|
– ... Это восходящие... Те, кто готовятся... Они кровь на анализ сдают... – Что за анализ-то? На холеру? – Да нет... на принадлежность к колену... Дина Рубина. Роман-комикс «Синдикат»
Как известно, в еврейском народе было двенадцать колен. Мы с вами – потомки колен Леви и Йегуды. Остальную часть еврейского народа в 722 г. до н.э. увел в плен ассирийский царь, захвативший |
царство Израиля. Судьба потерянных десяти колен доподлинно неизвестна.Этнологи считают, что они сгинули еще в библейские времена. Но попытки найти утраченное предпринимаются и по сей день. Есть даже версия о том, что потомками одного из колен являются… японцы! А недавно в Израиль переехали сотни индийских евреев, считающих себя потомками колена Менаше. Они принадлежат к племени шинлунг, но называют себя «бней-Менаше». В израильском городке Пардес-Хана они разместились вопреки запрету мэра и втайне от жителей города… Об истории поисков «Десяти колен», о том, насколько эти поиски обоснованны; и имеют ли право те, кто считает себя потомками одного из колен, на репатриацию в Израиль, рассказывает петербургский специалист по иудаике Захар Рохлин:
– Потерянные более двух с половиной тысяч лет назад Колена Израилевы ищут отнюдь не одни толко евреи. Эта тема будоражила умы ученых, теологов, авантюристов и романтиков вплоть до конца XVII-го столетия, когда мир оказался более или мене исследован. До эпохи Великих географических открытий, т.е., до конца XV века, поиски питались легендой о еврейском царстве, расположенном за мифической рекой Самбатион. Огромную популярность имели в еврейской и нееврейской среде рассказы об идиллической жизни израильских племен, сумевших в дальней земле построить процветающее государство, живущее по законам Торы. Надежда на воссоединение с собратьями означала для евреев диаспоры в первую очередь освобождение от тяжкого бремени изгнания. Освоение Вест-Индии и обеих Америк перенесло поиски за океан. Европейские путешественники пытались отождествить с потерянными коленами аборигенов различных земель. Примитивная культура объяснялась забвением религии предков, много внимания уделялась поверхностному сходству антропологических признаков, в которых искали «еврейский след». Сами евреи были слишком вовлечены в различные военные и политические коллизии Старого Света и искали в Новом Свете убежища от гонений, а романтические грезы о пропавших братьях были забыты. В эпоху научного рационализма поиск колен воспринимался с таким же скепсисом, как и исследования Антлантиды. Но с основанием государства Израиль легенда о потерянных коленах вновь стала достоянием как политической борьбы, так и академических дискуссий. Для той части современных еврейских мыслителей, которые считают создание еврейского государства «ростком мессианского избавления», поиск утраченных колен – оправданная в историческом и религиозном смысле деятельность, инспирированная библейской идеей о том, что приход Мессии будет сопровождаться полным воссоединением всего еврейского народа. Более секулярно ориентированные круги видят в поисках колен средство оживить процесс репатриации. В любом случае вектор исследований изменился – сейчас не столько ищут, сколько пытаются идентифицировать среди имеющихся этнических и религиозных групп те, которые когда-то исповедовали иудаизм и, по всей видимости, формировались в ходе очень давних миграционных процессов. В странах т.н. Третьего Мира эти поиски порой вызывают неадекватную реакцию – для многих оказаться «историческими евреями» - путь покинуть свой неблагополучный регион. Вместе с тем поиски приносят и ощутимые плоды: идентифицировано несколько крупных племенных групп, которые если и не являются непосредственно потомками утраченных колен, то все равно сформировались из еврейских субэтносов. Их, после формальной процедуры конверсии в иудаизм, израильские власти считают подлежащими Закону о Возвращении. |