19 ноября этого года в возрасте 79-ти лет после продолжительной болезни ушел из жизни Борис Стругацкий, младший брат Аркадия Стругацкого, последний, оставшийся из тандема «Братья Стругацкие». Умер не просто человек – ушла целая эпоха советской и русской литературы, ведь Бориса Стругацкого смело можно поставить на одну ступень с Реем Бредбери, Станиславом Лемом и Артуром Кларком. Не любивший говорить о болезнях и общаться с посторонними людьми, Борис Натанович до самых последних дней сохранял ясную голову и имел активную жизненную позицию, внимательно следя за последними политическими событиями, курируя издания своих книг, а также книг, выпущенных в соавторстве с братом.
До братьев Стругацких в Советском Союзе бытовало мнение, что фантастика – это обычные сказки, порой увлекательные, иногда страшные, что это доступное развлечение для тех, кто не хочет смотреть правде в глаза, кто боится высказать свое мнение и живет в мире иллюзий. Литература для юношества, будоражащая воображение, – и только. Братья Стругацкие разрушили этот миф и в жанре научной фантастики проникли в самую суть страшного советского существования, очистили умы от заскорузлых шаблонов мышления «по-советски» и заставили людей думать на день вперед. Не просто «научной», а «социальной» фантастикой правильно было бы назвать эту литературу. И, вопреки распространенному мнению, что фантастика не может быть «умной», понять такую фантастику было под силу далеко не каждому. Только острый интеллект, хорошее образование и способность нестандартно мыслить давали читателю шанс расшифровать послание и получить «секретный код».
Борис Стругацкий родился в 1933 году в Ленинграде в высокоинтеллигентной семье гуманитариев. Несмотря на тяжелое время, проведенное в блокадном городе, а позже в эвакуации, не утратил тяги к знаниям, окончил школу с серебряной медалью и поступил на математико-механический факультет Ленинградского Университета, из которого выпустился, получив специальность с романтическим названием «звездный астроном». И, как показала практика, не только в звезды пристально вглядывался юный ученый. Вскоре по окончании обучения, в 1958 году, Борис Стругацкий в тандеме со своим братом опубликовал первый рассказ «Извне», что стало началом сотрудничества длиною в тридцать два года. Каждое вновь вышедшее произведение бомбой разрывало серые советские будни. Вымышленный «Мир Полудня» представлялся не то горькой иронией, не то новой утопией. В романах угадывались переработанные и переоформленные идеи Данте, Мора, Кампанеллы, Чернышевского и даже Толкиена. Но глубокая социальная подоплека давала этой литературе национально-политическое лицо «madeinUSSR», что делало ее единственной в своем роде.
Многие, к сожалению, знают творчество Стругацких лишь по экранизации романа «Пикник на обочине» – в кинематографии это знаменитый «Сталкер» Тарковского. И, может быть, только теперь, после смерти Бориса Натановича, эти люди откроют книги и зададутся целью понять «message» Стругацких – понять через «не могу», «некогда» и «это слишком заумно для меня».
Последователей у Стругацких много – тут и Лукьяненко, и Перумов, и Пелевин, и даже – отчасти – скандально известный Сорокин. Никто не обошел этой вехи. И сейчас, наверное, самым правильным будет сказать, что Борис Стругацкий умер, но только физически. Живы остались его книги, его мысли породили новые мысли, его слова баобабами проросли в благодатной почве отечественных умов и будут находить отклик впредь, у людей молодых, но пытливых и развитых не по годам. Такой жизнью можно по праву гордиться, и мы гордимся тем, что жили с этим великим человеком в одно время, в одном городе, ходили с ним по одним и тем же улицам…
Покойтесь с миром, Борис Натанович.
Прощание с писателем пройдет 23 ноября в Петербурге. |