В последний год правительство Израиля решает судьбу учащихся ешив: будут они служить в армии или нет? В парламенте работает комиссия для разработки нового закона, призванного регулировать этот вопрос, вот уже десятки лет разрывающий израильское общество.
Ситуацию комментирует петербургский раввин Цви Пинский.
- Рав Цви, можно несколько слов об истории вопроса?
- Все началось с самого момента создания государства Израиль. В Холокосте погибли не только 6 миллионов евреев – был также уничтожен весь мир традиционных ешив. В ешивах Израиля на тот момент обучалось всего 400 учеников. Бен Гурион, человек далеко не религиозный, но очень неглупый, понимал, что еврейское государство должно быть еврейским, а для этого необходимо возродить мир ешив. Для учеников ешив была установлена отсрочка от армии, которая действовала все то время, пока продолжалась учеба. При этом работа или учеба в светском заведении не разрешались, нарушителя призывали в армию на общих основаниях. Многие продолжали учебу в ешиве долгие годы, уже после женитьбы и рождения детей.
В 2002 году был принят «закон Таля», согласно которому по достижении 22-летнего возраста ученики ешив получали возможность определиться, хотят ли они продолжать учебу в ешиве, или пойти работать, пройдя сокращенную службу в армии. Довольно скоро стало понятно, что закон не работает: количество харедим (строго ортодоксальных евреев – ред.) в армии практически не увеличилось. В 2012 году закон был отменен.
- А какие аргументы в пользу того, что учащиеся ешивы должны быть освобождены от армии?
- Тому есть глубокие идеологические причины. Существует единодушие между всеми религиозными авторитетами, от Любавического Ребе до великих литовским поским. Их общая позиция заключается в том, что сила еврейского народа – не только в танках. Те, кто изучают Тору, тоже защищают свою страну. Неслучайно колено Леви, служившее в Храме, было освобождено от участия в войнах – они обеспечивали духовную защиту Израиля! При этом важно понимать: харедим не против армии. Любавический ребе говорил, что солдаты, воющие за Израиль, – святые. Но изучение Торы в Эрец Исраэль не менее важно, и останавливать его нельзя… Если вы пройдетесь по Бней Браку или Иерусалиму в 12 ночи и заглянете в любую крупную ешиву – то увидите: там день. Сотни ребят сидят и учат Тору. Они искренне и целиком посвящают этому себя, это их служба!
- Но существуют же в рамках религиозного сионизма «Ешивод Эсдэр», где учеба совмещается со службой в армии? Почему такая система невозможна в ешивах харедим?
- Мы верим, что изучение Торы защищает еврейский народ, разве можно его прерывать? Есть и вторая проблема. С духовной точки зрения армия представляет опасность для ешиботника. Если парня, воспитывавшегося строго в традиции, бросить в армейский мир, на выходе мы получим, как говорится, совсем другой товар…
- Можно ли в принципе говорить о культурном противостоянии двух миров, религиозного и светского?
- Безусловно. Вот уже 66 лет идет «милхемет тарбут» – культурное противостояние. Харедимный мир не ощущает себя частью сионистского этоса. В его глазах истинный Израиль – это то, о чем мы молимся: Б-жественное государство, третий Храм. У светского сионизма – другой сценарий: их «Машиах» уже здесь, государство создано. Противоречие заложено изначально. Другое дело, что, как правило, сторонам удается найти статус кво. Но когда этому идеологическому противостоянию придают политическую окраску, острые столкновения неизбежны.
- В чем здесь заключается политический элемент?
- С точки зрения харедимного мира, происходящее сегодня вокруг призыва в армию – в чистом виде политическая игра. Ведь уже естественным образом, без лишнего шума, в последние годы ситуация налаживались. Были созданы специальные подразделения для харедим, все больше религиозных евреев нашли себя в армии. Если посмотреть, что делает партия «Еш Атид» с харизматичным Лапидом во главе, создается ощущение, что не так уж ей и нужны религиозные в армии. Скорее, нужен весь этот переполох для того, чтобы заработать политические очки. Вместо попыток конструктивно решить проблему, они решили сыграть на человеческих страстях. Харедим, в свою очередь, почувствовали, что их мир оказался под угрозой…
- Какими Вам видятся перспективы этого противостояния?
- Я не верю, что ешивы будут насильственно закрыты, что полиция придет забрать ешиботников в армию. Все ограничится только экономическими санкциями. Я хочу надеяться, что здравый смысл победит, и что все найдут в себе силы договориться между собой.
- Можно ли как-то решить этот конфликт?
- С практической точки зрения – не знаю. Не возьмусь советовать всему израильскому обществу, как следует вести себя. Но Тора учит, что человек должен исправлять в первую очередь собственные недостатки. И тут я убежден, что у религиозной части общества есть что исправить. По сути, весь еврейский народ близок к Торе. Не думаю, что любой израильтянин, задающийся вопросом о том, почему ученики ешив не идут в армию, является противником религии. Сам вопрос – легитимен и понятен. Наша задача – стать более открытыми и показать миру красоту иудаизма. Любавический Ребе никогда не делил еврейский народ на религиозных и нерелигиозных… Если каждый из нас будет вести себя так же, сторонним наблюдателям будет гораздо легче понять позицию религиозной части Израиля.
Беседовала Анна Бродоцкая
|