ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Пластическая хирургия в… Талмуде?

Пластическая хирургия в… Талмуде?

Чем болели, как лечились и какие врачебные концепции существовали во времена Библии и Талмуда? Об этом читателям нашего портала рассказывает недавно побывавший в Петербурге 82-летний доктор Сэмюэль Коттэк – почетный профессор Еврейского университета в Иерусалиме, историк медицины и практикующий врач-педиатр.

Пророк Йехезкиэль и тайная книга о врачевании


На фото: лекция д-ра Коттэка
в петербургской Синагоге. 25 июня 2012 г.

- В Талмуде есть упоминания о некоей тайной книге Йехезкиэля, посвященной врачеванию. Пророк написал ее, а потом спрятал подальше от людских глаз. Зачем прятать такую полезную, казалось бы, книгу? Комментаторы Талмуда пытаются найти ответ на этот вопрос.

Раши (рабейну Шломо Ицхаки, 11 в. н.э.) предлагает такой ответ: «Открыв эту книгу, люди нашли бы на ее страницах рецепты снадобий и начали бы заниматься самолечением. А это очень опасно, ведь лечить больного должен только врач. Пророк решил спасти жизни людей, оградив их от опасных и соблазнительных знаний».

Рамбам (Маймонид, 12 в. н. э.) высказывает другую точку зрения. Мудрец и философ, умеющий мыслить в четких категориях, Рамбам не спорит с Раши, но помещает его рассуждения в более широкий контекст. Собственно, он высказывает два предположения, объясняющих поступок пророка: одно из области теологии, другое – из сферы медицинской этики.

1. «В этой книге, возможно, содержались астрологические и чернокнижные знания, а колдовство, по еврейскому закону, строжайше запрещено».

2. «Быть может, в этой книге говорится о ядах и противоядиях, и злонамеренный либо неискушенный читатель может чрезмерно увлечься первой стороной вопроса и использовать яд для мести и т.д.».

Разрешает ли Тора лечить? Не вмешивается ли врач в Б-жественный промысел?
- Вышесказанное заставляет многих комментаторов задаться глобальным вопросом: а разрешает ли в принципе Тора заниматься врачеванием? Ведь сказано: «Я – Г-сподь, арофе (целитель) твой» (Берешит 15:26). Если Г-сподь наш целитель, где тут место человеку?

Ответ на этот вопрос дает Рамбан (рабби Моше бен Нахман, 13 в. н.э.). Он строит свое рассуждение следующим образом. В другом месте Торы сказано: если двое подрались и один нанес другому увечья, то тот должен его вылечить – отвести к целителям. При этом употребляется то же самое слово: «рофэ, рофим». Значит, лечить разрешено.

Итак, мы имеем право лечить ближнего. Однако можно – не значит должно, продолжает свои рассуждения Рамбан. Является ли целительство нашим моральным долгом? И если да, то откуда это следует?

Здесь необходимо сделать важную оговорку. По законам талмудической интерпретации, мы не можем вывести два разных принципа из одного и того же стиха Торы. Поэтому Рамбан приводит другой отрывок Писания:

«Если увидишь быка брата твоего или овцу его заблудившихся… непременно верни их твоему брату. И так поступи с его ослом, и так поступи с его платьем, и так поступи со всякой пропажей брата твоего…» (Дварим 22: 1-3)

По поводу этого отрывка Рамбан восклицает: «А что делать, если человек потерял столь ценную вещь, как здоровье? Наш святой долг – вернуть ее ему!»

Библейская проказа – болезнь тела или духа?
- Когда речь заходит о медицинской теме в Библии, обычно первым делом вспоминают цаарат – проказу, о которой говорится в книге Ваикра. Это ужасная болезнь, при которой человек целиком покрывался белыми язвами. При первых признаках проказы страждущего высылали за пределы стана. Самое интересное, что библейская проказа – это не болезнь в полном смысле слова. Безусловно, в повествовании о проказе присутствует целый ряд «медицинских» характеристик: диагноз, изоляция больного, повторный визит… нет только лечения! И сам диагноз мог поставить только священник, потомок Аарона. Дело в том, что библейская проказа – в чистом виде болезнь духа. Она посылалась Небесами в наказание за грех злословия и заключала в себе важнейший урок: «Ты совершил социально неприемлемый поступок, открыто поносил ближнего – за это ты совершенно открыто и явно для всех понесешь наказание. Твой грех в буквальном смысле будет на твоем теле. Ты будешь изолирован от общества, и на твоем примере каждый сможет наглядно увидеть, к чему приводит злословие». Таким образом, тема библейской проказы имеет отношение к теологии, культурной антропологии – чему угодно, только не медицине.

Великие целители Талмуда
В Талмуде рассказывается о двух величайших врачах. Одного из них звали Мар Шмуэль, другой носил греческое имя Тудос. Тудос жил в Александрии. Он был исключительно сведущ в анатомии. Однажды ему принесли кучку костей, и тот по их внешнему виду определил, что эти кости принадлежат разным людям.

Мар Шмуэль помимо того, что являлся известным вероучителем, был также врачом и астрономом. В Талмуде его мнение цитируется 80 раз! Был сведущ в гинекологии и мог при обследовании беременной женщины определить возраст плода вплоть до одного дня. У Мара Шмуэля была рабыня, и на протяжении нескольких лет он периодически подвергал ее медицинскому обследованию, чтобы изучить развитие женского организма. По окончании исследования он дал рабыне немалую сумму денег. «Зачем? Ведь она – твоя собственность!» – спросили удивленные ученики. «Она обязана работать, но в ее обязанности не входит терпеть стыд», – отвечал Мар Шмуэль. Это вполне современный подход к медицинской этике, удивительный для тех времен.

Мар Шмуэль был и не чужд офтальмологии. Рассказывают, что он сумел вылечить больной глаз Йегуды Анаси – составителя Мишны.

Ему же принадлежит оригинальный метод исследования пищеварения – в Талмуде этот метод получил название Беца Тормита. Мар Шмуэль варил яйцо на протяжении многих часов, пока то не превращалось в маленький твердый шарик. Этот шарик он давал проглотить больному, а когда яйцо выходило наружу, то по его внешнему виду ученый мог диагностировать состояние пищеварительной системы. Аналогов такому подходу больше нет нигде – ни у индусов, ни в греко-римской культуре!

Также Мар Шмуэль много занимался теорией кровопускания – метода, широко распространенного в древности, в средние века и популярное вплоть до 18 века. Ему принадлежит следующее высказывание: «Человек, которому сделали кровопускание, должен сразу попить, а до еды подождать столько, сколько нужно, чтобы пройти полмили».

Караваны уже идут, или эпидемиология в Талмуде
Мудрецы Талмуда хорошо представляли себе механизм возникновения эпидемии. В трактате Таанит приводится следующее обсуждение. «Если в дальнем городе страшная болезнь, постись и молись уже сейчас! – Но ведь это очень далеко, при чем тут мы? – Караваны идут уже сейчас!»

Пластическая хирургия… она самая!
В Талмуде рассказывается следующая история. Рабби Элазар бен Симеон, сын знаменитого рабби Шимона бар Йохая был очень тучным человеком. Его поместили в комнату, стены которой были выложены мрамором, дали снотворное, вскрыли брюшную полость и изъяли жир. Этот жир положили на полуденное солнце (на дворе был жаркий месяц тамуз, как сейчас!), и жир растаял. Надо сказать, что этот эксперимент делался не из косметических целей. Мудрецы пытались таким образом решить галахическую проблему – может ли жир быть отделен от плоти животного.

Косвенным образом возможность этого эксперимента в талмудические времена подтверждает Плиний Старший (1 в. н.э.). в «Естественной истории» он рассказывает о случае аналогичной операции.

Вопросы, заданные д-ру Коттэку после лекции в петербургской Синагоге

- Говорится ли что-то в еврейских источниках о психологической и духовной составляющих болезни?
- Рамбам в одном из своих трактатов, посвященных медицине, говорит о том, что главное для врача – знать психологию пациента, «движения его души». Ведь каждый больной – нервозен и зажат, у него «стиснуто сердце». Первая задача врача – успокоить больного, и уже затем приступать к самому лечению.
Что же касается духовной составляющей болезни, мудрец 2 века до н.э. Бен Сира (это эпоха до начала составления Мишны) говорит: врач должен молиться, и еще в большей степени – пациент. Ведь все лекарства и всякая наука от Б-га. Если больной молится, с ним будет все в порядке!

- Говорили ли еврейские мудрецы что-то об астме?
- Рамбам посвятил этому заболеванию целый трактат. Конечно же, в 12 веке никто не знал, как лечить астму. Поэтому Рамбам в основном говорил о том, как жить с астмой и правильно питаться.

- Что стало с тем мудрецом Талмуда, которому вырезали жир, – он выжил?
- История об этом умалчивает. Поймите, Талмуд – не художественное произведение, не медицинский трактат. Все медицинские сведения, которые там содержится, приведены не как самоцель, а в контексте Галахи, установления закона. Они сказаны в другом контексте и по другому поводу. Историк медицины должен собирать информацию буквально по крупицам и уметь правильно ее интерпретировать.

- Существует ли прямая связь между грехом и болезнью?
- В Библии есть две концепции того, почему человеку ниспосылается болезнь. Причем обе они верны!
Первая концепция – это болезнь как наказание. В Торе говорится о тех карах, которые Вс-вышний нашлет на еврейский народ за несоблюдение заповедей: «Если будете нарушать, то Я нашлю на вас болезни…»
Вторая концепция – болезнь как испытание. Классический пример – это библейский Иов. Мало того, что он лишился всего, что ценил в жизни, так еще вдобавок и страдал от жестокой болезни – по всей видимости, это была чесотка. Иов вопрошал Небеса: «За что? Я ни в чем не виноват!» Друзья говорили ему: «Вспомни, может, ты в чем-то провинился?» Но Иов был непреклонен: «Я не совершил никакого греха!» Вот это – испытание.
Когда человек, не приведи Б-г, тяжело заболевает, он всегда задается вопросом: «Почему именно я?»
В этом случае ему следует самого себя подвергнуть такому тесту: я чувствую за собой вину или нет? Если он припоминает за собой какую-то серьезную вину, то должен воспринимать болезнь как наказание Свыше. Если никакого прегрешения он за собой не чувствует, то это испытание. И оно обязательно закончится хорошо, как закончилась хэппи-эндом книга Иова.

Д-р Сэмюэль Коттэк, почетный профессор истории медицины Еврейского университета в Иерусалиме, родился в 1931 г. в Швейцарии, затем репатриировался в Израиль. Несмотря на преклонный возраст, д-р Коттэк до сих пор читает лекции. Его учителем был Йегошуа Лейбович (1895 – 1993) – двоюродный брат знаменитого религиозного философа Йешаягу Лейбовича. «Я обязан ему решительно всем», – утверждает доктор Коттэк.


Обработка интервью: Анна Бродоцкая


|








 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї