Выставка «Израиль. Первый вгляд». Иозефавичус Евгения. «Все выше и выше. Массада». 2007 |
В галерее «Борей» во вторник открылась фотовыставка «Израиль. Первый взгляд», организованная Еврейским Агентством в СПб и Израильским культурным центром. Ее посетители выходили из зала и говорили, что уносят с собой частичку израильского солнца, как будто только что побывали на Святой земле.
Выставка, открывающая череду мероприятий, приуроченных к 60-летней годовщине образования Государства Израиль, составлена из фотографий участников программы «Таглит». Несколько молодых людей и девушек, ездивших на протяжении последних лет в Израиль для знакомства со страной, потом приходили к организаторам программы, приносили свои |
фотографии и говорили: «Мы хотим это показать, это наш Израиль, то, каким мы его увидели».
Наконец, выставка получилась. Были отобраны 59 работ десяти авторов. Среди них студенты, физики и лирики, врачи, программисты, учителя и всего один профессиональный фотограф, но качество их работ не уступает трудам мэтров профессии. Изюминка выставки – это непосредственность. По ту сторону объектива чувствуются широко раскрытые удивленные глаза, перед которыми Израиль предстал таким, какой он есть. В четырех залах галереи работы скомпонованы и по настроениям, и сюжетно: авторы как будто бы хотят сказать – вот, что есть в стране. Вот несколько фотографий моря, пляжа, набережных, где сильные цвета – голубой, небо, и лазоревый, море, а на противоположной стене – пустыня: желтые пески Негева и коричневые камни Моссады. Вот ряд работ, на которых улочки и проспекты, виды городов, и, конечно, Золотой Иерусалим, где глаз сразу «цепляется» за Купол над скалой. Вот люди и праздники: раввины, дети и солдаты, пустота на улицах в пост на Йом-Кипур, Ханукальные свечи, субботняя тишина. И, конечно же, фотографии восточных базаров с их фруктами, пряностями и овощами, а также вывески сразу на трех языках – иврите, арабском и русском.
Хотя, похоже, главное, что авторы хотели показать, – что страна очень контрастная, не серая, не одноликая. Такое впечатление действительно создается, когда смотришь на фото молящегося у Стены солдата с автоматом за плечом, когда видишь ряды современных аудиоколонок, стоящих для продажи на истертых временем каменных ступенях, когда бросаешь взгляд на суровых мужчин-полицейских, охраняющих гей-парад.
Фаина Рохлина, одна из авторов, так и увидела Израиль. На ее фотографии «Мозаика» груда пестрых, разноцветных черепков с самыми разными узорами, от которых рябит в глазах, но создается веселое настроение. Она отщелкала в Израиле за десять дней «Таглита» 250 кадров, а на выставку после тяжелого выбора представила семь фото. Фаина говорит, что Израиле «легко фотографируется»: нет опасений, что на тебя кто-то накричит: «не снимай меня!» или «здесь нельзя фотографировать!» А еще там все хочется сохранить для себя, унести с собой.
«Я редко фотографирую людей: в основном – виды. Причем стараюсь выбирать яркие цвета и сочные ракурсы, в Израиле это несложно. Мне нравится цвет и солнце, его так не хватает в нашем сером Петербурге», – сказала Фаина.
Последняя фотография в экспозиции символично называется «Безмятежность». Каждый задерживается у нее и понимает по-своему: кто-то как чувство, которое люди уносят с собой из Израиля, кто-то как мечту – о безмятежности и мире на Святой земле. |