ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Осквернение могил. Коментарии Дмитрия Дубровского

    
Осквернение еврейского кладбища в Одессе: комментарий эксперта-этнографа Дмитрия Дубровского

Если кто-то хочет символически напасть на целую группу людей – будь то евреи, христиане, украинцы, кто угодно – у него есть два пути. Первый – искать и бить. Второй – осквернить кладбище.

- Дмитрий, как можно объяснить этот феномен – осквернение кладбищ? Что движет вандалами, почему и за что они мстят мертвым?

 - Дело в том, что в культуре человечества распространена так называемая «традиция символической победы». Известна история из древних времен: персидский царь вторгся в Скифию, однако скифы упорно уклонялись от боя. Тогда царь разгромил их кладбища. И вот после этого они приняли бой. Идея здесь в том, что могилы используются как объект символического нападения. Ведь в любом обществе живые составляют с мертвыми единое целое. Если кто-то хочет символически напасть на целую группу людей – будь то евреи,

христиане, украинцы, кто угодно – у него есть два пути. Первый – искать и бить. Второй – осквернить кладбище этой группы. Надо сказать, что второй способ гораздо сильнее, ведь он позволяет унизить сразу и всех. Именно поэтому кладбище – излюбленный объект для нападений.  К тому же немаловажно, что у живых есть кулаки, а мертвые постоять за себя не могут. Это очень безопасный способ, ведь кладбища у нас охраняются из рук вон плохо. 
Кроме того, могила – это еще и связь с землей. «Родное пепелище», «отеческие могилы» - традиционное иносказательное обозначение «своего» пространства, Родины. В этом смысле разорение могил – это действие по «зачистке» земли.  Для тех, кто считает, что «евреи не должны жить в России», разорение еврейских могил – это акт символического изгнания евреев с «малой родины».
Но есть здесь и дополнительный смысл. Давайте зададим себе вопрос: а почему кладбища у нас так плохо охраняются? И почему к ним так плохо относятся? У нас предполагается, что за могилами должны ухаживать родственники. Но на самом деле это должна быть общая забота. Гражданское общество должно быть не только для живых, но и для мертвых! И охранять нужно не только свои могилы, но и чужие! Наглядный пример распространенного в нашем обществе отношения к смерти и кладбищу - Южное кладбище. При подъезде к нему – гигантская свалка. Пространство смерти связано для нас не с областью сакрального и светлого, а  с мусором, выброшенностью. Иными словами, имеет место десакрализация смерти. И в этом смысле разорение кладбища, как ни парадоксально, является возвращением смерти ее сакрального статуса. Кладбище воспринимается вандалами не как хранилище мертвых тел, а как важное в сакральном отношении место. 

- А чьи могилы, по Вашим сведениям, разоряют чаще всего?
- Еврейские, мусульманские – вообще все те, где написано «не по-нашему».

- Почему, в таком случае, так часто разоряют христианские могилы, рушат кресты?
- В нашем обществе есть группа агрессивно настроенных националистов, язычников, которые полагают, что христианство выдумано евреями для того, чтобы победить славян. Они очень агрессивно настроены по отношению к церкви. Разрушение христианских могил, скорее всего, их рук дело.

- А кто, на Ваш взгляд, мог быть причастен к акту вандализма на Одесском кладбище?
- Не зная всех деталей, определить это невозможно. Нужно знать: какая свастика? Как нарисована?
Вообще говоря, масштабы данного инцидента поражают. Здесь либо «поработало» много людей, во что лично я не склонен верить, либо – что вероятнее – небольшая группа людей «трудилась» долго и плодотворно. Ведь, повторюсь, кладбища охраняются очень плохо. Вандалы вполне могли приходить сюда много ночей подряд и планомерно уродовать могилы. А потом – раз! – в какой-то момент все обнаруживается, и тут же появляется версия, что все изображения были сделаны в одну ночь. Лично мне это кажется очень малоправдоподобным.

Интервью с Дмитрием Дубровским, посвященное проблемам ксенофобии и путям их решения, читайте здесь.

    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї