Рознера, Луи Армстронг неожиданно достал трубу и начал подыгрывать. Слава Богу, кто-то
догадался нажать на кнопку "запись". Михаил Жванецкий как-то обратил внимание на то, что хотя среди других народов евреи всегда в меньшинстве, но вот почему-то в физике они вдруг оказываются в большинстве, в шахматах - они тоже в большинстве, в музыке они опять в большинстве и т.д. Объяснить эти  прекрасные магнитные аномалии, которые притягивают евреев туда или сюда, трудно. Предлагаю в заключение два шутливых ответа на еврейский вопрос "что вдруг?": Евреи - народ древней культуры. Но они очень расссеяны. Буквально по всему миру.. И, видимо, по  рассеянности они часто обогащают культуры других народов. В начале перестройки знаменитому историку культуры Юрию Лотману во время публичного выступления из зала пришла записка. Он зачитал ее вслух:  "Скажите, почему в Библии речь всё время идет исключительно о евреях,  а о русских не говорится ни слова?". Лотман выдержал паузу и ответил, откладывая записку в сторону:"По техническим причинам".
 
 
                                                                                                          



 
 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї