– Это уже второй фестиваль Талмуда?
– Да. А если быть более точным, третий. Потому что первый фестиваль состоялся в Париже еще
На фото: р. Авроом Вайнгорт
в петербургской Синагоге. Фото Е. Рабинковой |
в 1960-х годах. Защита докторской диссертации Авраама Вайнгорта была названа в парижской прессе «фестивалем Талмуда». Он – очень большой знаток по еврейскому праву, и его защита диссертации много лет назад была именно так встречена публикой. Мы решили использовать название «Фестиваль Талмуда» для наших встреч.
– Разве Талмуд может быть фестивальным действом?
– Талмуд многие воспринимают как сухой сложный текст, посвященный непонятным вопросам Галахи. На самом деле, это очень динамичная и яркая книга, наполненная спорами и даже игрой, шутками. Давно говорят, что Талмуд стал для евреев еще и чем-то вроде театра для греков.
Фестиваль – очень естественное слово для Талмуда, потому что Талмуд нужно разыгрывать. Что происходит при его изучении в ешиве? Сидят два ученика и обсуждают спор, случившийся две тысячи лет назад. Мы разыгрываем сейчас тот же спор мудрецов. Главное здесь – чистая импровизация и открытость разговора. Вы всегда можете попытаться оспорить какую-то точку зрения, встать на позицию того или иного мудреца и принять в этой дискуссии участие.
– Чем нынешний фестиваль будет отличаться от прошлогоднего?
– Прошлогодний был чистым экспериментом, обсуждавшиеся на нем темы были очень разными. Сейчас у нас одна большая тема, мы будем всесторонне рассматривать речь и язык с точки зрения еврейской мысли. Эта тема затрагивает взаимоотношения между людьми. Один из величайших талмудистов, раввинов начала XX века Исраэль Меир Коэн (Хафец Хаим) сказал, что главная беда нашего времени – злоязычие, лашон а-ра, из-за которого еврейский народ может оказаться в бедственном положении, а мир погибнуть.
– Расскажите, пожалуйста, о раввине Аврааме Вайнгорте, который проводит этот фестиваль.
– Рав Вайнгорт – ученик рава Иехиэля Вайнберга, одного из крупнейших раввинов XX века, руководителя Берлинской раввинской семинарии в довоенное время, который сочетал в себе величайшую еврейскую ученость с величайшей европейской образованностью. Позже учителем рава Вайнгорта был легендарный раввин Маниту (рав Иегуда Леон Ашкенази), в 1960–1970-х годах – неофициальный интеллектуальный лидер Израиля. Будучи ортодоксальным раввином, он дал новый, свежий взгляд на многие вещи. А третий его учитель, Хазан из Лозанны, известен как человек, преподававший Тору с помощью шуток и напоминавший Гершеле Острополера. Рав Вайнгорт основывается на всех этих традициях. Он приезжает в Петербург, потому что любит этот город и находит здесь родство, он человек, в чем-то ментально близкий Питеру: Петербургу близок культурный взгляд на иудаизм, глубина и желание понять все по-настоящему, разобраться. И рав Вайнгорт постоянно находит здесь простых, небольших талмид-хахамов, которые, как он утверждает, рассказывают ему очень много нового. Он бывает в Питере со второй половины восьмидесятых годов. Еще в 1989 году он читал в Синагоге лекцию на идише.
Записаться на фестиваль Вы можете по тел. 713-8186. Приглашаются все, кто интересуется еврейской культурой. Предварительный опыт изучения Талмуда или знания иврита не требуются. Подробное расписание смотрите здесь
|