Может ли еврей ощущать себя евреем, если он живет в России и привык считать себя светским человеком? Можно ли соблюдать Тору и заповеди, не отказываясь при этом от интеллигентного воспитания и впитанной с молоком матери «великой русской культуры»? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к внутреннему смыслу праздника Песах. Говорят наши мудрецы, что в каждом поколении мы должны чувствовать себя так, как будто бы это мы вышли из Египта. Все действия пасхального седера(кстати, это самый популярный еврейский ритуал, в котором участвует 88 процентов населения Израиля, включая даже далеких от религии людей) направлены на то, чтобы ощутить горечь рабства и сладость избавления. Но об Исходе из Египта положено вспоминать не только в Песах. В кидушеперед трапезой любого еврейского праздника мы произносим слова: «Зехерлециатмицраим» – «память об исходе из Египта». Наконец, Исход упоминается в молитве «Шма», читаемой дважды каждый день. Это говорит о том, что память об Исходе – это не какой-то второстепенный момент, а центральная, основополагающая идея иудаизма. Великий вероучитель Рамбам (Маймонид) говорит, что до Исхода из Египта евреи были одной большой семьей. И лишь после Исхода из Египта они стали народом. То есть, Песах можно воспринимать как день рождения нашего народа. Описывая Исход, Тора (Ваэтханан 4:34) говорит о Вс-вышнем так: «Лакахтаэт гой микерев гой» – «Взял народ из среды народа». Обратите внимание: здесь употребляется одно и то же слово «гой» (если вы не знали, оно переводится как «народ»!) для обозначения народа Израиля и египтян. Если развить аналогию с рождением еврейского народа, можно сказать, что Египет – это чрево, а евреи – зародыш. Понятно, чем зародыш отличается от уже родившегося человека: несмотря на то, что у него есть все части тела, он еще – не самостоятельная величина: он питается тем же, что и мать, перемещается лишь вместе с ней и т.д. Только после рождения ребенок начинает двигаться самостоятельно, обретает способность к самостоятельному развитию. Находясь в Египте, евреи носили отличную от египтян одежду, говорили на своем языке и жили на отдельной земле. Тем не менее, они были «рабами», то есть не обладали самостоятельностью, находились «внутри», как зародыш во чреве: «народ внутри народа». Но когда пришло освобождение («рождение»), Вс-вышний взял «гой» из «гой», сделал евреев из рабов свободными людьми. И дальше, уже после получения Торы, Вс-вышний называет евреев: «гой кадош» – «народ святой». То есть, при том, и египтяне – народ («гой»), и евреи – народ («гой»), у евреев – собственная задача и миссия в этом мире. Теперь мы можем вернуться к вопросу, заданному в самом начале. Можно ли быть «народом святым», не отказываясь от мира, находясь «внутри» него? Тора и история Песаха учат нас, что можно быть евреями и соблюдать заповеди, оставаясь в привычной среде, сохраняя весь багаж своей ментальности, воспитания и культуры. Находясь внутри привычного мира, можно жить жизнью, полной еврейской святости. Но при одном условии: для этого нужно быть не «рабами» этого мира, а свободными людьми, оказывающими влияние на мир! Совершать поступки и принимать решения, исходя из своих собственных ценностей и убеждений, а не под влиянием окружающей культуры. Желаю вам, чтобы ваши собственные ценности и убеждения были еврейскими. Чтобы все мы смогли в этот Песах выйти из «духовного Египта» иощутить себя как народ, заново рожденный для великой миссии! Песах кошер вэсамеах! Веселого и кошерного праздника!
С благословением, Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер |