|
Об аудиоэкспозиции центра «Петербургская Иудаика» по материалам работы этнографической экспедиции в г. Тульчине.
Экспозиция проходит в выставочном зале «Петербургской иудаики» (ул. Гагаринская, д. 3, Европейский университет в С.-Петербурге). Можно не только посмотреть фотографии живописных уголков, сохранившихся от старого Тульчина, но и послушать живые голоса людей, рассказывающих о былой жизни евреев в этом городе. Голоса звучат из каждого угла выставочного зала, так, что это похоже на разговор многих собеседников, |
каждый из которых стремится побыстрее рассказать о том, что помнит.
Но вовсе не обязательно это слушать, как шум толпы. Каждый из рассказов можно услышать по отдельности, надев наушники. Авторы экспозиции создали четыре тематические подборки из разных интервью, собранных в г. Тульчине во время двух полевых школ-экспедиций, организованных московским центром «Сефер» и «Петербургской иудаикой»: «ментальная карта еврейского города», «сословная и профессиональная структура общества», «традиции еврейской свадьбы», «межэтнические отношения».
«Нам хотелось передать то, что обычно исчезает в академических публикациях и докладах: звучание голосов, интонации наших информантов… Наверное, всем полевым исследователям знакомо желание возвращаться много раз к любимому фрагменту интервью, находить в нем новые смыслы, замечать новые детали: неожиданные переходы и паузы, выбор слов, оговорки, умолчания или, наоборот, излишне подробные ответы. Лишь немногое из обнаруженных смыслов попадает в статьи. Но на выставке эти наши любимые фрагменты представлены целиком, как они есть. Вы можете найти в них что-то свое, не замеченное нами», – рассказывает куратор выставки Александр Львов.
Существует ли какая-то вненаучная ценность этих исследований? Мне кажется да, потому что я вижу, что этим занимаются люди, находящие в этих исследованиях свой личный смысл. «Искать новые смыслы прошлого и настоящего можно не только в библиотеках и архивах, но и в «поле» - разговаривая с людьми, пытаясь понять их», – считает А. Львов. С гордостью могу добавить, что и сам участвовал в этой экспедиции.
Почему выставка называется «Разговоры на улице Ленина»?
В каждом местечке – небольшом еврейском городке, где жили евреи, – по субботам еврейские семьи выходили прогуляться. Прогуливались по главной улице. Нарядно одевались, встречали знакомых, делились новостями, раскланивались. Почему по главной улице? Дело в том, что торговлей занимались в основном евреи, а где торговали, там и селились. Исторически так и складывался еврейский квартал. В еврейской топонимике эта улица называлась «Главне гос» – главная улица. В советские времена все «Главне гос» стали улицами Ленина. Мойше Трескунов |