ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

От сотворения мира до спуска в Египет. Захар Рохлин

  Книга Берешит: мир с самого начала

Условно книгу Берешит можно разделить на три смысловые части: Сотворение Мира, история мировой цивилизации от Адама до рождения Авраама, и история семей Авраама, Ицхака и Иакова - Праотцев (или же Патриархов), которая, собственно, и является началом истории еврейского народа.
 
От Сотворения Мира до Адама. Начало истории[1]
«Вначале сотворил Б-г небо и землю»
                                  (Берешит,1:1)
 
5767 лет тому назад по еврейскому летоисчислению Всевышний сотворил Мир. Последовательно были созданы различные виды материи, животные и, наконец, первый человек, Адам. Затем была сотворена женщина –  Хава (Ева). Собственно, с этого момента и можно начинать писать историю всего человечества и еврейского народа в частности.   
 
Историк может вообще не касаться вопроса Сотворения Мира в первых его стадиях: пока нет человека, нет истории. Однако, поскольку связь человека и всего творения неразрывна – человек считается венцом творения – мы должны сказать об этом несколько слов.
 
Уже с талмудического периода еврейские мудрецы детально анализировали языковые и смысловые особенности первых глав книги «Берешит», и та картина Творения Мира, которая сложилась у них в итоге,  сейчас, по прошествии десятков веков, все чаще подтверждается авторитетными современными научными теориями. При известных разногласиях, в наше время многие ученые-библеисты, историки, и те специалисты по естественным наукам, которые занимаются исследованием первых глав книги Берешит, сходятся во мнении с еврейскими комментаторами и философами в важнейшем пункте:
Книга Берешит не столько рассказывает о сотворении Мира с  позиции «исторической достоверности», сколько объясняет логику Творения; с помощью доступных символов и образов сообщает основные принципы мироустройства.
 
Первые две главы «Берешит» –  своего рода «вводная лекция», которая помогает изучающему Тору понять роль и задачи Творца в преддверии рассказа о возникновении еврейского народа, его исходе из Египта, Синайском Откровении и изложения заповедей, полученных через Моше. Собственно же история начинается с Адама и Хавы.
 
 
 
Человечество от Адама до Авраама[2]
 
 «И Адам познал Хаву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека с Господом. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец»
(Берешит, 4:1-2)
«И увидел Б-г землю; и вот, она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. И сказал Б-г Ноаху: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею»
Берешит, 6:12-13
 
 
Мы почти не имеем материальных подтверждений тому, что рассказывается в Торе об истории человечества до Великого Потопа. Мало того, почти невозможно поместить все описываемые события в какие-то четкие хронологические рамки. Однако, исходя из того принципа, что (как мы с вами увидим дальше) большинство более поздних событий в Торе находят свое подтверждение и в археологии, и в параллельных исторических источниках, то и к событиям «допотопным» разумно относиться как к обобщенным, но вполне историческим фактам.
Попробуем реконструировать последовательность происходившего:
Адам и Хава изгоняются из Ган-Эдена, у них рождаются два сына – Каин и Авель, а также (как убедительно показывает РаШИ в своем комментарии к этому месту) дочери.
Далее Каин убивает Авеля, но через какое-то время у Адама рождается еще один сын -  Шет. Тем временем Каин рождает многочисленное потомство – начинается заселение земли, освоение ремесел и искусств, строительство первых городов.
Спустя несколько поколений рождается Ноах. К этому моменту человечество существенно деградирует, и лишь семейство Ноаха сохраняет представления о нравственности и морали. У Ноаха три сына – Шем, Хам и Яфет. У Хама есть сын – Кнаан. Всевышний посылает на землю Потоп, предварительно повелев Ноаху построить ковчег для себя, своей семьи и для животных земли. Археологические и геологические изыскания, в общем, подтверждают наличие глобального катаклизма, который Тора называет «мабуль» –  Потоп.  Но единой датировки у ученых пока нет, равно как и представления о масштабе катастрофы. Раскопки в Междуречье показывают наличие сверхсильного затопления в районе 2800 г.д.н.э., но являются ли они следами того самого Потопа, не ясно.  Любопытные параллели можно найти в мифологиях народов Междуречья – их историческая память также сохранила воспоминания об этом страшном событии. Например, в шумерском мифе о Гильгамеше герой встречает старца по имени Утнаплиштим, который рассказывает, как во время великого потопа он построил большой корабль и спасся со всей семьей. Потоп заканчивается, и семейство Ноаха расселяется по пустынной Земле. Далее  Тора также рассказывает нам своего рода «родословную современного человечества». Сообщается о происхождении всех основных народов Древнего Мира. Начинается уже более знакомая нам история цивилизации, которая продолжается и по сей день. В частности, возникает большой цивилизационный очаг в Междуречье – древнее государство Шумер.  Тора делает своего рода «скачок» в повествовании и переходит ко времени заката цивилизации Шумеров, к началу 2-го тысячелетия до н.э., когда в одном из городов междуречья, в семействе некоего Тераха, рождается сын, которого называют Аврам (впоследствии по велению Бога он меняет свое имя на Авраам).
 
 
Авраам и его потомки: еврейская история начинается….
Где родился Авраам?[3]
 
«А вот родословная Тэраха: Тэрах родил Аврама, Нахора и Арана, а Аран родил Лота. И умер Аран при Тэрахе, отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим»
Берешит, 11:27-28
 
 
Местом рождения Авраама называется город Ур-Касдим. Это хорошо изученный археологами месопотамский город Ур. Долгое время он был одним из важнейших центров цивилизации Междуречья, могущественным полисом, однако в описываемое время он начал приходить в упадок. Имена, упоминающиеся в Торе – Нахор, Сарай, Аби-рам (Аврам), встречаются на найденных там клинописных табличках.
Во время рождения и жизни Авраама в Междуречье  происходит серьезный «передел» древнего мира. Ур оказывается захвачен набравшим силу княжеством Элам, все больше набирают силу и власть племена амореев (или эмореев). Шумерская культура приходит в упадок. Ведущей становится аккадская культура, самым распространенным языком – аккадский, один из древнейших языков семитской группы.
 
Жизненный уклад  в древнем Междуречье: первая цивилизация
 
Ученые-археологи иногда часто задаются вопросом: почему для создания своей цивилизации древние люди выбрали такой район, как Междуречье? В самом деле, территории в районе Тигра и Евфрата не очень удобны для проживания – там много болот, очень жаркое лето и довольно холодные зимы. Дважды в год обе реки сильно разливаются и затапливают огромные пространства. Предполагают две основные причины, которые могли побудить людей поселиться в этих местах. Благодаря паводкам в районе образовывались весьма плодородные слои почвы, позволявшие собирать большие урожаи. Кроме того, регион удачен в смысле стратегическом – прочно укрепившись в нем, можно было контролировать довольно большие территории. С паводками быстро научились бороться с помощью систем каналов, благодаря которым стало возможным еще больше повысить урожайность. Отсутствие в больших количествах камня и дерева  компенсировало изобретение кирпича, и вскоре по всему междуречью выросли большие и красивые города. В них активно развивались технологии и ремесла,  а  также науки (в частности, астрономия, геометрия и арифметика) и искусства – особенно гончарное мастерство и архитектура.
Необходимость вести работы по сооружению каналов, быстро возводить большие постройки и вместе с тем успевать выполнять сельскохозяйственные работы, а также обороняться от кочевых племен, наседавших с севера и востока, рано потребовала от людей Междуречья организованности. В результате здесь сложилось общество, в котором обязанности каждого человека были определены почти с самого его рождения, и, соответственно, он имел определенный набор привилегий и прав. Это было что-то наподобие широко известной кастовой системы в Индии. Понятно, что личное желание человека быть не земледельцем, например, а ремесленником или жрецом, никого не интересовало. Хотя наиболее одаренные личности могли «выбиться» в другое сословие.
Сложные общественные отношения надо было четко регулировать. Для этого были созданы весьма продуманные системы законов, охватывавшие максимально возможные случаи человеческих отношений. Один из крупнейших законодательных кодексов – кодекс Ур-Намму, дошел до нас как раз из города Ура, в котором родился Авраам. Другой известнейший законодательный кодекс – кодекс царя Хаммурапи. Он создавался  чуть позже, чем кодекс Ур-Намму, и является более полным и развернутым
 
Религия Междуречья
 
Из того, что о развитии человечества рассказывает Тора, видно, что в какой-то момент, уже после Потопа, большинство людей перестали верить в существование единого Бога – Творца и неограниченного владыку вселенной. Занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, люди очень сильно ощущали свою зависимость от сил природы, зачастую совершенно непредсказуемых, и постепенно начали все больше и больше наделять их чертами сверхъестественных существ, а потом – и отдельных божеств. К моменту жизни Авраама, т.е., в XIX в. до н.э., в регионе установился смешанный шумеро-аккадский пантеон божеств, из которых главнейшими были шумерские – Анну (бог неба), Энлиль (бог земли) и Эа (божество пресной воды). Аккадскими были божества Син (бог луны), Шамаш (бог солнца) и Иштар (богиня любви). Кроме того, существовало множество местных божеств «рангом» пониже. Все эти боги состояли, согласно мифам, в довольно сложных отношениях между собой. Уже во времена праотцев в регион пришел еще один культ, который принесли с собой эморейские племена. Это культ бога Мардука. Считалось, что Мардук – сын бога Эа, победивший во время сотворения мира в жестокой схватке чудовище Тиамат (олицетворение сил хаоса или, в других версиях, мирового океана). Этот бог стал главным в пантеоне все больше набиравшего силу города Вавилон и его окрестностей. Иногда его еще называли Бел-Мардук или просто Бел. Под этим именем он встречается в ТаНаХе.
Важно отметить, что религия в то время была неразрывно связана с политикой. Мифы и предания, обряды и почитание тех или иных божеств активно использовались для политических манипуляций. Соответственно, религиозная лояльность была признаком «политической благонадежности». Если представления человека о мире укладывались в рамки представлений о многочисленных богах, им было легче управлять, связывая в массовом сознании каких-то отдельных божеств и политическую систему.  
 
Что понял Авраам
 
«И сказал Г-сподь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные»
Берешит, 12:1-3
 
В самом тексте Торы не объясняется, почему именно Всевышний решил обратиться к Аврааму, нет и рассказа о жизни Авраама до того момента. Этот вопрос поднимает комментаторская традиция. Согласно мидрашам, одной из важнейших заслуг Авраама, благодаря которой он удостоился Божественного Откровения, стало то, что он, задумавшись о структуре и первопричинах мироздания, понял ошибочность мифологических представлений своих сограждан и, путем логических рассуждений, пришел к выводу о том, что у мира есть единый Творец. После такого открытия поклоняться вавилонским божествам  для Авраама стало невозможно: они были для него бессмыслицей, а «изображать религиозное чувство» такой целостный человек как Авраам не хотел и считал ниже своего достоинства. Во всех культурах и цивилизациях древнего мира отказ от местной религии автоматически влек за собой изгнанничество или же принятие насильственной смерти со стороны разъяренных соседей. Чтобы остаться верным своим убеждениям, Авраам должен был покинуть края, где он родился и вырос, а это нелегкий шаг! На основании того, в каких словах и выражениях Всевышний в самом начале главы  «Лех Леха» обращается к Аврааму, комментаторы делают вывод, что Всевышний не только дал указания к действию, но и постарался успокоить душевное смятение Авраама.
 
Выход Авраама из Ура[4]
 
 «И прошел Аврам по земле сей до места Шехэма, до дубравы Морэ. А Кнаанеец тогда был в этой земле»
(Берешит, 12:6)
 
 
Итак, Авраам должен оставить родные места, двинуться в Землю Кнаан и начать там жизнь со своим семейством. Впоследствии от Авраама должен произойти великий и многочисленный народ. Авраам выходит из Ура и сначала вверх по Евфрату поднимается в Харан, а потом, похоронив там отца, через нынешнюю  территорию Сирии спускается на юг, постепенно приближаясь к гористой местности в районе нынешнего Шхема. Именно там он поселится на первых порах.
 
 
Кнаан времен Авраама, Ицхака и Яакова
 
До 2-3 веков новой эры, когда многочисленные войны и последовавшая разруха окончательно превратили большую часть территории Эрец-Исраэль в пустынные холмы и запущенные болота, территория от Голан до Газы была настоящим оазисом, в котором чередовалось несколько климатических зон, с богатой флорой и фауной. Места были благоприятны и для сельского хозяйства, и для животноводства. Кроме того, в регионе можно было добывать такие важные для Древнего Мира вещества, как бальзам (определенный вид смолы) и благовония. Они активно использовались в косметике и, даже в большей степени, в медицине. Несколько хуже обстояло дело с полезными ископаемыми и крупной древесиной; эти продукты в большей степени импортировались. Прибрежные районы страны жили за счет транзитной торговли (здесь пролегали морские и сухопутные пути из Северной Африки и Египта в Междуречье) и земледелия. Холмы и долины центра и востока страны располагали к животноводству – здесь можно было прокормить большие стада, и места хватало для всех.
Возводили здесь и крупные, хорошо укрепленные города-крепости. Самые известные из существовавших к моменту прихода Авраама города – Йерихо (Иерихон; большинство археологов считают его одним из самых древних городов на Земле), Хеврон, Йевус (Иерусалим), Ашкелон и Арад.
 
Одним из природных недостатков региона была нестабильная ситуация с пресной водой. Кроме реки Иордан, озера Кинерет и нескольких речушек возле побережья, в регионе почти не было крупных источников пресной воды. Вся страна зависела от регулярного выпадения дождевых осадков. Если дожди проходили вовремя и в нужном количестве, все было в порядке, но серьезный «перебой» в погоде мог лишить местных жителей урожая на весь год и вызвать гибель скота.
 
В общем же, Кнаан был местом, удобным для жизни и труда, но отнюдь не спокойным. Частично являясь окраиной раздираемой войнами Аккадско-Вавилонской империи, частично попадая в «сферу влияния» египетских фараонов, Кнаан был ареной междоусобных войн местных властителей, правивших относительно небольшими княжествами или даже городами-государствами. В отличие от Междуречья, где, даже в самые тяжелые времена, действовали хоть какие-то законы, считавшиеся непреложными (см. выше), в Кнаане местные властители творили, что хотели, не оглядываясь ни на кого. Ярчайшим примером может стать история городов Сдома и Аморры (Содома и Гоморры). Авраам, по прибытии в Землю Обетованную, оказывается вовлечен в местные конфликты и войны, но ему удается завоевать независимость и уважение местных царьков. Мы видим, что в дальнейшем, вплоть до спуска Яакова в Египет, к его семейству и наследникам относятся с уважением и опаской. И даже во время конфликта с жителями Шхема, не смотря на свой численный перевес, обитатели города признают за семьей Яакова военное превосходство.
Тора упоминает имена местных кнаанейских божеств, например, Астарты – богини плодородия, Бааля (Ваала) – властителя неба, главы пантеона, на манер греческого Зевса, Дагона – морского божества, почитавшегося в прибрежных районах. Кроме того, до нас дошло немало археологических источников, однако полная картина религиозных представлений кнаанейцев остается не вполне ясной, и, видимо, не будет до конца известна уже никогда. 

Первый «визит» в Египет
[5]
 
«И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет пожить там, потому что тяжел был голод в земле той»
(Берешит, 12:10)
 
Уже прожив несколько лет в Кнаане, Аврам с семьей вынужден, из-за наступившего голода, двинуться дальше, к долине Нила, в Египет. В Египте сельское хозяйство практически не зависело от дождей, так как все поля орошались из Нила и его притоков. Благодаря этому, даже в самые засушливые годы в Египте всегда был хлеб.
Комментаторы Торы отмечают, что Авраам в результате посещает все регионы, значимые для будущей еврейской истории: территорию будущей Вавилонии, Египет и всю Эрец-Исраэль.
 
В Египте во времена Авраама подходил к концу так называемы период Среднего Царства (продолжавшийся примерно с 2100 по 1700 гг. до н.э) – время расцвета древнеегипетской культуры, ремесел и искусств.
Власть фараонов окончательно «устоялась», им удалось создать большое, целостное государство, достойного конкурента империям Междуречья. Эту власть обеспечивала сильная, высокотехнологичная армия, а также политическая система, своей структурой схожей с шумерской, аккадской и вавилонской, где царь (фараон) являлся нижней ступенькой в иерархии богов, сам будучи и живым богом, и главнейшим из жрецов. Содержание мифов, конечно, отличалось. По представлениям египтян, из вод Предвечного Океана появился бог Атум-Ра, породивший богов воздуха и влаги (Шу и Тефнут), Геба (бога земли) и Нута (бога неба). Те в свою очередь родили Осириса (бога света, жизни и солнца) и Сета (противоположность Осириса – бога смерти и тьмы), а также их сестер Исиду (богиню материнства и плодородия) и Нефтиду (богиню победы и любви). Все это семейство составило Великую Девятку богов (т.н. «Эннеаду»). Далее их потомки начали вступать в различные отношения, порой противоестественные, пополняя пантеон египетских божеств «на все случаи жизни». В частности, одних только богинь-покровительниц пивоваров в Египте было целых три.
 
Экономика Египта была частично автохтонной (т.е., все производили для себя сами), частично развивалась за счет экспорта товаров (в т.ч. предметов роскоши –  керамики, стекла, тканей) и продовольствия.
Как мы уже упоминали, фараоны пытались распространить свое влияние и на Кнаан, в итоге вступая в войны с местными царями, а также делили сферы влияния с правителями Междуречья.
 
«Битва царей»[6]
 
 
 «И было, во дни Амрафэла, царя Шинара, Арйоха, царя Элласара, Кыдорлаомэра, царя Эйлама, и Тидала, царя Гоима, Они вели войну с Бэрою, царем Сыдомским, с Бирша, царем Аморы, Шинавом, царем Адмы, и с Шэмэйвэром, царем Цвоима, и с царем Бэлы, она же Цоар. Все они соединились в долине Сиддим, она же Ям Амэлах (Соленое море).) Двенадцать лет они служили Кыдорлаомэру, а на тринадцатом году возмутились»
(Берешит, 14:1-4)
 
Вернувшись из Египта, Авраам осваивает южную часть страны. К нему, судя по намекам в тексте, присоединяются ученики и последователи, множатся его слуги и домочадцы. В Египте к его семье присоединяется служанка (Агарь), которой суждено родить Ишмаэля – первого сына Авраама.
Вскоре Авраам оказывается втянут в военный конфликт. Его племянник Лот, отделившийся от Авраама по приходе в Кнаан и заживший собственным хозяйством, оказывается захвачен в плен в ходе столкновения двух коалиций царей.  Судя по именам и титулам, называемым Торой, группа разной степени могущественности властителей с Севера пыталась подчинить южные регионы Кнаана – плодородную местность в районе нынешнего Мертвого Моря и реки Иордан. Мы не имеем археологических подтверждений этой войне – она была, очевидно, одной из многих, случавшихся в те времена.
Авраам, действуя быстро и продуманно, собирает небольшой отряд и не только выручает из беды своего племянника Лота, но и доказывает окрестным князькам и царькам, что имеет полное право обладать страной, в которой поселился.
С одним из наиболее крупных властителей, Авимелехом (это, скорее, титул, а не имя) он заключает что-то вроде «договора о мирном сосуществовании». Позднее, в районе Хеврона, Авраам за деньги приобретет у местных жителей участок земли для семейного захоронения.
Мы видим, что даже имея обещание Всевышнего о том, что его наследники получат всю эту землю во владение, Авраам в то же время действует и методами, уважающими общепринятые обычаи и понятными даже для тех, кто обещания Всевышнего не очень-то склонен принимать в расчет.
 
Стоит также отметить, что Авраам поддерживает связь со своими родственниками на юге Междуречья, в Араме, и следит за тем, что происходит в их семействах. Он не очень хочет, чтобы его семья породнилась с местными жителями.
 
 
 
Рождение Ицхака и отделение Ишмаэля[7]
 
 «А Сарай, жена Аврама, не рожала ему. А у нее была рабыня Египтянка, именем Агар. И сказала Сарай Авраму: вот, Г-сподь лишил меня плодородия; войди же к рабыне моей: может быть, у меня будут дети через нее; и послушался Аврам голоса Сара»
Берешит, 16:1-2
 
Как рассказывает Тора, Авраам и Сара долгое время не имеют детей. Сара предлагает Аврааму пойти по принятому в то время обычаю – родить сына от наложницы (в дальнейшем мы еще несколько раз встретимся с этим обычаем на страницах Торы). Семьи в то время были полигамными (т.е.,  у одного мужчины – несколько жен), и муж, как правило, выделял одну из жен в качестве «главной», ее дети имели определенные преимущества при наследовании. Помимо жен были и наложницы, их статус был близок к статусу жены: в частности, дети от них также имели право на часть наследства.
 
Первый сын у Авраама, в результате, рождается от Агарь. Авраам связывает с ним большие надежды, ибо думает, что именно через этого ребенка осуществится пророчество Всевышнего о том, что он станет многочисленным и сильным народом. Очень быстро в семье возникает конфликт между Агарь и Сарой, поскольку Агарь, как мать единственного наследника, начинает претендовать на более высокий статус. Но, как рассказывает нам Тора, Сара, наконец, тоже смогла забеременеть и родить сына – Ицхака, что исключило для Агарь и ее сына всякую возможность претендовать на главенство в семье. Кроме того, ситуация осложнилась дурным нравом Ишмаэля и его откровенно враждебным  отношением к новорожденному Ицхаку. Отношения в семье грозят выйти из-под всякого контроля; в результате Агарь с сыном отсылаются Авраамом с большим наследством и отеческим благословением. Это благословение быстро дало свои плоды: Ишмаэль укрепился, стал могучим властителем, прародителем нескольких народов и племен Ближнего Востока.
В нем и его детях сохранилась ненависть к подрастающему Ицхаку.
 
Ишмаэль и Ицхак не были единственными детьми Авраама. В Торе упоминается имя наложницы Ктуры, от которой у Авраама также были дети. Про них из текста Торы почти ничего неизвестно, и комментаторы выдвигают несколько версий того, какие народы могли бы от них произойти; видимо, это одна из нерешенных загадок еврейской истории.
 
Ицхак подрастает, перенимает мудрость и высокие душевные качества своего отца. Вскоре после истории с его несостоявшимся «жертвоприношением» (на которой мы не будем здесь останавливаться) ему решают взять в жены Ривку, дочь Бетуэля – еще одного племянника Авраама. Семья Бетуэля живет в городе Арам-Наараим. Дословно это название можно перевести как Арам-на-Двуречье. За невестой снаряжается посольство во главе с Элиэзером, преданным слугой Авраама. Тем временем Авраам и Ицхак сталкиваются с силой, которой им и их потомкам придется противостоять очень и очень долго.
 
Плиштим
 
Эта сила – племя, которое Тора называет «плиштим» (филистимляне). По возвращении евреев из египетского рабства плиштим станут противником номер один в завоевании Эрец-Исраэль. Кто были эти люди? Археологи установили, что в середине 2 тысячелетия до н.э. произошло завоевание прибрежной части региона т.н. «Народами Моря» – очевидно, выходцами с Крита и даже более удаленных островов Средиземного моря. Не очень  понятно, что именно заставило их погрузиться на лодки и двинуться захватывать дальние побережья. С цивилизацией Народов Моря также связывают и финикийцев – основателей могущественных полисов Тир и Цидон. Все эти народности принесли с собой довольно высокую материальную культуру, знание ремесел, удобный и практичный алфавит. Вместе с тем, стараясь закрепиться на захваченных землях, они угнетали местные племена и приобрели репутацию жестоких и беспощадных воинов.
Праотцы сталкиваются с плиштим уже в самом начале завоевания ими Кнаана, когда вопрос о жизненном пространстве не стоит остро ни для кого. Авраам заключает с ними мир. Впоследствии, со значительными дипломатическими усилиями, Ицхаку также удается добиться продолжения этого мира. Это дает Ицхаку возможность заняться семейными делами.
 
 
 
Яаков и Эсав[8]
 
 «И вышел первый: красный, весь как плащ волосатый; и нарекли ему имя Эсав. А потом вышел брат его, держась рукою за пяту Эсава; и наречено ему имя Яаков. Ицхак же был шестидесяти лет при рождении их. И отроки выросли, и стал Эсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах. И Ицхак любил Эсава, потому что дичь его была ему по вкусу; а Ривка любила Яакова»
(Берешит, 25:25-28)
У Ривки от Ицхака рождаются два сына – Эсав (Исав) и Яаков. Рождаются одновременно, но первым выходит из материнской утробы Эсав, который и получает статус «первенца» – то есть, основного наследника отца и будущего главы рода. Характером и манерами он во многом напоминает Ишмаэля – человека резкого, агрессивного, больше охотника и воина, нежели мирного скотовода и обитателя шатров. Свое первородство он поначалу не ценит и легко уступает его Яакову. Однако вражда между братьями обостряется, и Яаков вынужден бежать на север, где по-прежнему проживает родня Авраама.  Яаков поселяется в доме тогдашнего главы рода – Лавана, и берет в жены двух его дочерей, Рахель и Лею. Занимаясь скотоводством, он обретает богатство и достаток, и, наконец, считая свои обязательства перед Лаваном выполненными, возвращается на родину. К этому времени он достаточно силен, чтобы в случае чего вступить в борьбу с Эсавом, однако, как и его отец и дед, предпочитает по возможности мирное решение конфликта. На его обратном пути в Кнаан (маршрут, видимо, совпадал с маршрутом Авраама), происходит волнующая встреча с Эсавом, заканчивающаяся миром, и братья расходятся, чтобы встретиться уже только на похоронах отца. У Яакова к тому моменту рождаются сыновья, от которых, по обещанию Всевышнего, должен произойти великий народ. У Эсава также появляется многочисленное потомство. Его комментаторы Торы считают прародителем, в частности, народов, населивших Аппенинский полуостров, в том числе и будущих римлян.
 
Иосиф и его братья
 
 
Помимо двух жен, Леи и Рахели, у Яакова также было две наложницы – Билhа и Зильпа. От Леи у Яакова родились сыновья Реувен, Шимон, Леви, Иегуда, Иссахар и Звулун, от Зильпы – Гад и Ашер, от Бильhи – Дан и Нафтали, и от любимой жены Рахели – Йосеф и Биньямин. Самым любимым из детей Яаков считает Йосефа, и это вызывает у его братьев зависть. Они продают Йосефа каравану работорговцев, и в итоге он попадает в Египет, в дом высокопоставленного чиновника фараона  Потифара.
Начав со статуса домашнего раба, Йосеф, благодаря своим талантам, а также дарованной свыше способности толковать сны, становится ближайшим приближенным Фараона и начинает, по сути, управлять всеми внутренними делами Египта. В это время его братья в Кнаане постепенно обрастают семьями.
Все семейство считает Йосефа пропавшим без вести и ничего не знает о его судьбе. Через какое-то время во всем регионе наступает голод. Йосеф находит решение, которое позволяет сделать достаточные запасы зерна и обеспечивает Египет пропитанием в голодные годы. Он сам руководит распределением продовольствия, еще более укрепляя свое положение.
Тем временем голод случается и в Кнаане. Братья, с целью закупки зерна,  предпринимают путешествие в Египет, и там происходит их драматическая встреча с Йосефом. В итоге семья примиряется и воссоединяется, все братья и престарелый Яаков перебираются в Египет и живут там в мире и благополучии. Пророчество, данное Всевышним Аврааму, продолжает исполняться….


[1] Берешит 1:1 – 2:25
[2] Берешит 4:1 – 11:26
[3] Берешит 11:27 – 12:5
[4] Берешит 12:1-7
[5] Берешит 12:10 – 13:3
[6] Берешит 14:1 -24
[7] Берешит 16:1 – 18:15; 21:1 - 21
[8] Берешит 25:21 – 28:6

В НАЧАЛО   
                






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї