- А как Вам удалось сочетать обучение в ешиве и музыкальное образование? Вроде бы, каждое из этих занятий не оставляет места ни для чего другого? - Да нет, все сочеталось очень органично. Я учился в ешиве, а параллельно брал частные уроки вокала, мне ставили голос. Ни в каком специальном заведении я не обучался. Знаете, ведь я пою буквально с младенчества! Вы не поверите, но свою первую песню я исполнил в восемь месяцев! Я стоял в кроватке и пел нигун Маараля! Слова, конечно, были неразборчивы, но мелодию я выводил абсолютно чисто. Разумеется, я этого не помню, но родители рассказывали, что знакомые приходили на меня полюбоваться как на какое-то чудо! - А молитву Вы, наверное, начали вести лет с трех? - (смеется) Что нет то нет. Свою первую публичную молитву я провел в 16 лет. Это было в Детройте. - В Вашем роду много музыкантов? - Профессиональных нет, но поют – и прекрасно поют – все без исключения! - А в какой синагоге Вы обычно ведете молитвы? - Во всех синагогах мира! Я езжу по всему свету, веду молитвы в самых разных городах. Где я только не побывал! - Есть ли у Вас какой-то секрет: как сделать так, чтобы молитва дошла до Б-га? - Секрет один: быть хорошим евреем, быть праведным и молиться с кавоной (намерением, устремлением). С этой точки зрения нет разницы между простым синагогальным хазаном (кантором) и светилом с мировым именем! Абсолютно никакой разницы! Кстати, у вас в Петербурге кантор просто потрясающий! - Что бы Вы могли пожелать читателям нашего сайта и всем евреям Петербурга в преддверии Йом Кипура? - Записывайте! Zait Matzliah, breight Mashiah! (Удачи вам! Приведите в мир Машиаха!) И да будут у вас только хорошие новости!
Любезно согласился побеседовать с Анной Бродоцкой и кантор Петербургской Синагоги Григорий Якерсон.
- Григорий, как Вам удалось заполучить Бомгартена в гости? - Его приезд организовал раввин Цви Пинский. Вообще-то Шнеур-Залман Бомгартен приехал по приглашению ФЕОР в Москву, чтобы вести молитвы в осенние праздники. Это своеобразная традиция: на праздники канторы всего мира едут в другие города, чтобы вести там молитву. И вот р. Цви позвонил Бомгартену и предложил дать концерт в Петербурге. Знаменитый кантор еще никогда не был в нашем городе и с удовольствием согласился. - А чем Вы руководствовались, подбирая репертуар для концерта? - Вы знаете, жанр канторского концерта предполагает совершенно определенный репертуар: во-первых, отрывки из молитв, во-вторых, идишские песни. А выбор самих мелодий и песен зависит от желания исполнителя. - То есть, канторский концерт – это распространенное явление? Верно. Для нас такие концерты в новинку, но, скажем, в Америке, Канаде они очень популярны. Благодаря этому канторы там приобретают мировую известность. Иногда канторские концерты организуются на стадионах и собирают огромное количество народу. Это самая широкая еврейская публика, как из религиозных кругов, так и из нерелигиозных. Такие концерты устраивают именно для популяризации еврейской культуры и искусства. Надеюсь, что со временем они войдут в практику и у нас! - Вы и Бомгартен поете очень по-разному. А как бы Вы охарактеризовали разницу в манере вашего исполнения? - Я бы сказал так: моя манера – более академическая, ведь я получил классическое музыкальное образование. А Бомгартен поет более аутентично. У него голос поставлен от природы, всю технику он усвоил через ухо. Поэтому его исполнение звучит более естественно. Вообще существует мнение, что лучше всего, когда кантор – тенор! - Какую, на Ваш взгляд, лепту внес в общее феерическое впечатление от концерта аккомпанемент Хаздана? - Очень значительную! Перед ним стояла трудная задача, но он блестяще с ней справился. Хаздан великолепно чувствует и замысел композитора, и настрой солиста. С ним можно вообще не репетировать! Мы репетировали буквально пару раз, но во время концерта у меня было такое ощущение, будто бы мы выступали с ним вместе всю жизнь! Канторская музыка – вещь очень специфическая. Ее пассажи не зафиксированы потонально, поэтому для грамотного аккомпанемента необходима импровизация. В исполнении Хаздана это была импровизация высшего уровня. - А какое у Вас было ощущение, когда Вы пели с Бомгартеном вместе? Это было ощущение полета. Казалось, что в этот момент ангелы спустились на землю. К этому предрасполагает и сама мелодия. «Авину Малкейну» - одна из центральных мелодий Йом Кипура. В Америке ее знает наизусть каждый еврей, и, когда она звучит в синагоге, все встают и подпевают. Многие ждут этого момента целый год! Кстати, идею исполнить «Авину Малкейну» подал именно Бомгартен! - Что ж, спасибо Вам за беседу и великолепный концерт! |