ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский Что почитать на еврейскую тему?

Василий Когаловский  Что почитать на еврейскую тему?

Обзор еврейских книжных новинок, вышедших в Петербурге в последние месяцы


 Академическая иудаика
Одна из самых важных новинок последних месяцев – научный труд профессора СПбГУ Игоря Тантлевского, известного исследователя кумранской общины и ее идей. Его новая книга, вышедшая тиражом в тысячу экземпляров, так и называется: «Загадки рукописей Мертвого моря. История и учение общины Кумрана». Не будем вдаваться в подробности, приведем только одну цитату: «Кумраниты жили, как им казалось, в эпоху “конечных дней”, верили, что Откровение в их дни продолжается, а своего лидера, Учителя праведности, почитали как пророка, подобного Моисею, и даже на определенном этапе стали верить в него как в Мессию». 


Еще одно научное издание – «Традиционный костюм бухарских евреев: этнокультурный аспект». Автор книги, появившейся в издательстве «Петербургское востоковедение», – сотрудница Этнографического музея Татьяна Емельяненко, материал об исследованиях которой публиковался на нашем сайте. Ее труд стал первым серьезным исследованием традиционного костюма бухарских евреев. Татьяне Емельяненко удалось доказать, что этот костюм, вопреки расхожему мнению, был оригинальным, а не заимствованным у окружающего населения. 









 Поэзия
Петербургское «Издательство Ивана Лимбаха» выпустило самое полное на сегодняшний день издание стихотворений Льва Лосева, известного поэта и публициста, друга Иосифа Бродского. В сборнике 600 страниц, хотя опубликовано еще не все. Лосев родом с невских берегов:

Мне приснилaсь квартира окном на дворец и Неву,
на иглу золотую, что присниться могла б наркоману.
Мне сначала приснилось: я в этой квартире живу.
Но потом мне приснилось, что мне это не по карману.

Мне приснилось (со злобой), что здесь будет жить
вор-чиновник, придворная чeлядь, бандитская нелюдь
иль попсовая тварь. Мне приснилось: пора уходить.
Но потом мне приснилось, что можно ведь сон переделать.

И тогда в этом сне я снова протопал к окну
и увидел внизу облака, купола золотые и шпили,
и тогда в этом сне мне приснилось, что здесь и усну,
потому что так высоко, а лифта еще не пустили. 


 Еврейский Петербург
В петербургском краеведении, как только оно выходит из дворцов в будничную жизнь, тоже находится место еврейской тематике. Вот «Улица Марата и окрестности» Дмитрия Шериха, изданная «Центрполиграфом». Прогуляемся вместе с автором мимо старых зданий. Глава «Дом № 8. Распутин и евреи» посвящена писателю Павлу Гершуни и прежде всего секретарю Распутина Арону Симановичу, автору книги «Россия и евреи». «Дом № 66. Теософия и сионизм» – о редакции еженедельника «Рассвет» 1910-х годов, печатного органа российских сионистов; здесь, возможно, бывал и Жаботинский.
А в истории дома № 14 переплелись биография Сергея Довлатова и его мистификации. Дмитрий Шерих дает слово писателю, и мы сделаем то же самое.
«Было это еще в Союзе. Еду я в электричке. Билет купить не успел. Заходит контролер:
– Ваш билет? Документы?!
Документов у меня при себе не оказалось.
– Идемте в пикет, – говорит контролер, – для установления личности.
Я говорю:
– Зачем же в пикет?! Я и так сообщу вам фамилию, место работы, адрес.
– Так я вам и поверил!
– Зачем же, – говорю, – мне врать? Я – Альтшуллер Лазарь Самуилович. Работаю в Ленкниготорге, Садовая, шесть. Живу на улице Марата, четырнадцать, квартира девять.
Все это было чистейшей ложью. Но контролер сразу же мне поверил. И расчет мой был абсолютно прост. Я заранее вычислил реакцию контролера на мои слова. Он явно подумал: “Что угодно может выдумать человек. Но добровольно стать Альтшуллером – уж извините! Этого не может быть! Значит, этот тип сказал правду”. И меня благополучно отпустили». 


 Иллюстрация и иллюстратор
Книга – это не только текст, но и его оформление. Давид Боровский скончался несколько лет назад. А ныне «Вита Нова» выпустило новое издание повестей Тургенева с иллюстрациями этого художника: «Ася. Первая любовь. Вешние воды». В книгу вошла статья заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского, посвященная творчеству отца.
В ней рассказывается и об издании стихотворений Переца Маркиша 1960 года: «П. Маркиш был расстрелян в 1952 году по позорному делу Еврейского антифашистского комитета. Само издание было “реабилитационным” и потому проходило множество инстанций. В результате оформление свелось к нескольким рисункам в четверть полосы: редакторы боялись и самой еврейской темы, и недавней кровавой истории. От этого “битого” издания осталась важная для Д. Боровского работа – он выполнил обрезную гравюру “Молящийся еврей”. В книге она существует как небольшая заставка, однако этот эстамп начал интенсивную самостоятельную жизнь. (Отец совсем не знал еврейской национальной жизни и потому для иллюстраций переворошил массу литературы, изучая быт, обрядность и пр. Тем не менее участвовать в издании счел за честь: десяти лет не прошло со времен борьбы с космополитизмом и других заключительных сталинских эксцессов, все это было свежо в памяти.) Образ получился драматичным и мощным».


 История искусства для собак
А сам Александр Боровский получил Премию Сергея Курёхина в области современного искусства за 2011 год в номинации «Лучший текст о современной культуре». Этим текстом стала его «История искусства для собак». Ее называют «оригинальным путеводителем по искусству», а заглянешь в нее, полистаешь – кажется, сущая беллетристика, разговор двух собак об искусстве и музеях. Это совсем не «Бобик в гостях у Барбоса» и даже не «Дневник Фокса Микки». Здесь беседуют четвероногие интеллигенты: придворная такса Табакерк Двадцать Седьмой и дворняга Рыжий, музейный житель. Они путешествуют по залам Русского музея и обращают больше всего внимания на те картины, где изображены опять-таки собаки. Через их образы проступает вся история живописи…






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї