Возможно, еще и поэтому российские евреи воспринимали ее, как долгожданное избавление. В петроградской синагоге по этому случаю даже сочинили новую пятиминутную молитву, где вместо слов «за царя» появилось «за Родину». Но жертвами тогдашних выступлений, увы, стали и евреи — 5 членов общины (в основном студенты) погибли в ходе беспорядков». Важно понимать, что российские евреи в 1917 году получили равноправие не из рук советской власти, а намного раньше, еще в марте, подчеркивает историк. Многие из них считали новый «Декрет об отмене вероисповеданий и национальных ограничений» настоящим чудом. Интересный факт: в еврейских интеллигентных семьях тогда вместо Агады на Песах зачитывали этот закон – его тоже воспринимали, как освобождение от рабства...
«Мачеха стала матерью, пасынки – сыновьями», – на подъеме чувств писали в ту пору о взаимоотношениях евреев и российского государства. Это коснулось и солдат, воевавших и погибавших тогда за Россию на фронте. На подарочном белье, которое столичные девушки посылали воевавшим солдатам, стояла печать: «От еврейских женщин Петрограда – защитнику свободной России».
Особенный интерес представляет политическая активность членов еврейской общины в революционном Петрограде. Как только стало возможно полноценно участвовать в жизни страны, сыны Сиона стали активно работать в составе уже существующих еврейских партий и создавать новые. Так, сионисты-ортодоксы основали одну из них — «Нэцах Исраэль» (נצח ישראל) – прямо в стенах петроградской синагоги! Штаб этой организации располагался неподалеку, по адресу: Английский проспект, дом 27.
«Наверное, вы хотите узнать про политическую программу этой партии? – хитро улыбается Бейзер. – У вас же тоже скоро выборы, так что это весьма актуально». Оказывается, уже тогда российские евреи добивались создания своего государства в Палестине. 11-й пункт программы «Нэцах Исраэль» гласит: «Еврейский народ не всегда будет бездомным. Еврейская колонизация там – священный долг как настоящих, так и будущих поколений еврейства». Кстати, буквально спустя несколько месяцев Великобритания получила мандат на Палестину, после чего мировое еврейство стало на шаг ближе к созданию там своего национального государства.
Надо сказать, в Российской империи организация партий по этническому принципу не только не была запрещена, но даже поощрялась. С 1905 года легально действовали армянские, мусульманские, польские, украинские и многие другие политические организации. Порой на одну национальную группу приходилось по нескольку партий. Но больше всего было, конечно, еврейских партий: социал-демократическая «Поалей Цион», Сионисты-социалисты (СС), Бунд, Еврейская народная группа, «Фолкспартей» под руководством С.М. Дубнова...
При этом большинство петроградских евреев до поры до времени предпочитали не участвовать в политической жизни страны напрямую. «Дело в том, что революция февраля 1917-го многим напомнила 1905-й, когда народ воспринял ее, как уступку евреям, после чего начались погромы, – объясняет Михаэль Бейзер. – Поэтому евреи и не хотели высовываться. Например, ни один еврей из тех, кому предложили войти во Временное правительство, так и не дал на это согласие». Однако время требовало активности и решительности. Удивительно, но многие россияне зачастую сами просили евреев представлять их интересы в имеющихся политических партиях. Дело в том, что наибольшим авторитетом в обществе тогда пользовались фронтовики, но офицеры отождествлялись населением со старым режимом. Способные русские, даже из низших слоев, на войне быстро становились офицерами, в то время как евреям этого звания, как правило, не давали. Поэтому их время настало уже в 1917-м.
Вопреки сложившимся стереотипам, самой еврейской по своему составу из ненациональных общегосударственных партий тогда была вовсе не партия большевиков (в ней евреи были представлены в основном в руководстве). Куда больше сынов Сиона было среди кадетов, эсеров, а особенно — среди меньшевиков. В большевистскую же партию многие евреи вступили уже перед самым октябрем – составив 23% Петросовета, возглавляемого Львом Троцким.
Подчеркнем, что многие русские относились к тогдашним еврейским политикам с уважением, поддерживали их и готовы были делегировать им все полномочия. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Петрограде городским головой стал эсер Генрих Шрейдер, в Москве — Осип Минор. То есть на свободных, демократических выборах в обеих российских столицах мэрами стали этнические евреи! И это в стране, где буквально за несколько месяцев до этого у самих евреев не было даже права голоса!
«К 1917 году в Петрограде проживало 50 тыс. евреев из 1,5 млн. населения, — подсчитывает Михаил Бейзер. — То есть даже если бы все евреи голосовали за своих, а русские – за своих, евреи не получили бы такого представительства. Следовательно, многие русские голосовали тогда за евреев!»
Главным событием в жизни российского еврейства должен был стать Всероссийский еврейский съезд, говорится в уникальном документе «Воззвание к русским евреям» мая 1917 года. Для этого в Учредительное собрание должны были войти и еврейские представители, которые ратовали бы за создание для своего народа автономии.
Вокруг этой шкуры неубитого медведя стали вестись бурные дискуссии: каким должно быть еврейское образование в автономии – религиозным или светским? На каком языке будет обучение – на иврите (как хотели сионисты), идише (как требовали евреи-социалисты) или русском? Считать ли евреями выкрестов? И самое главное – кто будет оплачивать содержание еврейских школ? Забавно, но ответы на все эти вопросы по-прежнему не получены, так или иначе они обсуждаются в диаспоре до сих пор.
В итоге уже в декабре 1917-го выборы представителей российской еврейской автономии все-таки успели провести, в том числе в Петрограде. Выкрестов к ним не допустили, а всего, по подсчетам Бейзера, в них участвовало около 20% евреев — многие тогда попросту боялись лишний раз выходить на улицу, где «постреливали». По итогам выборов, победу на них одержали сионисты, но увы — было слишком поздно. Всероссийское учредительное собрание так и не смогло себя проявить, начиналась уже совсем другая история... |