| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Константин Климентьев. Научный разговор о еврейской музыке
Константин Климентьев Научный разговор о еврейской музыке |
С начала недели в Петербурге проходили юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию образования в северной столице Общества еврейской народной музыки. Отметить юбилей в Петербург приехали музыковеды, историки и музыканты из Бельгии, Германии, США, Беларуси, Молдовы и, конечно, Израиля. Некоторые из них — репатрианты, кто-то из семей, выехавших в свое время из СССР. Открылись торжества концертом «Из еврейской музыки XX века», прошедшем в Доме композиторов. Слушатели, пришедшие на концерт, особенно отметили атмосферу теплоты, семейности и камерности: вся обстановка напоминала о том, что еврейская музыка в дореволюционной и советской России игралась для ограниченного количества слушателей. В концерте, кстати, принимал участие кантор Большой Хоральной Синагоги Григорий Якерсон. Исполнители представили собравшимся как сольные выступления, так и «командные»: в концерте участвовал квинтет солистов из Академического симфонического Петербургской филармонии. В программе были произведения Михаила Гнесина, воспитанного в семье раввина, Юрия Энгеля, Иосифа Дорфмана и других композиторов XX века. Примечательно, что некоторые из музыкантов были лично знакомы с авторами исполняемых произведений.
Однако центральным событием юбилея стала научная конференция, прошедшая в Российском Институте истории искусств. По ее итогам предполагается выпустить сборник докладов. В Зеленом зале института специально для конференции была развернута тематическая выставка из собрания научного учреждения. Экспонатов немного, но они все уникальны: это то, что удалось сохранить в годы борьбы с космополитизмом. Пришедшие смогли увидеть переписку композитора Моисея Мильнера, его партитуры, автобиографические заметки. За стеклом витрин можно было также посмотреть нотные сборники, изданные Обществом. Но самое удивительное в экспозиции — это афиши. Среди них – объявления о концертах еврейской музыки, прошедших, например в декабре 1917 года, в 1935 году, а также афиша 1923 года, анонсирующая первую еврейскую оперу «Небеса пылают», написанную Моисеем Мильнером.
Выставка как бы обрамляла собой доклады на самые разнообразные темы. Докладчики говорили об истории создания Общества еврейской народной музыки в Петербурге в 1908 году, о биографиях создателей общества — Льва Несвижского и Лазаря Саминского. Конечно, речь шла и об особенностях национальной музыкальной школы, о том, какие у нее корни, как она повлияла на нееврейских композиторов и их творчество, о друзьях и врагах еврейских мотивов. Были и отдельные доклады, посвященные композиторам и исполнителям, таким, как Зиновий Кисельгоф, Иосиф Дорфман, Нина Ткач. Доклады не были сухими и сугубо научными. Многие из них сопровождались показом DVD с записями концертов еврейской музыки, некоторые лекторы ставили CD, чтобы подкрепить свои слова «музыкальными цитатами». Звучавшая в зале музыка была так душевна и зажигательна, что слушатели невольно покачивали головами и постукивали пальцами по ручкам кресел в такт мелодии, а во время одного доклада, когда показывался диск с песнями на идише, пара немолодых женщин начала негромко подпевать. В целом, на докладах присутствовало не так много человек, но это были настоящие любители музыки. Завершились юбилейные мероприятия большим концертом в Малом зале филармонии. |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|