ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Фестиваль Льва Додина. 2

Эскиз «Наш класс» по пьесе польского драматурга Тадеуша Слободзяника «Одноклассники. История в XIV уроках» напрямую связан с историей еврейского народа.
Основой для пьесы стали драматические события июля 1941 года: большая группа живших в Едвабне поляков приняла участие в жестоком уничтожении почти всех тамошних евреев, включая местного девяностолетнего раввина.
Вермахт занял Едвабне уже в первый день вторжения в Советский Союз — 22 июня 1941 года. Поскольку среди местного населения было сильно убеждение в том, что евреи являются опорой советской власти, антисемитские инциденты не заставили себя долго ждать.
Поляки убивали своих соседей камнями, палками, топорами, мучили, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, отрубали головы. Простые обыватели играли в футбол отрезанной головой учителя иврита. Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами.
10 июля, около полутора тысяч оставшихся в живых евреев были загнаны в овин и сожжены живьем. По дороге к месту сожжения поляки постарались сделать шествие евреев шутовским. Их построили в колонны по четыре во главе с раввином, которого заставили нести красное знамя, принудили играть оркестр, заглушавший крики жертв.
Действие пьесы начинается в небольшом городке на востоке Польши – Едвабне в конце 20 х годов, судьбы персонажей – польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса – прослеживаются вплоть до наших дней, а у десяти героев пьесы есть реальные прототипы.
Герои вместе учатся, играют, взрослеют, а во время войны становятся друг для друга жертвами и палачами. Но пьеса не о том, кто плохой, а кто хороший, она в последнюю очередь обличительна. Скорее она о порочном круге зла, о механизме, приводящем в движение зло, которое невозможно остановить и которое ломает судьбы всех героев.
Основную мысль пьесы можно передать словами крупнейшего исследователя зла ХХ столетия – Ханны Арендт: «Уже много лет мне встречаются немцы, которые признаются, что им стыдно быть немцами. И всякий раз я испытываю соблазн ответить им, что мне стыдно быть человеком».
Пьеса и о разрушенных ожиданиях – все герои в начале пьесы декларируют, какую профессию они для себя выбрали, кем они хотят стать или даже не сомневаются, кем они станут. Лишь в конце становится понятно, что намерения их оказались тщетными, разочарования огромны, а смерть неминуема.

События в Едвабне – историческая справка
Долгое время ответственность за 1600 убитых в Едвабне еврееях лежала на фашистских оккупантах, на них и списывалось это преступление против человечества.
В мае 1949 года, в Ломже состоялся суд над двадцатью двумя поляками, принимавшими участие в убийстве евреев Едвабне. Большая часть обвиняемых получила от 8 до 15 лет тюрьмы, а один был приговорен к расстрелу, но позднее приговор заменили 15 годами лишения свободы. Сам процесс прошел без огласки, в печати о нем ничего не сообщалось, и в стране об этом практически никто не знал.
В 2000 году вышла книга американского исследователя польского происхождения Яна Томаша Гросса с названием «Соседи». Эта книга вызвала в польском обществе шок, ибо подрывала миф об исключительном мученичестве и жертвах польского народа. Публичное обнажение страшной правды внезапно превращало жертву в палача, лишало национальное историческое сознание позитивной самоидентификации, с чем, разумеется, не было готово согласиться большинство, и по вопросу о Едвабне в польском общественном мнении произошел раскол.
«Мы не можем как нация признавать только то, что это нам причиняли страдания. Я хотел поделиться историей о том, как мы сами можем заставлять других страдать», — говорил Слободзянек.
Данные правительственной комиссии, расследовавшей события в Польше говорят о том, что поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны во время Второй мировой войны.
Торжественная церемония памяти погибших состоялась в Едвабне 10 июля 2001 года А. Квасьневский выступил с речью, в которой признал ответственность поляков за гибель евреев Едвабне, заявив: «...как гражданин и как президент Польской Республики я прошу прощения... от своего имени и от имени тех поляков, чью совесть терзает это преступление... кто считает, что нельзя гордиться величием польской истории, не испытывая одновременно боли и стыда за то зло, которое поляки причинили другим».
Институт национальной памяти издал два тома исследований и документов «Вокруг Едвабне» (2002), вышла документальная книга Анны Виконт «Мы из Едвабне» (2004); режиссер Агнешка Арнольд сняла телевизионный документальный фильм «Соседи» (2001), Рафал Бетлеевский в 69 ю годовщину трагедии в Едвабне устроил перформанс: сожжение овина, куда были помещены записки поляков, содержащие «все недоброжелательные мысли о евреях, которые когда либо возникали в наших умах и которые нас тяготят».
Пьесу в 2008 году читали в тель авивской «Табиме», в сентябре 2009 года в Национальном театре в Лондоне состоялась ее мировая премьера, в варшавском «Театре на Воле» она была поставлена осенью 2010 года. Тогда же «Одноклассники» были отмечены главной литературной премией Польши Нике.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї