Дарина Папиашвили Израильская художница-психоаналитик проводит выставки в Петербурге
Известная израильская художница, автор загадочной матричной теории визуальности и психоаналитик Браха Лихтенберг-Эттингер представляет свой проект «Пост Памяти» в рамках ежегодного фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», который проходит в Санкт-Петербурге с 14 сентября по 13 октября 2013.
Познакомиться с творчеством, без сомнения, неординарной и талантливой личности можно на двух площадках – в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), где представлена первая часть «Пост памяти 1», а также в Музее сновидений Зигмунда Фрейда, где можно увидеть «Пост памяти 2».
«Пост памяти» – это более 50 графических и 20 живописных работ, записные книжки автора, видео-работы и инсталляция. Проект посвящен теме травмы, памяти, забвения, временных и пространственных изменений восприятия, Холокоста и тождественных для всех людей переживаний и страхов.
Важной частью экспозиции «Пост памяти» являются архивные документы, сохранившиеся со времен фашизма в Европе, дневники и фотографии тех лет. Рассуждая о трагедии Холокоста и о сложившейся политической ситуации на территории современного Израиля, Браха Лихтенберг-Эттингер задается вопросом о том, есть ли место искусству в этом государстве, поскольку живопись, как и поэзия, зачастую воспринимается не сразу, а лишь спустя много лет. «Есть ли у нас эти годы?» – грустно вопрошает автор.
Браха Лихтенберг-Эттингер – не посторонний человек для нашего города. В далеком 1993 году она уже приезжала в Санкт-Петербург, чтобы представить свою выставку в Этнографическом музее, участвовала в создании музея сновидений З.Фрейда, что на Большом пр. П.С. В те же годы она знакомится с культовыми для культурной среды Петербурга персонажами В. Мамышевым-Монро и С. Бугаевым (Африка), с которым обнаруживается общая для обоих сфера интереса – психоанализ, терапия и сумасшествие. Напомним, что в 1993 году С. Бугаев поступил в Крымскую Областную Психиатрическую больницу №1 в качестве мнимого больного, где организовал выставку «Герои СССР». Для самой художницы размышления на тему сумасшествия, личности больного и терапии воплотились во впечатляющей картине «Безумная», которую автор, что любопытно, отождествляет с собой. Этому есть неожиданное объяснение. Творчество Лихтенберг-Эттингер интересно в числе прочего тем, что при арт-терапии, которая широко используется при лечении пациента, именно последний традиционно является субъектом творческой деятельности, в данном же случае творит сам психоаналитик. По признанию художницы, толчком к этому послужили заметки З.Фрейда об искусстве и состоянии тревожности, которое испытывает человек при соприкосновении с арт-объектом. На своей лекции в Молодежном Центре Эрмитажа, проходившей при поддержке Генерального Консульства Израиля в Санкт-Петербурге и где нам удалось побывать, Браха так объяснила свой замысел: «Я работаю со страшными образами и сама вкладываю себя в них – мне кажется, они могут не только ранить, но и излечить». К сожалению, автор умолчала об эффективности такого лечения.
Как стало ясно из выступления художницы, помимо психоанализа и фрейдистского наследия источником вдохновения служит для нее и родной язык. Отталкиваясь от полисемантичности ивритского слова «Makor» (источник, происхождение, письменный памятник), она пишет одноименную картину, значение которой можно трактовать достаточно широко, находя все новые смыслы благодаря многозначности названия.
К сожалению, «культовая и наиболее влиятельная художница последних десятилетий», как обозначили лектора в афише, говорила на английском языке, а не на родном иврите. Это создавало некоторый барьер восприятия. Однако можно не сомневаться, что ее яркие и выразительные произведения будут говорить сами за себя.
Работы Брахи Лихтенберг-Эттингер интересны не только своей концептуальной составляющей, но и необычностью исполнения – это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем много раз услышать или прочитать. Приходите! До середины октября время есть.
|