ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Что скрывает еврейский дедушка от своего внука?

Роман Овчинников Что скрывает еврейский дедушка от своего внука?

Из архива безродного космополита Гриншпуна
В моих руках почти разваливающаяся афиша середины 30-х годов. То, что на ней имя моего деда Изакина Гриншпуна, неудивительно. С начала 30-х он работал театральным режиссером, и афиш в доме у меня очень много. А вот какого театра эта афиша – меня очень даже удивило.

Поразившая меня находка – афиша музыкальной комедии Харьковского государственного еврейского театра «Цузогн ун либ обн…» (Начало идишской пословицы «Обещать и любить денег не стоит») режиссера Гриншпуна. Дома он никогда и не заикался о том, что, оказывается, работал в еврейских театрах, тем более говорит на идише. А я его спрашивал… В домашних шкафах рылся я не просто так. На днях отмечалось 100-летие со дня рождения дедушки. И мне необходимо было найти несколько документов, связанных с его именем. Но так всегда бывает. Кладешь кипу бумаг, начинаешь разбирать – а что попадется в следующую секунду, никто не знает.

Большинство членов моей еврейской семьи с начала 20-х начали собираться в Ленинграде. Дедушка Изакин (имя это нееврейское, им самим придуманное и, чтобы найти в поисковике деда, мне не надо набивать фамилию, только имя – чудо, но он такой один) начинал учиться в Ленинграде техникуме для артистов на Моховой, 34 в 1932 году. Любопытно, но профессия артиста высшим образованием не считалась, по факту приравниваясь к современным ПТУ. Более того: чтобы стать артистом или режиссером, надо было получить рабочую практику. И мой дед проходил ее на каком-то заводе слесарем… Проучившись год в Ленинграде, Изя переехал в Харьков. Это не было понижением в статусе, будто бы полустоличный режиссер уезжал куда-то на Украину, которая тогда еще и была вдвое меньше нынешней. Тогдашняя столица Украины, Харьков, была одним из центров театрального искусства – русского, украинского, еврейского.

После войны переехав во Львов, дед работал в нескольких театрах. После войны советским людям необходима была отдушина. И Изакин – один из тех, кто возродил забытый к тому моменту жанр советской оперетты. Созданный им Львовский театр музыкальной комедии первым поставил легендарную оперетту Дунаевского «Вольный ветер», были прекрасные рецензии на советскую оперетту «нового образца». Но буквально через два года после создания Львовской музкомедии то, за что хвали деда, стало пунктами обвинительного заключения против него. Параллельно в стране развивалось два дела – евреев врачей-убийц и «космополитов-убийц» – тоже понятно, какой национальности.

Так в этой истории появляется второй артефакт из шкафа. Во «Львовской правде», заботливо сохраненной Изакином Абрамовичем, есть передовица «До конца разоблачить космополитов-антипатриотов и их подручных». Акценты расставлены так, чтобы не было никаких сомнений: именно евреи виноваты во всех аспектах культурных просчетов, от литературы до режиссуры. Материал пестрит фамилиями безродных космополитов: Л. Санов (Смульсон), Адельгейм, А Баумштейн, И. Гриншпун, Г.Штайн… «И другие скрывшиеся под псевдонимами Н.Петрова (Штейнберг), Бродовский (Ицкельсон)», – пишет газета. Деду посвящено много, абзаца четыре. Спектакли Гриншпуна – а ставил он во многих Львовских театрах – неожиданно оказались «сделанными наспех, халтурно, носят печать ремесленничества, имеют грубые формалистические искажения». Неизвестный автор громит теорию деда, под которой подпишется любой артист: «По мнению новоявленного 'теоретика', артисту вовсе необязательно иметь специальное даже среднее образование, если он обладает каким-то 'особым чутьем', 'даром завладевать публикой'. По Гриншпуну выходит, что благородное искусство может нести в массы любой невежда».

Деда не посадили. Или не успели. Он уехал в Черновцы, а через несколько месяцев вернулся в театр. Но та командировка в Черновцы не прошла для дедушки даром. Он познакомился с легендарным режиссером Николай Павловичем Акимовым.

Так появляется третий артефакт. Правда, его мне искать не надо, он всегда перед глазами. Своего нового знакомого Акимов (а он был не только великий режиссер, но и прекрасный художник) тут же нарисовал. Правда, портрет подарил только через 17 лет, когда дед второй и последний раз переехал в Ленинград и стал работать у Акимова. Кстати, сам Львовский театр в конце 1953-го года переехал в Одессу. И в историю театрального искусства вошел как Одесский театр музыкальной комедии. В свою очередь, во Львов из Одессы был переведен драмтеатр. В этом не надо искать логики, просто воспринять как есть. В Одессе дедушка вместе с Дунаевским работал над опереттой «Белая акация». Перед тем как Дунаевский начал писать музыку к оперетте, он прилетел в Одессу – посмотреть город «вживую» и найти будущее место действия. Композитор и режиссер долго гуляли по городу – и наконец нашли «тот самый» дворик. А главная песня из их совместного спектакля стала гимном Одессы.

И, наконец, четвертый артефакт, его найти было совсем тяжело. Размером он со спичечную коробку и выпал в руки случайно из какого-то конверта. Благодаря нему я выяснил, что советские газеты не врут. «Львовская правда» была права не только в том, что артисту образование не требуется. О том, какую роль играли евреи в театральной жизни страны, говорит еще кусочек пожелтевшей бумажки. Это программка «Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей хоров в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции». Оперетта «Дарите любимым тюльпаны». И на ней семь фамилий создателей спектакля: композитор О. Сандлер, авторы – А. Губерман, А. Шнайдер, режиссер И. Гриншпун, дирижер И. Кильберг , художник Л. Файленбоген, балетмейстер Н. Дельсон.

Вот такая оперетта в 3 действиях в честь 40-летия Октября!






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї