ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Ассимиляция против антисемитизма

Анна Бродоцкая Ассимиляция против антисемитизма

Министр экономики Израиля Нафтали Беннет заявил, что антисемитизм в Европе не только не объединяет евреев в изгнании, но, наоборот, разобщает их. Причиной этому страх, заставляющий скрывать свое еврейство. Более того, по словам Беннета, существует прямая связь между ростом антисемитизма и ростом масштаба ассимиляции: вступая в брак с неевреями, европейские евреи пытаются «сбежать» от своих национальных корней.

Мы попросили экспертов прокомментировать данное заявление.

Борис Винер, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник социологического института РАН: «Говорить о европейском антисемитизме в целом некорректно»

- Вывод, озвученный Беннетом, в корне неверен. Если обратиться к истории, мы увидим диамметрально противоположную закономерность: чем меньше антисемитизма, тем быстрее происходит ассимиляция. Гонения в средние века привели к еще большей сплоченности евреев. Люди замыкались в общинах и старались поддерживать как можно меньше контактов с внешней средой. В СССР государственный антисемитизм приводил к тому, что многие евреи начинали теснее общаться друг с другом, чем общались бы при отсутствии дискриминации.

В современном мире ассимиляция идет быстрыми темпами. Все больше заключается смешанных браков, рождаются дети, для которых еврейство одного из предков – не более чем интересный факт биографии. Но чем вызваны ассимиляционные процессы?

Ассимиляция обычно усиливается в демократическом обществе, во времена индустриализации и урбанизации. Меняется образ жизни, трудно сохранять традиционные общины, в поисках работы люди переезжают с места на место, рвутся прочные связи.

Вряд ли на эти процессы оказывает серьезное влияние антисемитизм. Это ситуационная вещь. Не пришел бы Гитлер к власти – не факт, что в Германии антисемитские настроения выросли бы радикально.

Тем более что говорить об «европейском антисемитизме» в целом некорректно. В каждой стране антисемитизм вызван своими причинами. Во Франции, очевидно, сказывается приток мусульманского населения. В Венгрии антисемитизм существовал традиционно и был подогрет Венгерской революцией 19-го года, главами которой были евреи. После второй мировой войны в Венгрии еврее поддерживали коммунистов, что опять-таки не нравилось многим венграм. И сейчас недовольные экономической ситуацией в этой стране опять-таки обращаются к поиску привычных козлов отпущения.

А в Чехии, которая была оккупирована нацистами, наоборот, отношение к евреям очень лояльное, по принципу «враг моего врага – мой друг». Где-то антисемитизм вызван политикой страны относительно ближневосточного конфликта. Где-то происходит рост неонацизма.

Ассимиляция и антисемитизм в современных реалиях могут нарастать одновременно, но это совершенно независимые и не сводимые друг к другу процессы.

Полагаю, что такие недостаточно обоснованные в научном плане заявления могут быть выгодны израильским политикам и чиновникам, которые по разным причинам заинтересованы в росте алии.

Дмитрий Ясинский, социолог, социологический факультет СПбГУ: «Почему мы не носим кипу вне дома? У людей могут быть самые разные объяснительные стратегии».

- Данные, которые я наблюдал, свидетельствуют о том, что ассимиляция действительно имеет место. Другое дело, вызвана ли она антисемитизмом? Заявление Беннета выглядит необоснованным. Чтобы сделать такой вывод, следовало бы провести полноценное социологическое исследование, объясняющее ассимиляционные процессы через проявления антисемитизма. Причем анализировать ситуацию нужно было бы не в Европе в целом - это с научной точки зрения некорректно - а в каждом отдельном государстве.

Исследуя динамику антисемитизма, я бы обратился в первую очередь к статистике данных по преступлениям на национально-религиозной почве за последнее время (например, 5 лет). Подчеркиваю – именно по совершенным преступлениям, поскольку такие категории как «опасения» и «боязнь» слабо фиксируемы методами эмпирической социологии. Опасения, которые выражают респонденты, не могут быть объективным критерием. У людей могут быть самые разные объяснительные стратегии: «Не ношу кипу, так как боюсь». Чего боюсь, есть ли реальные основания для опасений? Может быть, причины того, что человек не хочет носить кипу вне дома, совсем в другом.

Далее эти данные я бы сопоставил с динамикой процессов в еврейских общинах: такими, как рост или снижение количество членов общины, количество браков внутри общины и смешанных браков, рост или снижение количества детей в еврейских школах и молодежи, продолжающих еврейское образование после школы.

КСТАТИ
Между тем, в Израиле разгорается скандал, вызванный романом Яира Нетаниягу, 24-летнего сына премьер-министра Биньямина Нетаниягу, с нееврейкой, гражданкой Норвегии Сандрой Лейканер.

«Ваш отец переворачивается в гробу из-за того, что делает ваш сын», – говорится в письме, которое направили премьер-министру представители движения «Леава» по борьбе с ассимиляцией.

«Глава правительства требует от палестинцев признать Израиль еврейским государством, но его внуки могу быть неевреями», – пишет ультраортодоксальное издание «Кикар а Шабат».






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї