Большинство постов в еврейской традиции так или иначе связаны с разрушением иерусалимского Храма. Самый известный из них – 9 Ава: именно в этот день в разные эпохи был разрушен и Первый, и Второй Храм. Пост 17 Тамуза связан главным образом с событиями, которые привели к разрушению именно Второго Храма. А вот мало известный широкой публике пост 10 Тевета установлен в память именно о событиях, которые привели к разрушению Первого Храма.
Что произошло в этот день? Вавилонский царь Навуходоносор начал блокаду Иерусалима. Буквально через несколько месяцев после этих событий Храм был разрушен. По сути, это стало началом уничтожения еврейского государства. Еврейский царь Цидкиягу, правивший в то время, был последним представителем легитимной царской династии, ведущей свой род от царя Давида.
Надо сказать, что пророки задолго до этих трагических событий предупреждали предков Цидкиягу о том, что поведение народа неугодно Вс-вышнему. К сожалению, этому предупреждению никто не внял.
В этом году – редкий случай – пост 10 Тевета выпал на пятницу, так, что нужно поститься некоторое время после зажигания субботних свечей. Более того: наши мудрецы говорят, что, если бы этот пост выпал на субботу (чего, согласно устройству еврейского календаря, быть не может), его бы не передвигали на следующий день, как это делается в случае с другими постами, а постились бы в шабат. Несмотря на то, что шабат – день радости и веселья. Это говорит об особом статусе и значимости этого поста.
В чем отличие между Первым Храмом и Вторым, отстроенным через 70 лет после разрушения Первого? Первый Храм был гораздо эффектней – и внешне, и внутренне. В Талмуде сказано, что десять чудес, происходивших в Первом Храме, в эпоху Второго Храма прекратились. Самая главная принадлежность – Ковчег Завета, хранившийся в Святая Святых, – находилась в Первом Храме, а вот во Втором – уже нет. В Талмуде ведется целый спор о том, куда он мог исчезнуть. Наконец, Первый Храм был разрушен из-за таких грехов, как убийство, идолопоклонство и прелюбодеяние. Второго Храма еврейский народ лишился из-за другого греха – беспричинной ненависти.
Почему Вс-вышний допустил разрушение Храма?
В Торе Храм называется «Мишкан» – от слова «Шехина», Б-жественное присутствие. Однокоренные слова в иврите обычно тесно связаны не только семантически, но и своим внутренним, глубинным смыслом. Еще одно слово, происходящее от этого корня, – «Машкон», залог. Мишкан, Храм, – это залог, который взял у нас Вс-вышний. Он отдаст его нам, когда мы вернем Ему долг. Что мы задолжали Творцу? Давайте разберемся. Согласно философии иудаизма, задача всего творения – раскрытие в мире Б-жественности. Люди напрямую не ощущают Б-жественность так, как ощущают свое собственное бытие. Для того, чтобы раскрыть Б-жественную суть вещей, и существуют заповеди Торы. Когда в Иерусалиме стоял Храм, в мире было место, где ощущение Б-жественности было явным и очевидным. Храм был тем центром, от которого энергия и жизненность распространялись на весь мир. Но когда евреи согрешили, повернулись к Б-гу спиной, Храм перестал быть нужен. Ведь Храм – это не более чем монитор компьютера. На нем отражается только то, что есть на жестком диске. Если на «жестком диске» – в сердце еврейского народа – нет Вс-вышнего, так зачем создавать иллюзию Б-жественного присутствия? Именно поэтому и был разрушен Храм.
Но Вс-вышний не отказывается от нас. Придет день, говорит нам Б-г, и Я вернусь к вам. Главное – чтобы сердце еврейского народа снова начало биться в правильном ритме. И тогда у нас снова будет Храм. Это то, чего мы ждем и о чем молимся.
|