ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Песах. Смысл четырех имен

Песах. Смысл четырех имен

Урок с Бенционом Ласкиным

Почему люди называют своих детей именами отрицательных героев или злодеев? Ведь давно известно, что имя играет важную роль в судьбе мальчика или девочки, и мы не должны забывать об этом. Хотя сегодня многие дети носят подлинно еврейские имена, прогрессирует, к сожалению, и мода давать новорожденным имена «современные», за которыми не стоит традиция поколений. Родители, увы, не всегда понимают, что в то время, когда они выбирают имя своему ребенку, в них пробуждается искра пророчества. Наши мудрецы утверждают, что, размышляя над именем своего ребенка, родители ощущают внутреннюю природу его души. В имени проявляется и наша духовная связь с Вс-вышним, и ключ к еврейскому самосознанию. Ведь мы знаем, что во время пребывания сынов Израиля в Египте, они смешались с окружающими их народами. Едва ли не единственным признаком отличия были их имена, как говорит мидраш: «Не изменили свои имена, одежду и язык». И этого было достаточно, чтобы заслужить спасение… Может, это и есть одна из важнейших нитей, связывающих праздник Песах и еврейские имена. Ведь мы празднуем Песах благодаря именам — еврейским именам сынов Израиля, которые они не изменили на «современные» даже в самые трудные годы изгнания и египетского рабства.

Праздник, как тебя зовут?
Однако есть еще одна особенность, связывающая праздник Песах и имена. Вообще, все еврейские праздники имеют несколько названий. Например, Рош Ашана в Торе называется «день трубных звуков». Мужи Великого собрания, составившие текст наших молитв, назвали его «День памяти», а в книгах еврейских мудрецов мы встречаемся с названием «Рош Ашана» — «Глава года». так называется и трактат Талмуда, повествующий о празднике и его законах. И еще этот день называют Днем суда.

Праздник Суккот в Торе называется «праздником урожая», в молитве мы говорим о нем как о «времени нашей радости», а еврейские мудрецы называют его Суккот, а трактат Талмуда, повествующий о празднике, имеет заголовок «Сукка».

Имена Песаха
То же самое можно сказать о празднике Песах. В Торе он постоянно упоминается под именем Хаг Амацот, «праздник опресноков». Причина этого понятна, ее приводит Агада, цитируя Тору (Шмот): «И испекли они (сыны Израиля) из теста, которое вынесли из Египта, лепешки пресные, ибо оно еще не заквасилось, так как изгнаны были они из Египта и не могли медлить, и даже пищи на дорогу не приготовили себе». Так что это название напоминает нам о самоотверженности евреев, которые пошли за Моше в пустыню без еды и уверенности в завтрашнем дне.

Еще Песах называют «Праздником весны», что основывается на словах Торы: «Праздник опресноков соблюдай в месяце авив (месяце весны), ибо в этом месяце ты вышел из Египта» (Шмот). Это название связано с весной, как временем года, в котором празднуется этот праздник. А весна, как известно, – это пора пробуждения и расцвета.

«Временем нашей свободы» мы называем Песах в праздничных молитвах, потому что в эти дни еврейский народ освободился от рабства, избежал истребления и обрел спасение. А в Талмуде и других книгах наши мудрецы называют этот праздник «Песах», и трактат, повествующий о законах праздника, носит название «Псахим», напоминая о том чуде, которое совершил Вс-вышний, миновав (посах) еврейские дома во время казни первенцев в Египте.

Итого – четыре названия для одного праздника. Конечно же, это неспроста. Мы обязательно найдем в еврейской традиции особое объяснение и назначение для каждого из них. Тем более что, поскольку в Песах зародился еврейский народ и начался процесс его сближения с Вс-вышним, эти названия показывают путь, которым должен следовать еврей в служении Б-гу.

Имя первое. «Праздник опресноков»
Каждый знает разницу между хлебом и мацой. Та же мука и та же вода, смешанные одинаковым образом, но из одного теста мы получаем мацу, а из другого хамец. Чем же они отличаются? Тесту, из которого получается хамец, мы даем возможность подняться, а тонкая и плоская маца выпекается сразу же после замеса. Хамец символизирует дутую гордыню, а маца наоборот – скромность и битуль (полное самоустранение перед волей Творца). Служение Вс-вышнему, изучение Торы требует от еврея состояния битуль. Он знает, что Тора – это истина, что именно в соответствии с ее предписаниями и надо все делать, независимо от того, насколько он понимает причину, по которой это необходимо. Ведь именно так поступил еврейский народ, принимая Тору у горы Синай. «Сделаем и услышим», – это первое заявление народа о его готовности самоотверженно исполнять все, что повелит Вс-вышний.

А как мы можем повторить этот поступок наших предков в нынешних условиях? Допустим, человек приходит на урок Торы. Ему совершенно не нужно при этом приносить с собой накопившиеся за жизнь мнения и заблуждения по поводу того, что написано (а чаще – не написано) в Торе. Стоит прийти с незамутненным сознанием и желанием выслушать и понять то, что предлагает иудаизм.

Имя второе. «Праздник весны»
Весна – пора зарождения жизни и цветения. Мир, наполненный радостью красок, становится местом более приятным для жизни. Когда еврей начинает изучать Тору и приближается к Вс-вышнему, все для него «расцветает» новыми смыслами: неожиданно он замечает, что все его привычные действия приобретают причину и осмысленность. Приходит осознание, почему он делает именно так, а не иначе. Приведу один пример. Все знают, что во время праздника на стол кладут три мацы. Почему именно три? Есть мнение, что это символизирует три типа людей, которые составляют еврейский народ: коэны, левиты и исроэль. Еще одно объяснение дает Любавичский Ребе в своих комментариях к Агаде: «Спросили у рава Шриры-гаона: ‘Почему в ночь Седера кладут на стол именно три мацы, не больше и не меньше?’ Он ответил: ‘Это намек на три меры муки, из которых Авраѓам наказал Саре испечь мацу для угощения гостей-ангелов’». То есть, наши три мацы предназначены для того, чтобы напомнить о посещении дома Авраама ангелами, поведавшими ему о рождении Ицхака. Наши мудрецы утверждают, что это было в Песах, и Авраам испек для них мацу. Это подтверждается в Торе чуть позже, в рассказе о том, как ангелы пришли к Лоту в Сдом: жена Лота «испекла мацу, и они поели», а Раши добавляет: «Был Песах». Ребе приводит и еще одно объяснение: «Некоторые считают, что это напоминание о трех отцах мира – Аврааме, Ицхаке и Яакове».

Выше были приведены мнения, основанные на иносказании, однако существует и галахические объяснение тому, что на Седере кладут именно три мацы, а не две, что, на первый взгляд, соответствовало бы двум халам на субботних и праздничных Кидушах. С одной стороны, пишет Ребе, Пасхальную Агаду нужно читать над разломанной мацой, потому что это рассказ о «хлебе бедности». С другой стороны – необходимо произнести благословение «Выращивающий хлеб из земли» (как и в другие праздники и по Субботам) над мишне лехем («двойным хлебом»), которым и являются в данном случае две целые мацы. Поэтому на столе должно быть именно три мацы, и мы видим, что простой обычай, который каждый ребенок перенимает от деда и отца, а потом сам всю жизнь следует ему, не задумываясь, приобретает особый смысл в глазах человека, начавшего всерьез изучать Тору. Таков праздник весны, преисполненный многоцветья чудесных смыслов и вкусов.

Имя третье. «Время нашей свободы»
Что такое свобода? В чем истинный смысл понятия «свободный человек»? Вс-вышний вывел сынов Израиля из Египта, потому что там они были рабами фараона, и для того, чтобы сделать их Своими рабами. Как сказано: «Вывел народ из Египта, чтобы служили Б-гу». Освободились от египетского рабства и получили 613 заповедей: нельзя делать так-то, нужно поступать вот так… И это называется свобода?!

Большинство людей ежедневно находятся под гнетом множества тревожных мыслей. Они беспокоятся о средствах к существованию, о своем здоровье. Почувствовав, не дай Б-г, малейшую боль, бегут к врачам. Каждый день и час голова человека наполнена беспокойными мыслями, которые не дают ему спать по ночам. И все это приводит потом к настоящим болям в спине, больному сердцу и другим, не дай Б-г, серьезным проблемам. И так продолжается всю жизнь. Человек становится заложником своего беспокойства и не знает, как от этого освободиться.

Еврей, изучающий Тору, продвигающийся вперед по пути исполнения заповедей, неожиданно для себя осознает, что он не центр мироздания. Он понимает, что Творец является центром и целью мира, а мы пришли в этот мир для того, чтобы служить Вс-вышнему и исполнять Его заповеди. Самое важное для еврея – это выполнить свое основное предназначение, ради которого он и пришел в этот мир: жить по законам и заповедям Торы. И тогда он начинает чувствовать невероятное облегчение, вся тяжесть земных тревог переходит от него к Б-гу и появляются – вдруг – совершенно иные тревоги. Человек начинает задумываться над тем, как он исполняет ту или иную заповедь: скажем, успеет ли он добраться домой до наступления Субботы, достаточно ли он пил и ел перед наступлением поста. Человек начинает думать, насколько хорошо он очистил дом от хамеца перед Песахом, как подготовиться к Пасхальному Седеру, как привлечь к участию в нем тех, кто еще не знает о существовании этой заповеди. Как помочь тем, кто знает, но не имеет возможности ее исполнить, потому что у них нет мацы или вина… Иными словами, Тора помогает нам забыть о своих повседневных тревогах и заботах, обо всех своих надуманных проблемах и сосредоточиться на том, что по-настоящему важно. И такое состояние можно назвать истинной свободой, ибо человек освобождается от гнета собственного «я».

Имя четвертое. Песах
Слово «Песах» является производным от ивритского глагола пасах, что означает «миновать, перепрыгнуть». Б-г миновал дома сынов Израиля во время последней из казней египетских, гибели первенцев. Еврей в своем служении Вс-вышнему, в процессе изучения Торы, в конце концов достигает такого уровня веры и доверия к Творцу, к которому невозможно прийти в результате умственных заключений. Это прыжок до уровня, который стоит выше разума. Это то, чему нет объяснений, то, что вообще не надо объяснять. Я верю, потому что я верю. И для этого должна быть очень высокая степень уверенности, которая приходит только благодаря «прыжку» – иногда безотчетному, не поддающемуся расчетам и непостижимому. Это самый высокий уровень, к которому еврею следует стремиться. Фактически с этого надо начинать наш путь: с точки битуля и всепоглощающей веры, и там же мы заканчиваем путь – вновь вера и битуль.

Еврей начинает приближаться к Вс-вышнему с уровня «мацы». Затем он открывает для себя красоту «весны», что дает ему возможность найти реальную свободу, которая приносит ему истинную веру в Б-га на самом высоком уровне.

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї