ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Исход из Египта, дарование Торы и странствия по пустыне. Захар Рохлин

Израиль в Египте

Как стать многочисленным народом?

Итак, Яаков со всеми домочадцами переселяется в Египет, к Йосефу. Стоит отметить, что Тора очень подробно разбирает состав семьи Яакова, перечисляет его детей и внуков и дает в итоге цифру в 66 человек.
 
Берешит (46:26)
(26) Всех душ, пришедших с Яаковом в Египет, происшедших из чресл его, кроме жен сынов Яакова, – всех душ шестьдесят шесть.
 
Но на самом деле речь идет о гораздо большем количестве людей: Тора не считает в данном случае жен, детей женского пола, наложниц и слуг. В принципе можно говорить о группе как минимум в 500 человек. Это гораздо больше, чем просто семья: это уже «род» или «племя». Тора использует понятие «дом» (в широком смысле этого слова). Выражение Бейт-Яаков (Дом Яакова) будет потом нам часто встречаться в ТаНаХе. «Бейт» в таком смысле можно уже считать началом народа. Мы видим, как на протяжении одного поколения потомство Яакова, уже даже до спуска в Египет, «перерастает» рамки обычной семьи. 
Стоит также отметить, что, как сам Йосеф был на «особом положении» у Яакова (и, как выяснилось, это была отнюдь не пустая отцовская прихоть), так и дети Йосефа – Эфраим и Менаше –  приобретают особый статус: они приравниваются к другим сыновьям Яакова и впоследствии становятся родоначальниками колен.

Семья Яакова селится в «земле Гошен» (Берешит 37:6 и далее)

Современные исследователи локализуют эту область в северо-восточной части Египта. С востока этот район ограничен восточными притоками Нила, с севера – побережьем Средиземного моря, на юге расположен Суэцкий залив.
Это климатически благоприятная местность, хорошо приспособленная для скотоводства.
В Египте, с его преимущественно аграрным хозяйством, этот район не представлял особого интереса.
Выбор этой местности, в тот момент удаленной от главных городских центров, был не случаен. Йосеф, приглашая семью в Египет, тщательно продумывает, как Дому Яакова выстроить отношения со своими будущими соседями.
Он опасается двух вещей:
- Того, что египтяне будут завидовать благополучным и пользующимся симпатией властей пришельцам, и из-за этого будут относиться к ним с враждебностью
- Того, что с течением времени Дом Яакова, обретаясь среди многочисленного народа с яркой и самобытной культурой, начнет перенимать обычаи, нравы и религию, и в итоге растворится среди египтян.
Этого допускать было нельзя ни в коем случае, ведь и Йосеф, и вся его семья прекрасно осознавали: Египет – всего лишь временное пристанище, их земля – обещанный Всевышним Кнаан, в который они со временем должны будут вернуться. Залогом успешного выживания – своего и своих потомков – они видели соблюдение завета Авраама, предать который было бы недопустимой ошибкой.
Йосеф решает «сыграть» на предрассудках и религиозных представлениях египтян, для которых животные, основная пища евреев (мелкий и крупный рогатый скот), имели сакральный статус: 
 
Берешит (46: 31-34)
(31) И сказал Йосэйф братьям своим и дому отца своего: я взойду, извещу Паро и скажу ему: "братья мои и дом отца моего, которые были в земле Кынаанской, пришли ко мне. (32) Эти люди пастухи овец, они были скотоводами; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они". (33) И будет, если призовет вас Паро и скажет: "какие занятия ваши?", (34) То вы скажите: "скотоводами были рабы твои от юности нашей доныне, и мы, и отцы наши", – чтобы вы остались жить в земле Гошэн, ибо отвращение для Египтян всякий пастух овец.
 
Таким образом, мы видим, что Йосеф пытается устроить так, чтобы дом Яакова как бы «законсервировался» среди египтян, в надежде на то, что это поможет избежать рабства или хотя бы смягчить его тяжесть. Что из этого вышло, мы увидим далее.

Завещание Яакова (Берешит 48-49)

После 17 лет жизни в Египте, в возрасте 147 лет Яаков чувствует приближение смерти и призывает внуков –  Эфраима и Менаше –  для прощального благословения. Он называет их своими сыновьями и тем самым уравнивает их в правах со своими  детьми. После этого у ложа отца собираются все его сыновья. Одного за другим он благословляет их, отмечая при этом отдельные качества и особенности каждого. Эти качества, по мнению комментаторов, стали потом присущи и потомкам сыновей Яакова; они объясняют  своеобразие и особенности поведения каждого из колен Израиля.
Яаков также просит сыновей не хоронить его в Египте, а упокоить в семейном могильнике, который был устроен еще Авраамом в Хевроне, в пещере Махпела.
Йосеф и братья с почестями перевозят и хоронят его прах, а затем возвращаются в Египет, где живут долго, в уважении и почете. Перед смертью Йосеф завещает потомкам  вынести его останки из Египта (Берешит 50:25). Сообщением о смерти Йосефа заканчивается книга Берешит.

Смена власти в Египте. Когда происходил Исход?

Как мы уже говорили, период Праотцев в египетской истории приходится на эпоху окончания т.н. «Среднего Царства» (середина III – середина II тысячелетий д.н.э). Внутри «царств» периоды египетской истории принято обозначать по порядковому номеру правившей в то время династии фараонов. Значительный отрезок «Среднего Царства» – это правление XI-XVII династий, основанных захватившими в то время власть представителями кочевых племен – гиксосов. Как это часто происходило в древности,  завоеватели очень быстро восприняли культуру, религию и обычаи завоеванного народа. Тем не менее, все продолжительное время их правления египтяне помнили, что ими правят «чужаки». Во время правления XVII династии происходит переворот, в результате которого фараоном становится «коренной» египтянин, основатель XVIII династии. Начинается третий период древнеегипетской истории, т.н. «Новое Царство».
В самом начале книги Шмот сказано:
 
Шмот, 1:8
(8) И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосэйфа…
 
Многие историки склонны считать этот стих как раз указанием на начало правления новой династии, с соответствующим кардинальным изменением всей внутренней и внешней политики. Разумной представляется и версия о том, что египтяне воспринимали евреев как «пособников» ненавистных захватчиков, что и проявилось в резко изменившемся отношении к Дому Яакова.   

При каком фараоне евреи вышли из Египта?

Одним из важнейших вопросов еврейской истории можно считать установление личности того Фараона (Паро), о котором идет речь в книге Шмот. Из еврейских источников периода Исхода у нас есть только Тора, которая не дает точной даты. Зато время царствования почти всех египетских фараонов того периода известно достаточно точно. Установив имя фараона, мы смогли бы точно датировать Исход. На данный момент есть три версии.
Согласно первой версии, этим фараоном был Рамсес II  (1300-1234 гг. д.н.э.), прославившийся своим активным строительством, в т.ч и в районах земли Гошен. В первых главах книги Шмот неоднократно упоминается участие евреев в царских стройках, в частности, строительство города Раамсес. Вариантом этой версии является мнение, согласно которому  Рамсес II поработил евреев, а собственно Исход произошел при его наследнике Мернептахе, чью жестокость и деспотизм отмечают даже обычно лояльные египетские хронисты.
Вторая версия связывает Исход с правлением Эхнатона (1383-1365 гг. д.н.э.) – фараона, который пытался отменить египетский культ множества богов и заменить его культом одного лишь бога солнца Амона-Ра. По мнению этих историков, Эхнатон был тем фараоном, который приблизил Йосефа, а его потомки – известный Тутанхамон и убивший его и узурпировавший власть Херемраб – были фараонами-поработителями.
Согласно третьей версии, Исход произошел при фараоне Тутмосе  III (1503-1449 гг. д.н.э). Сторонники этой версии основывают свои выводы на том, что на одной из стел  фараона Мернептаха, где рассказывается о его многочисленных победах (иногда вымышленных), упоминается война в земле Кнаан с неким народом «Исирааль». Понятно, о ком идет речь, и тогда ясно, что ко времени правления Рамсеса II и Мернептаха евреи уже заселили свою землю и вели войны.
Впрочем, территория земли Гошен к данному моменту – наименее исследованный археологами район Египта. Так что есть надежда, что точный ответ на вопрос  «Кто именно был злополучным Паро?»  возможно будет найден.

Моше – рождение, детство и бегство (Шмот, 2)

Рассказ о рождении Моше предваряется описанием все более усиливающихся репрессий против евреев в Египте. Мы не имеем пока египетских источников, которые бы содержали бы упоминание приказа Фараона об уничтожении еврейских детей мужского пола, но сама практика не представляется совсем уж неожиданной для Древнего Мира. В Междуречье, в памятных записях властителей Ассирии, сохранились рассказы о том, как дети враждебных народов уничтожались, а взрослые уводились в рабство.
Чтобы спасти ребенка, родители Моше вынужденно пускаются на отчаянный шаг и отправляют корзину с младенцем по течению Нила невдалеке от места купания членов семьи Фараона. Из «рационалистических» версий этого поступка, предлагаемых комментаторами и современными исследователями, наиболее убедительным представляется следующее объяснение:
Ребенок, выловленный из «Священной Реки», которой для египтян являлся Нил, обладал особым, сакральным статусом, что, несмотря на еврейской происхождение, должно было обеспечить ему хотя бы минимальную неприкосновенность. Затея удалась:
 
Шмот 2: 5-9
(5) И сошла дочь Паро к реке мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. И увидела она корзинку среди тростника, и послала рабыню свою, и та взяла ее. (6) И открыла она, и увидела его, младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним, и сказала: этот из детей Иврим. (7) И сказала сестра его дочери Паро: сходить ли мне и позвать ли к тебе кормилицу из Ивриот, чтоб она вскормила тебе младенца? (8) И сказала ей дочь Паро: сходи. И пошла девица, и призвала мать младенца. (9) И сказала ей дочь Паро: возьми младенца сего и вскорми его мне; а я дам тебе плату. И взяла женщина младенца, и кормила его. (10) И вырос младенец, и она привела его к дочери Паро, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему Моше, потому что, говорила она, ведь из воды ты вынула его.
 
Моше растет в царском дворце в довольстве и безопасности. Вместе с тем (и это отмечают многие комментаторы) взросление при дворе помогает ему сформироваться как будущему лидеру народа: он свободен от предрассудков и вожделений простолюдинов; избежав рабства, он обладает независимым характером и умеет непредвзято смотреть на жизнь. Впрочем, Моше удается избежать и тлетворных влияний придворного окружения, он не становится заносчивым, не цепляется за свое положение.
Первое же столкновение с суровой реальностью демонстрирует благородство чувств Моше и его неумение мириться с жестокостью и неправдой:
 
Шмот 2: 11 - 15
(11) И было, в те дни, когда вырос Моше и вышел он к братьям своим, он присматривался к тяжким работам их; и увидел он, что Египтянин бьет Иври из братьев его. (12) И оглянулся он туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. (13) И вышел он на другой день, и вот, два Иврим ссорятся; и сказал он неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? (14) И тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? И испугался Моше, и сказал: верно стало известным это дело. (15) И услышал Паро об этом деле, и хотел убить Моше, но Моше убежал от Паро и остановился в земле Мидьянской, и сел у колодца.
В одночасье жизнь Моше перевернута: из благополучного придворного он становится беглецом, преследуемым правителем самой могущественной державы региона. Однако даже в этой ситуации он не теряет присутствия духа

Моше в Мидьяне (Шмот, 2:16 - 4:30)

Моше скрывается в Мидьяне. Исследователи локализую эту местность в районе Эйлатского залива (к северу от его верхней точки – нынешнего города Эйлат, который был в то время поселением Эцион-Гевер). В этом районе, по-видимому, обитало несколько различных племен, в том числе и печально прославившие себя амалекитяне. Моше оказывается в доме некоего Реуэля, которого Тора называетн «коэн Мидьяна». К сожалению, не очень ясно, что имеет в виду Тора, употребляя здесь слово коэн. Можно предположить, что это был один из немногих приверженцев монотеизма в регионе, приносивший жертвы Единому Богу Авраама. Об этом же свидетельствует само имя: Реу – видящий, Эль – Бог. Реуэль принимает Моше к себе в дом и спустя какое-то время выдает за него замуж свою дочь, Ципору. Имена позволяют сделать вывод о том, что язык семейства и племени Реуэля был очень близок к ивриту. Следует отметить, что Реуэль, тесть Моше, упоминается в тексте еще под несколькими именами: Йетер и Итро. Не будем подробно анализировать смысл разных имен Реуэля, отметим только, что перемена имени в Торе (да и в повседневной жизни) всегда отражает внутренние и внешние перемены, происходящие в жизни человека.

Миссия Моше

Жизнь Моше только вошла в размеренную колею, как вдруг происходит очередной резкий поворот в его судьбе.
 
Шмот, 3:1-2
(1) Моше же пас овец у Итро, тестя своего, жреца Мидьянского. Повел он раз овец за пустыню и пришел к горе Б-жией, Хорэйву. (2) И явился ему ангел Г-сподень в пламени огня из средины куста терновника. И увидел он, вот терновник горит огнем, но терновник не сгорает.
 
Всевышний обращается к Моше и призывает его вернуться в Египет, чтобы там возглавить еврейский народ и вывести его, наконец, из «дома рабства» в Землю Обетованную. Он также обещает ему всемерную поддержку и защиту. Однако Моше вполне осознает огромную ответственность этой миссии и тяжесть бремени, которое он будет вынужден взвалить на свои  плечи. Впрочем, Моше в помощь предназначается его брат, Аарон, который также обладает лидерскими качествами.
Семья Моше прибывает в Египет. 

Чудеса великие и ужасные

Рассказ о том, что непосредственно предшествовало Исходу, и самом Исходе представляет собой совершенно особый пласт Торы. Во многом он надысторический, т.е. имеет гораздо большее значение, чем просто повествование о событиях: это урок, посвященный теме освобождения личности и народа в целом, торжества справедливости над неправдой, добра – над злом. Более подробно об этих аспектах истории Исхода вы можете узнать из предисловия и примечаний к тексту Пасхальной Агады
Мы же сосредоточимся на тех исторических деталях, которые сообщает нам Тора.
Моше и Аарон обращаются к Фараону с просьбой отпустить народ Израиля в пустыню для принесения жертв Всевышнему. Но Фараон не соглашается даже на это, в ответ только ужесточая репрессии против евреев (Шмот 5:1-21). Тогда Всевышний сообщает Моше, что теперь Он явно и недвусмысленно проявит себя, покарает Фараона и выведет Свой народ из опостылевшей страны.
Начинаются т.н. Казни Египетские. Для еврейских авторов, историков и философов (Филона Александрийского, Саадьи Гаона, Иегуды а-Леви и Маймонида, а также для всех, кто позже писал, опираясь на их труды – вплоть до середины XIX в.) и Казни, и последующий Исход явились основополагающим моментом для разработки концепции еврейской истории как истории взаимоотношений человека и Всевышнего. В рамках этой концепции Всевышний не выступает неким безличным творцом миропорядка, а непосредственно вмешивается в события, вершит суд и справедливость. Кроме того, именно момент Исхода является важнейшим доказательством, по мнению этих авторов, истинности изложенного в тексте Торы. В своей книге «Кузари», Иегуда а-Леви пишет о том, что именно события Исхода, по сути, определяют «Бога Израиля», являются Его важнейшим проявлением. Формулировка «Бог отцов наших, выведший их из Египта» многократно используется и в еврейской литургии, и как один из «символов Веры», и как формула солидарности с еврейским народом.
Мы не будем подробно останавливаться на описании Казней, поскольку Тора описывает их очень ярко; мы также отсылаем всех желающих к тексту Пасхальной Агады. Но все же кратко перечислим эти Казни:
 
  1. Превращение воды в кровь
  2. Нашествие лягушек
  3. Нашествие мелких насекомых
  4. Аномальное нашествие хищников
  5. Падеж скота
  6. Пандемия кожного заболевания
  7. Необычный и очень опасный град
  8. Нашествие саранчи
  9. Темнота
  10. Казнь Первенцев
 
Как видно из этого перечня, явления изначально сверхъестественной природы (превращение воды в кровь, град, вызывающий пожары, эпидемия неизвестной болезни и необъяснимым образом опустившаяся на Египет тьма) чередуются с усилившимися в десятки раз природными катаклизмами, иногда происходившими в регионе (саранча, нашествие хищников, мор скота).
Но последняя, десятая, казнь – смерть первенцев, не оставила ни у кого из египтян сомнений, что необходимо дать свободу еврейскому народу.
После последней казни начинается собственно Исход. Прежде чем перейти к рассказу о нем, добавим, что египетские хроники очень смутно и обрывочно упоминают о некоем периоде страшных бедствий, обрушившихся на страну, но никак не связывают их с евреями. Это может быть объяснено тем, что со временем официальные хронисты (а неофициальные египетские исторические документы до нас не дошли) постарались «забыть» эту, столь унизительную и тяжелую для египтян, страницу их истории. 

Исход из Египта

Шмот (13:17-20)
(17) И было, когда Паро отпустил народ, Б-г не повел их по дороге земли Плиштим, ибо близка она; потому что Б-г сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. (18) И обвел Б-г народ дорогою пустынною к Ям Суфу. И вышли сыны Исраэйлевы вооруженными из земли Египетской. (19) И взял Моше кости Йосэйфа с собою, ибо клятвою заклял тот сынов Исраэйлевых, сказав: несомненно вспомнит Б-г о вас; вынесите же кости мои отсюда с собою. (20) И двинулись они из Суккота, и расположились станом в Эйтаме, на краю пустыни.
 
Как мы видим, противостояние Израиля и Египта не закончилось на том моменте, когда Фараон все-таки дал разрешение покинуть страну. Фараон с войском бросается в погоню, и тут происходит еще одно чудо, которое до сих пор будоражит воображение всех, кто читает Тору, а также не дает покоя ученым, пытающимся найти ему хоть какое-то объяснение. Когда войска Фараона уже почти настигли беглецов, Ям Суф неожиданно расступается:
 
Шмот 14:21-22
(21) И простер Моше руку свою на море, и отводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. (22) И пошли сыны Исраэйлевы внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них.
 
Воинство Фараона бросается следом по обнажившемуся дну, и в этот момент, когда все евреи оказываются на противоположном берегу, воды смыкаются, похоронив своих преследователей.
Евреи начинают долгий путь домой, через пустыню… Помимо упоминавшихся в предыдущем отрывке названий окраин Египта, Тора сообщает нам названия нескольких стоянок, но точно определить по ним маршрут, которым наш народ шел в Обетованную Землю, не так-то просто. Есть несколько версий относительно того, как евреи возвращались домой. Знать точный маршрут Исхода очень важно для науки, так как это, во-первых, поможет установить точное расположение Горы Синай (это совсем не обязательно то место, куда сейчас возят туристов на Синайском полуострове), а также даст возможность определить места долговременных стоянок евреев в пустыне, и, соответственно, найти археологические подтверждения описанных Торой событий.
Ряд ученых склоняется к т.н. «Северной версии». Как мы писали, земля Гошен на севере примыкает к Средиземному морю. В районе нынешнего устья Суэцкого канала есть несколько очень глубоко врезающихся в берег заливов, побережье которых поросло тростником (Ям-Суф – дословно «Тростниковое Море»). Возможно, евреи пошли сначала вдоль берега и остановились перед одним из таких заливов. В пользу этой версии говорит тот факт, что это кратчайший путь из Египта в Эрец-Исраэль.
Вторая версия условно называется «Центральная». Этот маршрут пролегает по местности, равноудаленной от морского берега и Суэцкого залива, проходит через центральную часть Синайского полуострова. Ям-Суф, согласно сторонникам этой версии, – одно из огромных солончаковых озер, расположенных на окраине Египта.
Но самая популярная – т.н. «Южная Версия». Согласно ей, Ям-Суф – это Суэцкий залив в своей верхней, самой узкой части. Перейдя его, евреи двинулись по берегу Синайского полуострова, обогнули его, и, двинувшись на север, подошли к границам Эрец-Исраэль. Этот маршрут самый длинный и сложный, а поскольку евреи шли по пустыне 40 лет, то многие с трудом представляют, как можно столько времени передвигаться так долго по коротенькому отрезку побережья, которые фигурирует в версии «Северного» пути.  Впрочем, о пустыне см. ниже.

В пустыне

Сейчас мы вынуждены отступить от нашего правила – последовательно двигаться  за текстом Торы. Дело в том, что о пребывании евреев в пустыне рассказывает и значительная часть книги Шмот, и все остальные книги Хумаша (Ваикра, Бемидбар и Дварим). При этом рассказы о событиях чередуются с изложением законов, а последовательность смещена в зависимости от контекста (иногда события, происходившие раньше, расположены в тексте позже и наоборот).
Поэтому мы постараемся реконструировать ход событий, перечислив только самые важные, основные вехи многотрудного путешествия.
Мы не будем пытаться давать здесь какие-то датировки. Точно их все равно никто не определит, да и важна здесь, в первую очередь, содержательная часть событий и их влияние на становление еврейского народа.
 
Синай и Десять заповедей (Шмот, 19-20)
 
Кульминацией всей Торы и формирующим этапом для развития как еврейской цивилизации, так и для всего нынешнего человечества, стало дарование Торы на горе Синай. Как мы уже писали, нам  неизвестно доподлинно, какую именно возвышенность Всевышний указал Моше для того, чтобы обратиться к освобожденному народу. Однако важно здесь не конкретное местоположение, не точка на карте – важно значение этого события: путем Божественного Откровения была получена Книга Книг, содержащая картину мира, формулирующая тот свод ценностей и установок, который поможет человечеству достичь гармонии и совершенства. С исторической точки зрения, Синай – это не географический объект, а тот момент, когда Бейт Яаков окончательно стал народом Израиля – самостоятельной, непохожей на другие силой в мировом круговороте, призванной влиять на мир не  путем удовлетворения потребности в экспансии и самоутверждении, а посредством исполнения Божественного Предназначения. Хранить завет Всевышнего и нести его остальным народам – вот миссия, сформировавшая Израиль как единое целое. У горы Синай откровения Авраама и остальных Праотцев были обновлены и обращены ко всем без исключения их потомкам.
 
Рассказ об Откровении начинается со встречи Моше и Итро.

Шмот, 18:1

(1) И услышал Итро, жрец Мидьянский, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и для Исраэйля, народа Своего, что вывел Г-сподь Исраэйля из Египта.
 
К этому моменту, как говорит нам далее Тора, Моше пришлось сполна испытать, что значит в одиночку руководить многочисленным народом. Итро дает ему ценный совет: организовать иерархическую систему руководства:
 
Шмот (18: 19-22)
(19) Теперь послушайся голоса моего, я посоветую тебе, и будет Б-г с тобою: будь ты для народа (посредником) пред Б-гом и представляй ты дела Б-гу, (20) И объясняй им уставы и наставления, и указывай им путь, по которому им ходить, и дела, которые им делать. (21) Ты же высмотри из всего народа людей способных, Б-гобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставишь их над ними тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. (22) И пусть судят они народ во всякое время; и будет, всякое дело важное донесут они тебе, всякое же дело малое судить будут сами; и будет тебе легче, и они понесут с тобою (бремя).  
 
Это важный момент: так была заложена основа общественной структуры, которая сохранялась потом долгое время (упоминание о ней мы встречаем и в других разделах ТаНаХа). Показательно, что система социальных отношений – первое что «наладил» Израиль, оказавшись в пустыне. И лишь после этого народ оказался готов воспринять Откровение.
 
Условно Откровение можно поделить на три части:
- То, что было сообщено всем во время «стояния у горы»
- То, что было сообщено Моше на Синае для последующей передачи остальным
- То, что Всевышний сообщал Моше во время дальнейших странствий по пустыне.
 
Первая часть – это 10 заповедей. В европейской традиции они называются «декалог» - «десятисловие» (греч.) Перечислим их еще раз:
 
Шмот (20:1-14)
(1) И говорил Б-г все слова сии, сказав: (2) Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. (3) Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня. (4) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. (5) Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня, (6) И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (7) Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту, ибо не пощадит Г-сподь того, кто произносит имя Его попусту. (8) Помни день субботний, чтобы святить его. (9) Шесть дней работай и делай всякое дело твое; (10) А день седьмой – суббота – Г-споду, Б-гу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. (11) Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его. (12) Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе. (13) Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным. (14) Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
 
Золотой телец (Шмот, 32)
 
Моше поднимается на Синай, чтобы дальше получить для Израиля Тору. Пока он отсутствует, в умах части народа происходит определенное брожение:
 
Шмот (32:1-6)
(1) Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону, и сказали ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что с ним случилось. (2) И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. (3) И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. (4) И взял он (их) из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: вот божество твое, Исраэйль, которое вывело тебя из земли Египетской! (5) И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Г-споду завтра. (6) И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные; и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться.
 
Комментаторы и мидраш предлагают несколько версий происшедшего. Одна из них склоняется, например, к тому, что идею Тельца предложили египтяне, решившие бежать из разоренного Египта и присоединившиеся к евреям. По крайней мере, божество-бык имелось в египетском пантеоне, там был такой бог, Апис.
В любом случае, эти события показывают нам, насколько сложна для восприятия была идея абстрактного, не имеющего формы и тела,  всесильного и всеобъемлющего Бога даже для тех, кто видел непосредственное проявление Его силы и могущества во время Откровения. Ведь, казалось бы, после всего происшедшего сомнений в Его существовании возникнуть было не должно…
 
Строительство шатра Откровения (Мишкана)
 
В то время, пока Моше был на горе Синай, Всевышний указал ему, как построить Мишкан – место принесения жертв и обитания Шхины (Божественного Присутствия). Многие еврейские комментаторы и философы задаются вопросом: зачем Всесильному Богу жертвы и место для богослужений, ведь Он везде, Он всеведущ и, по идее, не нуждается в каких-то материальных приношениях? Маймонид объясняет необходимость принесения жертв и создания святилища тем, что людям сложно было воспринять идею бестелесности и единства во всей полноте, и нужны какие-то средства, чтобы сделать ее более понятной и доступной. События, происшедшие с золотым тельцом, подкрепляют это объяснение. Согласно традиции, все материальные объекты в Мишкане (а позднее в обоих Храмах) тем или иным образом символизировали идею единичности и всемогущества Бога, являя собой что-то вроде «наглядного пособия», модели, объясняющей устройство мира Всевышним.
Согласно Устной Торе, в Мишкане, а позднее в Храме, присутствовала Шхина. Этим словом называли явное, не опосредованное никакими природными феноменами проявление Всевышнего в этом мире. И Маймонид, и многие другие мудрецы объясняли, что обычно Всевышний не управляет миром напрямую. Он воздействует на ход событий посредством известных и понятных нам сил, таких, как природные явления или человеческая деятельность. Но в Мишкане, в рамках отдельно взятого объекта, Всевышний вступал в контакт с людьми без посредников, как на горе Синай.
В главах 35-40 книги Шмот описывается, как был построен Мишкан. До возведения первого Храма Мишкан оставался смысловым и духовным центром еврейского народа, местом его непосредственного контакта с избравшим его Творцом.
 
Разведчики (Бемидбар, 13-14)
 
После сооружения Мишкана Моше производит пересчет сынов Израиля. Всего в Торе упоминается несколько таких «переписей населения» с указанием численности каждого из колен, а также с перечислением семейств каждого колена, что дает нам представление об их  внутренней структуре. Все время Исхода и движения по пустыне количество взрослых боеспособных мужчин колеблется в районе 600 тысяч. При добавлении возможного количества женщин, стариков, детей и рабов, эту цифру можно увеличить, как минимум, втрое. По Синайской пустыне двигалось порядка 2 миллионов человек.
Путь был нелегок, но вот, казалось, наступил решающий момент вступления в Кнаан.

Бемидбар (13:1-2)

(1) И Г-сподь сказал Моше, говоря: (2) Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кынаанскую, которую Я даю сынам Исраэйля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.
.   
Целей отправки разведчиков было две. Первая – вполне рациональная, военная: определить общую расстановку сил. Однако вторая заставляет удивиться:
 
Бемидбар (13:19-20)
(19) И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в станах или в крепостях? (20) И какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней деревья или нет? Будьте же смелы и возьмите плодов земли. Время же то было временем созревания винограда.
 
Почему Всевышний предлагает разведчикам определить, хороша ли земля? Ведь до этого Он сам неоднократно обещал еврейскому народу, что земля, в которую они идут, хороша и чрезвычайно удобна для житья. Да и в народной памяти со времени прихода в Египет должны были остаться воспоминания об Эрец-Кнаан. По-видимому, все дело в том, что в народе, несмотря ни на что, сохраняются сильные опасения. Разведчики уходят, а вернувшись, все, кроме Калева, сына Йефуне, и Йегошуа бин Нуна сообщают, что земля, хоть и плодородна, но населена народами, которые невозможно победить. Упоминаются амалекитяне, проживающие к югу, хетийцы (хетты) и эморейцы, которые в то время, как и хетты, широко расселились по т.н. «Золотому Полумесяцу» стран Средиземноморья. Также называются Йевусеи – обитатели Иудейских гор (вспомним, что на месте Иерусалима тогда стояла крепость Йевус).
Не смотря на увещевания Калева и Иегошуа, народ впадает в отчаяние от уверенности, что Землю завоевать невозможно, и что придется умереть в пустыне. Это вызывает гнев Всевышнего. Он обещает, что все поколение, вышедшее из Египта, кроме упомянутых двоих, умрет в пустыне, и только их дети смогут вновь войти в Эрец-Исраэль. Это вызывает у народа приступ отчаянной, но бессмысленной отваги, и они решаются на военную вылазку:
 
Бемидбар (14:40-45)
(40) И встали они рано поутру, и поднялись к вершине горы, говоря: мы готовы взойти на то место, о котором говорил Г-сподь, ибо мы согрешили. (41) И сказал Моше: зачем вы преступаете веление Г-сподне, ведь это будет безуспешно. (42) Не взбирайтесь, ибо нет Г-спода среди вас, дабы не быть пораженными пред врагами вашими. (43) Ведь Амалэйкитяне и Кынаанеи там пред вами, и вы падете от меча, ибо вы на самом деле отступили от Г-спода, и Г-сподь не будет с вами. (44) Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Г-сподня и Моше не двинулись из стана. (45) И сошли Амалэйкитяне и Кынаанеи, жившие на горе той, и разбили их, и громили их вплоть до Хормы.  
 
Скорее всего, это неудачное нападение было произведено на Иудейские горы с юга, и после поражения отряды израильтян вновь отступили в сторону Негева.
Со временем народ смирился с суровым, но справедливым приговором и осел в пустыне, дожидаясь окончания вынужденной отсрочки.
 
Корах  
 
Тора рассказывает нам об инциденте, который в дальнейшем очень сильно повлиял на отношение нашего народа к проблеме легитимности власти и к тому, как должен вести себя настоящий лидер народа. Это история про бунт Кораха.
Моше и Аарон стояли во главе руководства народом, кроме того, к ним непосредственно обращался Всевышний. Все это вызвало недовольство и зависть у одного из дальних родственников Моше, Кораха. Собрав группу из еще нескольких недовольных, он открыто выступил со своими претензиями:
 
Бемидбар (16:2-3)
(2) И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Исраэйля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. (3) И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?
 
В очередной раз демонстрируя свою скромность и сдержанность, Моше отвечает Кораху, что следует предоставить решать такой важный вопрос о руководстве Всевышнему. Бог снова подтверждает, что главенство Моше и Аарона –  проявление Его воли, а не результат каких-то политических манипуляций и интриг:
 
Бемидбар (16:32-35)
(32) И раскрыла земля уста свои, и поглотила их и домочадцев их, и всех людей Кораха, и все имущество. (33) И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества. (34) И все Исраэйльтяне, которые вокруг них, разбежались от крика их, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. (35) И огонь вышел от Г-спода, и пожрал этих двести пятьдесят человек, принесших курение.     
 
Эти события не только укрепили в народе авторитет Моше и понимание правоты его действий, но и помогло вернуть чуть было не утраченную надежду. Ведь Корах уверял, что Моше не сможет ввести народ в Эрец-Исраэль. Происшедшее с ним показало ошибочность таких домыслов.
 
На подходе к Эрец Исраэль
 
Израиль кочует по пустыни Цин (или Син) вдоль южных границ своей будущей Родины. Одна из долгосрочных стоянок – местность Кадеш. Там евреи проживают продолжительное время, и оттуда, по истечении указанного Всевышним срока, Моше посылает к местным властителям посольство с просьбой пропустить их через свои земли. Это означает начало второго, окончательного выступления, направленного на завоевание Эрец Исраэль.
 
Бемидбар (20:14-21)
(14) И послал Моше послов из Кадэйша к царю Эдомскому: так сказал брат твой Исраэйль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас. (15) Сошли отцы наши в Египет, и мы жили в Египте много времени, и плохо обращались Египтяне с нами и с отцами нашими. (16) И воззвали мы к Г-споду, и услышал Он голос наш, и послал посланца, и вывел нас из Египта. И вот мы в Кадэйше, городе на краю границы твоей. (17) Пройти бы нам через землю твою; мы не пойдем по полям и по виноградникам, и не будем пить воду из колодцев; дорогою царскою пойдем, не своротим ни вправо, ни влево, пока не перейдем границу твою. (18) Но Эдом сказал ему: не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выйду навстречу тебе. (19) И сказали ему сыны Исраэйля: по проложенной дороге пройдем, и если воду твою пить будем, я и скот мой, то заплачу за нее; ничего больше, только ногами моими пройду. (20) Но он сказал: не проходи! И выступил Эдом против него с народом многочисленным и рукою сильною. (21) И не согласился Эдом позволить Исраэйлю пройти через границу его; и обошел его Исраэйль стороной.
 
Моше, как мы видим, прилагает все усилия для того, чтобы мирно решить возможные сложности, однако Эдом категорически отказывает Израилю в его просьбах. Не тратя лишних сил на стычку, Израиль решает идти через территорию Моава (нынешняя Иордания), для чего ему приходится спуститься к югу. По дороге умирает Аарон. Терпя тяжелые лишения, сыны Израиля продолжают свой путь и, наконец, подбираются к реке Арнон, что расположена перпендикулярно к востоку от Мертвого Моря.
 
Бемидбар (21:10-13)
(10) И двинулись сыны Исраэйля, и остановились в Овоте. (11) И двинулись из Овота, и остановились в Ией-Ааварим, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца. (12) Оттуда двинулись и остановились в долине Зэрэд. (13) Отправились оттуда и остановились в пустыне по ту сторону Арнона, который выходит из пределов Эморея; ибо Арнон – граница Моава, между Моавом и Эмореем.  
 
Собственно, именно отсюда, с холмов и плато Заиорданья, начинается многотрудное, полное чудес и невероятных событий завоевание «земли, текущей молоком и медом», обещанной Всевышним потомкам Авраама.
 
В НАЧАЛО






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї