О немецком композиторе Мендельсоне (1809-1847), чье 200-летие со дня рождения сегодня празднует весь музыкальный мир, слышали даже те, кто очень далёк от музыки: для миллионов людей его имя неразрывно связано со знаменитым «Свадебным маршем». Однако в историю мировой музыки Мендельсон вошёл не только благодаря этому своему знаменитому произведению. Он – один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями, но искавший новый тип выразительности. Стиль композитора отличают филигранная техника, красота и грациозность, ясность изложения. За светлый и жизнерадостный характер музыки Шуман назвал Мендельсона «Моцартом XIX века, самым светлым музыкантом, который лучше всех видит противоречия времени и примиряет их». Но Мендельсону пришлось примирить не только два музыкальных течения – старую классическую традицию и восходящий романтизм, но и стать своеобразным символом компромисса между национальностью и религиозной принадлежностью.
Феликс Мендельсон происходил из богатой еврейской семьи с патриархальными религиозными традициями, но условия, в которых жила семья Мендельсонов, нельзя отделить от процесса возрастающей ассимиляции и эмансипации евреев в Германии. Дабы избежать возможных неприятностей, отец Мендельсона, Авраам, крестился со всей своей семьей и взял фамилию Бартольди. О крещении семьи Мендельсонов рассказывают такую историю. Как-то в детстве Феликс вернулся вечером домой из певческой школы, горько плача. Он рассказал отцу, как дети насмехались над ним во время исполнения «Страстей по Матфею». Они кричали: «А что здесь делает этот еврейский мальчик?» Услышав все это, отец на следующий же день повел своих детей в лютеранскую церковь… Таким образом, маленький Феликс с возраста семи лет воспитывался в протестантской вере под девизом: «есть только один Бог, какой бы ни была религия, есть только одна добродетель, только одна правда, только одно счастье». Из всей семьи одна лишь двоюродная бабушка Сара, личность яркая и решительная, наотрез отказалась перейти в христианство, аргументировав своё решение так: «Поскольку еврейская вера, даже по церковной доктрине, представляет собой фундамент, на котором строится всё здание христианства, как можно ожидать, что я разрушу фундамент и буду жить на втором этаже?»
В одном родственники Мендельсона были едины: они сделали всё, чтобы мальчик получил самое разностороннее образование, и уже в возрасте десяти лет Феликс дал свой первый сольный концерт, а затем сам стал сочинять музыку и заниматься дирижированием. Вскоре композитор увлёкся музыкой Баха, по его инициативе и под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены «Страсти по Матфею», послужившие началом возрождения баховской вокальной музыки в XIX веке. Тем не менее, несмотря на заслуги и таланты, «молодому еврейскому музыканту» не разрешили возглавить Певческую академию в Берлине, которая считалась христианским институтом. Так Берлин потерял возможность стать музыкальным центром Германии. Зато таковым, благодаря Мендельсону, вскоре стал Лейпциг.
В течение своей недолгой жизни Феликс Мендельсон создал выдающиеся произведения почти во всех основных музыкальных жанрах. Особенно выделяются в его творчестве две грандиозные симфонии – «Итальянская» и «Шотландская», великолепные рождественские гимны, струнные квартеты и трио, изысканный цикл фортепианных пьес «Песни без слов» и изумительно красивый концерт для скрипки ми-минор.
Чувство национального самосознания, которое было присуще каждому жителю разоренной наполеоновскими войнами и разобщенной Германии, заставляло Мендельсона чувствовать себя в одинаковой мере евреем, христианином и немцем. Как известно, в Германии антисемитские настроения не утихали никогда, так что это была своего рода интеграция с агрессором на почве патриотизма.
До конца дней своих композитору не удалось полностью избавиться от некоторых нападок в свой адрес. Большую лепту в «обличение» творчества Мендельсона внёс Рихард Вагнер, который не решался критиковать композитора при жизни, но зато уж после его смерти перестал строить хорошую мину при плохой игре и опубликовал памфлет «Еврейство в музыке», в котором решительно отрекался от всех знакомых евреев, стараясь замести все следы общения с ними.
Дальше – хуже. Во времена Третьего рейха государственным указом исполнение произведений Мендельсона было запрещено, а 10 ноября 1936 года во время тайной операции «Нахт унд Небель» в Лейпциге, которому композитор отдал все свои творческие силы, фашистами был разрушен его памятник. Так Родина «отблагодарила» своего верного сына. В наши дни, слава Б-гу, справедливость восторжествовала, имя этого великого композитора-труженика золотыми буквами вписано в историю музыки, а 2009 год в Германии объявлен годом Мендельсона.