В преддверии Дня Толерантности питерским студентам была предоставлена возможность узнать все об иудейской религии «из первых уст» – от Главного раввина Петербурга М.-М. Певзнера и Председателя еврейской общины М.Д. Грубарга. Библиотека Синагоги, едва вместившая сотню студентов, удивительно напоминала обыкновенную учебную аудиторию – с тем лишь отличием, что вместо стандартного «потока» на скамьях сидели ребята из самых разных вузов: студенты СПбГУ, института Герцена, ИНЖЭКОНа, РХГА, Высшей религиозно-философской школы и даже Аэрокосмического института. Студентов интересовало все – от отношения иудаизма к разводу до проблемы теодицеи – оправдания Бога перед лицом мирового зла. Немало вопросов касалось отношения иудаизма к христианству. В своем ответе М.Д. Грубарг не ограничился тем, чтобы обозначить точки расхождения между двумя религиями, но и дал студентам жизненное напутствие: «Вообще говоря, не следует концентрироваться на разногласиях. Это ошибка. Например, молодой человек говорит девушке: а помнишь, как мы поссорились в тот вечер, каких гадостей ты мне наговорила? И все, конец отношениям! Гораздо правильнее обращать внимание на то, что нас объединяет, на моменты общности. Иудею и христианину совсем несложно найти общий язык, особенно если до этого они вместе выпьют водки!» Интересовала студентов и роль раввина в иудейской религии. «Раввин и психолог – взаимозаменяемые ли это роли?» – так звучал один из вопросов. Раввин Певзнер ответил так: «Психолог и раввин не могут заменить друг друга. Задача раввина – прежде всего, выслушать человека и понять, в чем его проблема. Если он видит, что человек нуждается в консультации психолога, то и отправит его к психологу. Раввин может ответить на вопрос, «как правильно поступить», но не может взять на себя решение всех проблем». А М.Д .Грубарг добавил: «Если к раввину приходят с болью, - это показатель того, что общество нездорово. В здоровом обществе к раввину приходят с радостью: если собираются завести семью, когда рождается ребенок…» Волновала студентов и проблема антисемитизма: когда было больше антисемитизма – в советские времена или сейчас? «Уровень государственного антисемитизма был высоким в советские времена, – ответил М.Д. Грубарг. А сейчас такой проблемы нет. Но зато в СССР ниже был уровень бытового, стихийного антисемитизма. Например, была немыслимой ситуация, чтобы кто-то разгромил еврейское кладбище. А сейчас это, к сожалению, стало нередким явлением». После этого Председатель еврейской общины призвал студентов меньше спрашивать про политику и больше – про любовь. Ребята откликнулись с энтузиазмом… И тут же задали вопрос, формулировка которого вызвала у аудитории взрыв хохота: «Как иудейская религия относится к разводу между мужчиной и женщиной»? «А между кем и кем еще возможен развод?» – удивился раввин Певзнер, но на вопрос ответил: «Развод разрешен, но это крайне отрицательное явление. В Талмуде сказано, что когда муж разводится с женой, ангелы на небесах плачут». Но мысль студентов уже неслась дальше: «А как иудаизм относится к гомосексуализму?» «Однозначно отрицательно, – ответил М.Д. Грубарг» «А как же толерантность?!» - изумились студенты. «Послушайте, но мы же не подходим и не плюем гомосексуалистам в лицо, не травим их! Просто, в отличие от получившей распространение в последние годы точки зрения, мы не считаем, что гомосексуализм – это болезнь, возникающая помимо воли человека. Недаром же Бог покарал Содом – вряд ли Он бы стал наказывать людей за болезнь». От обсуждения грехов плавно перешли к теме наказания. «Если бы иудейское сообщество не боялось общественного мнения, то вернуло бы практику побивания камнями?» М.Д. Грубарг ответил на это так: «Да что такое было побивание камнями? Так, два-три камушка… Гораздо более страшным наказанием был херем – отлучение от иудейской общины». «К тому же, к побиванию камнями мог приговорить только Санхедрин – раввинский суд – а сейчас нет ни Иерусалимского храма, ни Санхедрина, так что страх перед общественным мнением тут ни при чем!» – добавил раввин Певзнер. В конце встречи М.Д. Грубарг призвал студентов тщательно отнестись к выбору «второй половины»: «Семья – это все. Выбрать спутника жизни гораздо важнее, чем решить, где учиться – в ИНЖЭКОНе или Аэрокосмическом институте…» |