ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Евреи и 1917 год: «За» и «Против»

Дмитрий Витушкин  Евреи и 1917 год: «За» и «Против»

Прошло целых полвека с тех пор, как в нашу синагогу наведалась очередная делегация из Израиля. Тогда среди пришедших на встречу ленинградских евреев был и маленький Миша Бейзер, которого израильтяне одарили значком с израильским флагом и угостили конфетами. И вот, спустя десятилетия, колесо истории сделало полный круг: уже сам убеленный сединами мэтр приехал из Земли Обетованной, где он давным-давно живет, чтобы выступить здесь перед еврейской общиной города. Лекция Михаэля Бейзера была посвящена истории евреев Петрограда в 1917 году.


Михаил Бейзер в петербургской
Синагоге. Фото автора

1917 год, запомнившийся всему миру как год великих потрясений, стал поворотным и в истории мирового еврейства, большая часть которого на тот момент проживала в России. Причем наибольший вклад в кардинальные изменения жизни своего народа внесли евреи тогдашней столицы – Петрограда. В условиях тотальной анархии тех лет и полного коллапса государственных институтов они не просто выжили, но и сумели самоорганизоваться, а главное — добиться для себя равных прав с прочими бывшими подданными империи.

«Февральская революция случилась на Пурим (15 марта по новому стилю), — рассказывает Михаэль Бейзер. —

Возможно, еще и поэтому российские евреи воспринимали ее, как долгожданное избавление. В петроградской синагоге по этому случаю даже сочинили новую пятиминутную молитву, где вместо слов «за царя» появилось «за Родину». Но жертвами тогдашних выступлений, увы, стали и евреи — 5 членов общины (в основном студенты) погибли в ходе беспорядков». Важно понимать, что российские евреи в 1917 году получили равноправие не из рук советской власти, а намного раньше, еще в марте, подчеркивает историк. Многие из них считали новый «Декрет об отмене вероисповеданий и национальных ограничений» настоящим чудом. Интересный факт: в еврейских интеллигентных семьях тогда вместо Агады на Песах зачитывали этот закон – его тоже воспринимали, как освобождение от рабства...

«Мачеха стала матерью, пасынки – сыновьями», – на подъеме чувств писали в ту пору о взаимоотношениях евреев и российского государства. Это коснулось и солдат, воевавших и погибавших тогда за Россию на фронте. На подарочном белье, которое столичные девушки посылали воевавшим солдатам, стояла печать: «От еврейских женщин Петрограда – защитнику свободной России».

Особенный интерес представляет политическая активность членов еврейской общины в революционном Петрограде. Как только стало возможно полноценно участвовать в жизни страны, сыны Сиона стали активно работать в составе уже существующих еврейских партий и создавать новые. Так, сионисты-ортодоксы основали одну из них — «Нэцах Исраэль» (נצח ישראל) – прямо в стенах петроградской синагоги! Штаб этой организации располагался неподалеку, по адресу: Английский проспект, дом 27.

«Наверное, вы хотите узнать про политическую программу этой партии? – хитро улыбается Бейзер. – У вас же тоже скоро выборы, так что это весьма актуально». Оказывается, уже тогда российские евреи добивались создания своего государства в Палестине. 11-й пункт программы «Нэцах Исраэль» гласит: «Еврейский народ не всегда будет бездомным. Еврейская колонизация там – священный долг как настоящих, так и будущих поколений еврейства». Кстати, буквально спустя несколько месяцев Великобритания получила мандат на Палестину, после чего мировое еврейство стало на шаг ближе к созданию там своего национального государства.

Надо сказать, в Российской империи организация партий по этническому принципу не только не была запрещена, но даже поощрялась. С 1905 года легально действовали армянские, мусульманские, польские, украинские и многие другие политические организации. Порой на одну национальную группу приходилось по нескольку партий. Но больше всего было, конечно, еврейских партий: социал-демократическая «Поалей Цион», Сионисты-социалисты (СС), Бунд, Еврейская народная группа, «Фолкспартей» под руководством С.М. Дубнова... 

При этом большинство петроградских евреев до поры до времени предпочитали не участвовать в политической жизни страны напрямую. «Дело в том, что революция февраля 1917-го многим напомнила 1905-й, когда народ воспринял ее, как уступку евреям, после чего начались погромы, – объясняет Михаэль Бейзер. – Поэтому евреи и не хотели высовываться. Например, ни один еврей из тех, кому предложили войти во Временное правительство, так и не дал на это согласие».
Однако время требовало активности и решительности. Удивительно, но многие россияне зачастую сами просили евреев представлять их интересы в имеющихся политических партиях. Дело в том, что наибольшим авторитетом в обществе тогда пользовались фронтовики, но офицеры отождествлялись населением со старым режимом. Способные русские, даже из низших слоев, на войне быстро становились офицерами, в то время как евреям этого звания, как правило, не давали. Поэтому их время настало уже в 1917-м.

Вопреки сложившимся стереотипам, самой еврейской по своему составу из ненациональных общегосударственных партий тогда была вовсе не партия большевиков (в ней евреи были представлены в основном в руководстве). Куда больше сынов Сиона было среди кадетов, эсеров, а особенно — среди меньшевиков. В большевистскую же партию многие евреи вступили уже перед самым октябрем – составив 23% Петросовета, возглавляемого Львом Троцким.

Подчеркнем, что многие русские относились к тогдашним еврейским политикам с уважением, поддерживали их и готовы были делегировать им все полномочия. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Петрограде городским головой стал эсер Генрих Шрейдер, в Москве — Осип Минор. То есть на свободных, демократических выборах в обеих российских столицах мэрами стали этнические евреи! И это в стране, где буквально за несколько месяцев до этого у самих евреев не было даже права голоса! 

«К 1917 году в Петрограде проживало 50 тыс. евреев из 1,5 млн. населения, — подсчитывает Михаил Бейзер. — То есть даже если бы все евреи голосовали за своих, а русские – за своих, евреи не получили бы такого представительства. Следовательно, многие русские голосовали тогда за евреев!»

Главным событием в жизни российского еврейства должен был стать Всероссийский еврейский съезд, говорится в уникальном документе «Воззвание к русским евреям» мая 1917 года. Для этого в Учредительное собрание должны были войти и еврейские представители, которые ратовали бы за создание для своего народа автономии.

Вокруг этой шкуры неубитого медведя стали вестись бурные дискуссии: каким должно быть еврейское образование в автономии – религиозным или светским? На каком языке будет обучение – на иврите (как хотели сионисты), идише (как требовали евреи-социалисты) или русском? Считать ли евреями выкрестов? И самое главное – кто будет оплачивать содержание еврейских школ? Забавно, но ответы на все эти вопросы по-прежнему не получены, так или иначе они обсуждаются в диаспоре до сих пор.

В итоге уже в декабре 1917-го выборы представителей российской еврейской автономии все-таки успели провести, в том числе в Петрограде. Выкрестов к ним не допустили, а всего, по подсчетам Бейзера, в них участвовало около 20% евреев — многие тогда попросту боялись лишний раз выходить на улицу, где «постреливали». По итогам выборов, победу на них одержали сионисты, но увы — было слишком поздно. Всероссийское учредительное собрание так и не смогло себя проявить, начиналась уже совсем другая история...






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї