Рамбам (Маймонид, 12 в. н. э.) высказывает другую точку зрения. Мудрец и философ, умеющий мыслить в четких категориях, Рамбам не спорит с Раши, но помещает его рассуждения в более широкий контекст. Собственно, он высказывает два предположения, объясняющих поступок пророка: одно из области теологии, другое – из сферы медицинской этики.
1. «В этой книге, возможно, содержались астрологические и чернокнижные знания, а колдовство, по еврейскому закону, строжайше запрещено».
2. «Быть может, в этой книге говорится о ядах и противоядиях, и злонамеренный либо неискушенный читатель может чрезмерно увлечься первой стороной вопроса и использовать яд для мести и т.д.».
Разрешает ли Тора лечить? Не вмешивается ли врач в Б-жественный промысел? - Вышесказанное заставляет многих комментаторов задаться глобальным вопросом: а разрешает ли в принципе Тора заниматься врачеванием? Ведь сказано: «Я – Г-сподь, арофе (целитель) твой» (Берешит 15:26). Если Г-сподь наш целитель, где тут место человеку?
Ответ на этот вопрос дает Рамбан (рабби Моше бен Нахман, 13 в. н.э.). Он строит свое рассуждение следующим образом. В другом месте Торы сказано: если двое подрались и один нанес другому увечья, то тот должен его вылечить – отвести к целителям. При этом употребляется то же самое слово: «рофэ, рофим». Значит, лечить разрешено.
Итак, мы имеем право лечить ближнего. Однако можно – не значит должно, продолжает свои рассуждения Рамбан. Является ли целительство нашим моральным долгом? И если да, то откуда это следует?
Здесь необходимо сделать важную оговорку. По законам талмудической интерпретации, мы не можем вывести два разных принципа из одного и того же стиха Торы. Поэтому Рамбан приводит другой отрывок Писания:
«Если увидишь быка брата твоего или овцу его заблудившихся… непременно верни их твоему брату. И так поступи с его ослом, и так поступи с его платьем, и так поступи со всякой пропажей брата твоего…» (Дварим 22: 1-3)
По поводу этого отрывка Рамбан восклицает: «А что делать, если человек потерял столь ценную вещь, как здоровье? Наш святой долг – вернуть ее ему!»
Библейская проказа – болезнь тела или духа? - Когда речь заходит о медицинской теме в Библии, обычно первым делом вспоминают цаарат – проказу, о которой говорится в книге Ваикра. Это ужасная болезнь, при которой человек целиком покрывался белыми язвами. При первых признаках проказы страждущего высылали за пределы стана. Самое интересное, что библейская проказа – это не болезнь в полном смысле слова. Безусловно, в повествовании о проказе присутствует целый ряд «медицинских» характеристик: диагноз, изоляция больного, повторный визит… нет только лечения! И сам диагноз мог поставить только священник, потомок Аарона. Дело в том, что библейская проказа – в чистом виде болезнь духа. Она посылалась Небесами в наказание за грех злословия и заключала в себе важнейший урок: «Ты совершил социально неприемлемый поступок, открыто поносил ближнего – за это ты совершенно открыто и явно для всех понесешь наказание. Твой грех в буквальном смысле будет на твоем теле. Ты будешь изолирован от общества, и на твоем примере каждый сможет наглядно увидеть, к чему приводит злословие». Таким образом, тема библейской проказы имеет отношение к теологии, культурной антропологии – чему угодно, только не медицине.
Великие целители Талмуда В Талмуде рассказывается о двух величайших врачах. Одного из них звали Мар Шмуэль, другой носил греческое имя Тудос. Тудос жил в Александрии. Он был исключительно сведущ в анатомии. Однажды ему принесли кучку костей, и тот по их внешнему виду определил, что эти кости принадлежат разным людям.
Мар Шмуэль помимо того, что являлся известным вероучителем, был также врачом и астрономом. В Талмуде его мнение цитируется 80 раз! Был сведущ в гинекологии и мог при обследовании беременной женщины определить возраст плода вплоть до одного дня. У Мара Шмуэля была рабыня, и на протяжении нескольких лет он периодически подвергал ее медицинскому обследованию, чтобы изучить развитие женского организма. По окончании исследования он дал рабыне немалую сумму денег. «Зачем? Ведь она – твоя собственность!» – спросили удивленные ученики. «Она обязана работать, но в ее обязанности не входит терпеть стыд», – отвечал Мар Шмуэль. Это вполне современный подход к медицинской этике, удивительный для тех времен.
Мар Шмуэль был и не чужд офтальмологии. Рассказывают, что он сумел вылечить больной глаз Йегуды Анаси – составителя Мишны.
Ему же принадлежит оригинальный метод исследования пищеварения – в Талмуде этот метод получил название Беца Тормита. Мар Шмуэль варил яйцо на протяжении многих часов, пока то не превращалось в маленький твердый шарик. Этот шарик он давал проглотить больному, а когда яйцо выходило наружу, то по его внешнему виду ученый мог диагностировать состояние пищеварительной системы. Аналогов такому подходу больше нет нигде – ни у индусов, ни в греко-римской культуре!
Также Мар Шмуэль много занимался теорией кровопускания – метода, широко распространенного в древности, в средние века и популярное вплоть до 18 века. Ему принадлежит следующее высказывание: «Человек, которому сделали кровопускание, должен сразу попить, а до еды подождать столько, сколько нужно, чтобы пройти полмили».
Караваны уже идут, или эпидемиология в Талмуде Мудрецы Талмуда хорошо представляли себе механизм возникновения эпидемии. В трактате Таанит приводится следующее обсуждение. «Если в дальнем городе страшная болезнь, постись и молись уже сейчас! – Но ведь это очень далеко, при чем тут мы? – Караваны идут уже сейчас!»
Пластическая хирургия… она самая! В Талмуде рассказывается следующая история. Рабби Элазар бен Симеон, сын знаменитого рабби Шимона бар Йохая был очень тучным человеком. Его поместили в комнату, стены которой были выложены мрамором, дали снотворное, вскрыли брюшную полость и изъяли жир. Этот жир положили на полуденное солнце (на дворе был жаркий месяц тамуз, как сейчас!), и жир растаял. Надо сказать, что этот эксперимент делался не из косметических целей. Мудрецы пытались таким образом решить галахическую проблему – может ли жир быть отделен от плоти животного.
Косвенным образом возможность этого эксперимента в талмудические времена подтверждает Плиний Старший (1 в. н.э.). в «Естественной истории» он рассказывает о случае аналогичной операции.
Вопросы, заданные д-ру Коттэку после лекции в петербургской Синагоге
- Говорится ли что-то в еврейских источниках о психологической и духовной составляющих болезни? - Рамбам в одном из своих трактатов, посвященных медицине, говорит о том, что главное для врача – знать психологию пациента, «движения его души». Ведь каждый больной – нервозен и зажат, у него «стиснуто сердце». Первая задача врача – успокоить больного, и уже затем приступать к самому лечению. Что же касается духовной составляющей болезни, мудрец 2 века до н.э. Бен Сира (это эпоха до начала составления Мишны) говорит: врач должен молиться, и еще в большей степени – пациент. Ведь все лекарства и всякая наука от Б-га. Если больной молится, с ним будет все в порядке!
- Говорили ли еврейские мудрецы что-то об астме? - Рамбам посвятил этому заболеванию целый трактат. Конечно же, в 12 веке никто не знал, как лечить астму. Поэтому Рамбам в основном говорил о том, как жить с астмой и правильно питаться.
- Что стало с тем мудрецом Талмуда, которому вырезали жир, – он выжил? - История об этом умалчивает. Поймите, Талмуд – не художественное произведение, не медицинский трактат. Все медицинские сведения, которые там содержится, приведены не как самоцель, а в контексте Галахи, установления закона. Они сказаны в другом контексте и по другому поводу. Историк медицины должен собирать информацию буквально по крупицам и уметь правильно ее интерпретировать.
- Существует ли прямая связь между грехом и болезнью? - В Библии есть две концепции того, почему человеку ниспосылается болезнь. Причем обе они верны! Первая концепция – это болезнь как наказание. В Торе говорится о тех карах, которые Вс-вышний нашлет на еврейский народ за несоблюдение заповедей: «Если будете нарушать, то Я нашлю на вас болезни…» Вторая концепция – болезнь как испытание. Классический пример – это библейский Иов. Мало того, что он лишился всего, что ценил в жизни, так еще вдобавок и страдал от жестокой болезни – по всей видимости, это была чесотка. Иов вопрошал Небеса: «За что? Я ни в чем не виноват!» Друзья говорили ему: «Вспомни, может, ты в чем-то провинился?» Но Иов был непреклонен: «Я не совершил никакого греха!» Вот это – испытание. Когда человек, не приведи Б-г, тяжело заболевает, он всегда задается вопросом: «Почему именно я?» В этом случае ему следует самого себя подвергнуть такому тесту: я чувствую за собой вину или нет? Если он припоминает за собой какую-то серьезную вину, то должен воспринимать болезнь как наказание Свыше. Если никакого прегрешения он за собой не чувствует, то это испытание. И оно обязательно закончится хорошо, как закончилась хэппи-эндом книга Иова.
Д-р Сэмюэль Коттэк, почетный профессор истории медицины Еврейского университета в Иерусалиме, родился в 1931 г. в Швейцарии, затем репатриировался в Израиль. Несмотря на преклонный возраст, д-р Коттэк до сих пор читает лекции. Его учителем был Йегошуа Лейбович (1895 – 1993) – двоюродный брат знаменитого религиозного философа Йешаягу Лейбовича. «Я обязан ему решительно всем», – утверждает доктор Коттэк. |