Елена Макарова приехала в Петербург на несколько дней, чтобы провести семинар по арт-терапии. Постоянно она живет в Израиле, но во многих странах ее знают именно как арт-терапевта, продолжателя метода Фридл Дикер-Брандейс. - Чему вы учите? - Я учу свободе, - не задумываясь, отвечает Елена.
Искусство свободы Свобода и искусство в сознании Елены связались в 70-е годы. В 1977 году ей было 26, и она преподавала лепку детям в московских Химках. Елена рассказывает: - Многие из этих 5-6-летних советских малышей демонстрировали хорошие художественные способности. У них была развиты фантазия, образное мышление. Но вот, что странно: почти все эти мои ученики не могли собрать предметы в композицию. Кроме того, они были «изуродованы» книжками-раскрасками: раскрашивая, боялись выйти за контуры. Все, что эти малыши делали, было творчеством несвободных людей… В 1987 году муж привез Елене из Чехословакии тоненькую книжечку под названием «Рисунки детей концентрационного лагеря в г. Терезин». В книжке были репродукции около полутора десятков работ. Эти рисунки ее потрясли: столько свободы в них было; так, опять же, свободно дети создавали композиции. Тогда же она узнала только, что была некая женщина, которая в Терезинском гетто занималась с детьми рисованием. И звали ее Фридл Дикер-Брандейс.
Столкновение с Фридл
Фридл Дикер-Брандейс
| Автор этого материала познакомился с жизнью и работой Фридл в гетто именно через Елену Макарову, если можно так выразиться. Это произошло спустя несколько лет после того, как сама Елена впервые увидела рисунки учеников Фридл. Я прочитала материал о Фридл в «Огоньке» -- в том самом, легендарном, перестроечном. Автором текста была Елена Макарова. Я навсегда запомнила лицо Фридл на фото – ее огромные, веселые, лучистые глаза. Я запомнила ее лиричные, тонкие акварели. Я не забуду рисунки ее маленьких учеников. А история не потрясти не может: Дикер-Брандейс занималась с 10-12-летними учениками в разные дни, в разные годы (с 1942 по 1944). И дети
Рисунок Фридл Дикер-Брандейс
| были разные. С 1942 по 1944 не менялось только место. Всего учеников было 620. Войну пережили примерно 100. Остальные, как и их учительница, превратились в прах в печах Освенцима. За два года в гетто Фридл проводила пять так называемых транспортов, которые увозили ее маленьких учеников в Освенцим. Но она продолжала работать: к ней приходили новые маленькие любители рисования. Не все они обладали художественными способностями – они шли на «запах» праздника, который рождает чувство внутренней свободы. А его Фридл умела «извлекать» из людей, как никто другой… |
Елена Макарова
| Круг замкнулся. В Интернете я нашла сайт Елены Макаровой, позвонила ей по телефону, указанному там. Мы встретились с ней в Питере. Елена Макарова – маленькая худенькая женщина. Она кутается в яркий теплый шарф. Она отвыкла от российских холодов. Она продолжает рассказ о Фридл, которая уже больше двадцати лет сопровождает ее в жизни. - После пражских событий 1968 года я из чувства протеста выучила чешский язык. Его знание очень помогло мне в разговорах с теми, кто знал Фридл. Я приехала в Чехословакию в 1988 с тем, чтобы узнать о ней как можно больше. В Еврейском музее мне показали рисунки детей Терезинского гетто. Помню, как я сидела за столом, а работы все выносили и выносили. Тогда я увидела около 600 рисунков из 5000.
Метод Фридл Следующие годы Елена собирала сведения о Фридл. Она нашла ее знакомых, друзей и учеников: некоторые из них, выживших в Терезине, потрясенные ее
Обложка книги Елены Макаровой «Фридл»
| уроками, сами стали арт-терапевтами. Елена Макарова сняла документальный фильм, герои которого – свидетели жизни и деятельности Фридл – рассказывают о ней. Макарова – куратор 38 выставок серии «Культура под гнетом нацизма». Она – автор более сорока книг. В своих работах она не только рассказывает о методах арт-терапии, но и исследует вопрос о том, насколько культура способна противостоять варварству. Спрашиваю: - В чем состоял метод Фридл? - Когда я, абсолютно оглушенная, сидела в Еврейском музее в Праге и смотрела работы учеников Фридл, я обнаружила на обратной стороне некоторых рисунков знакомые мне упражнения, которые арт-терапевты предлагают своим ученикам. Например, ритмические линии: это когда человек что-то напевает и одновременно «рисует» звуки, которые издает. Это упражнение из серии «Как дышать рукой». Я видела абсолютно гармоничные, законченные композиции – то, что не смогли изобразить мои маленькие ученики из Химок, вполне
Мальва Шалек. «Двор»
| благополучные, любимые родителями дети, которым не грозила гибель в ближайшие месяцы…. Что же Фридл делала с детьми? В своей книге «Фридл» (издательство «Новое литературное обозрение, 2012) Елена Макарова приводит рассказ об одном занятии от лица самой Фридл: «Я расстелила на полу старые обои и заставила всех рисовать углем под звук моего голоса: вот идет поезд -- чух-хух-чух… под ним сотрясаются рельсы -- тадам-тадам… тадам-пам-пам… Нет, вы скованы! Дам-ка я вам диктант! Маленький человечек -- рисуем -- дирижирует большим симфоническим оркестром… Смотрите на меня, я -- маленький человечек, а передо мной море людей, и у каждого свой инструмент, и у каждого инструмента свой звук»…
Упражнение с цветом
| А вот рассказ одной из выживших учениц - подопечных детского дома в гетто, где работала Фридл: «Фридл влетала в комнату, распределяя материал, она, разумеется, говорила с нами, она все время была с нами, пока мы работали. Уроки были короткими. Мы работали интенсивно и, как помнится, в тишине. Она давала нам тему для воображения. Например, поле, по нему бредет лошадь… может быть, она нам показывала какой-то образец или картину... Про коллаж с лошадью я точно помню. Фридл приносила нам обрезки цветной бумаги и показывала, как делать коллаж. Я не думаю, что она учила нас, как именно рисовать пейзаж или выклеивать его... не помню... Она говорила, как приступать к рисованию, как смотреть на вещи, как мыслить пространственно. Как мечтать о чем-то, как воображать что-то, как желать делать что-то, как претворять фантазии... Не помню, чтобы она общалась с нами по отдельности, скорее это был контакт со всей группой… Каждый урок она меняла техники -- то коллаж, то акварель, то еще что-то... У нас не было никаких материалов, все приносила она. После уроков она собирала рисунки и уходила. Урок кончался так же стремительно, как и начинался. Я панически боялась конца. Я готова была продолжать до ночи… Мы жили на верхнем этаже детского дома. И рисовали из окна небо, горы, природу… Наверное, это особенно важно для заключенных -- видеть мир по другую сторону, знать, что он есть… Наверное, это относится и к Фридл. Мне было важно знать, что она существует, что она есть. Стихия свободы… при ней все выходило как бы само собой».
Упражнение с переходом цвета и формой
| Дикер-Брандейсова также предлагала ученикам копировать композиции картин старых мастеров. Упражнений было много, она была неутомимой выдумщицей. Елена Макарова продолжает: - Фридл была выпускницей Баухауза – Высшей школы строительства и художественного конструирования в Веймаре, очень прогрессивного учебного заведения, которое фашисты закрыли в 1933 году. Она адаптировала для работы с детьми методику своего учителя Иоганнеса Иттена – руководителя Баухауза. Арт-терапией с детьми она начала заниматься еще до войны. В Терезине она отточила мастерство. Вообще, концлагерь изменил ее. Те, кто знал ее до него, говорили, что Фридл была резкой, темпераментной спорщицей. А те, кто помнит ее в Терезине, говорили о ней чуть ли не как об ангеле, спустившемся с небес. До гетто она была не самым организованным человеком: работы свои не датировала и не подписывала. В Терезине она не только аккуратнейшим образом подписывала работы учеников – она складывала их по урокам. Фридл думала, что останется жива и продолжит эту работу. Может, так бы и случилось… Но она сама записалась на отправку в Освенцим, чтобы быть там вместе со своим мужем Павлом Брандейсом, отправленным раньше. При этом сам Павел чудесным образом остался в живых. Впрочем, не совсем чудесным: Павла, бухгалтера по специальности, Фридл еще до всего заставила выучиться плотницкому делу. Поэтому он прошел селекцию в Освенциме и был отправлен в трудовой лагерь. Терезинский концлагерь-гетто использовалось фашистами для обмана мирового общественного мнения. И хотя в этом «образцово-показательном еврейском поселении» умерло от голода и болезней 30 тысяч заключенных, евреям в нем разрешали «мероприятия досуга». И они ставили спектакли, играли концерты, читали лекции, учили детей рисовать. Школы не разрешались, поэтому детей обучали школьным предметам на кружковых занятиях. Преподаватели этой импровизированной школы в области методики шли далеко впереди своего времени. Например, тогда уже проводили междисциплинарные уроки! И втайне от немцев они ставили детям оценки, занося их в личные записные книжки.
Спасение искусством Терезинское гетто было, если можно так выразиться, высоко интеллектуальным. Все это не мешало немцам аккуратно отправлять его узников в газовые камеры Освенцима… - Фридл практиковала индивидуальный подход к ученикам? - Конечно. Была такая девочка – Хелена Мандрова. У нее был нелегкий характер, она состояла в конфликте с остальными детьми. А Фридл увидела в ней незаурядные способности, поэтому, чтобы отвлечь Хелену от неприятных впечатлений, она давала ей самые сложные, трудоемкие задания. Однажды Дикер-Брандейс предложила ей создать из подручного материала – конторских бланков – коллаж, изображающий знаменитый Пражский град. И девочка выполнила задание с блеском. Фридл интересовалась способностями каждого ученика и оценивала их объективно, предлагая посильные задания.
Хелена Мандрова (12 лет). "Пражский град". Коллаж из бланков
| В память о не любимой остальными маленькими узниками 12-летней Хелене Мандровой, вскоре сгинувшей в Освенциме, остался этот прекрасный коллаж… Те, кто занимался с детьми в Терезине даже проводили методические семинары. Немецкое начальство требовало от них отчетности – благодаря этому сохранились тексты докладов преподавателей. Вот отрывок из сообщения Фридл: «Предписывая детям путь (а они развиваются вовсе не одновременно и не однонаправленно), мы на самом деле сбиваем их с пути. Ограничивая поле творческого поиска, мы мешаем развитию личности, уводим ребенка от попытки самостоятельно определить сферу своих способностей, а самих себя -- от понимания характера этих способностей. Наши предрассудки и притязания в отношении детских рисунков вытекают по большей части из ложных представлений о самом ребенке и о том, что он имеет сообщить. Взрослые закоренели в своих мнениях об «эстетических ценностях» -- они сами когда-то не справились со своими трудностями, просто подавили их в себе под воздействием страха. А теперь хотят как можно быстрей, в массовом порядке, уподобить себе детей! Но так ли уж мы счастливы и удовлетворены собой?»
И в заключение – из воспоминаний еще одной ученицы: «Она была уверена, что все могут рисовать, поэтому ее главной задачей было найти способ, как ввести детей в такое состояние, чтобы они рисовали. Моя мама Роза заведовала детским домом, они очень дружили с Фридл, много с ней говорили. Мы были полуголодными, больными и в таком состоянии рисовали. Иногда Фридл приходила с какой-то вещью или книгой… Чтобы руки нас слушались, мы делали высвобождающие упражнения, и только потом она давала задание, например, по какой-то картине, в конце урока мы рисовали свободно. “Ни о чем не думайте, просто рисуйте, это само по себе такое счастье”… И мы в тот момент действительно ощущали себя счастливыми». Искусство не спасло детей от физической гибели, но оно наполнило смыслом их лагерную жизнь.
|