ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Церковный документ и три еврея

  Виктор Амчиславский   Церковный документ и три еврея

Автору статьи удалось обнаружить уникальный первоисточник – единственный документ, подтверждающий факт появления в Петербурге еврейской общины. По иронии судьбы, это не что иное как протокол заседания церкви Св. Петра! Ведь пинкас, актовая книга еврейской общины, давно утрачен… Документ был найден в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПБ), и в первоначальном виде публикуется впервые.


Протокол заседания евангелическо-лютеранской общины Св. Петра 8 февраля 1802 г.   увеличить изображение


Список имен участников заседания, заключивших соглашение с евреями  увеличить изображение

«И поднялся Авраам от лица умершей своей, и говорил хеттам так: “Я у вас пришелец, но и старожил, дайте мне среди вас участок для погребения, чтобы похоронить мою умершую”».
(Брейшит 23:3-4)


Первые петербургские евреи, подобно праотцу еврейского народа Аврааму, утвердили традиции общинной жизни в столице Российской империи покупкой земельного участка на Бретфельдском (Волковском) кладбище. Согласно книге Брейшит, после смерти Сарры, Авраам купил у хеттов участок земли в Ханаане, где в пещере Махпела похоронил супругу. В 1802 г. похожие печальные обстоятельства заставили евреев, живших на берегах Невы, задуматься о приобретении собственной территории для Бейс-Ойлом. В роли хеттов – продавцов земли для погребений – выступил совет лютеранской общины Св. Петра, члены которого оказались более веротерпимыми, чем представители иных конфессий.

Посланники еврейских общин стали прибывать в Петербург 30 годами ранее, после первого раздела Польши. Постепенно они составили основу небольшой полуофициальной общины, фактическое зарождение которой принято связывать с упомянутым выше приобретением земель кладбища и началом заполнения пинкаса – актовой книги, в которую вносились записи о новых погребениях.

Скрупулезное отношение к документам было характерно для еврейских общин, унаследовавших традиции жизни в польском государстве. Польские евреи бережно хранили подлинники королевских привилегий и статутов, а также общинные пинкасы. Эти материалы подтверждали права еврейских сообществ на автономное положение и широкие экономические преимущества.

Следуя многовековой традиции, петербургские евреи ознаменовали приобретение земель для погребений тем, что начали заполнять пинкас. Первая запись этой своеобразной летописи содержит имена участников миньяна, собравшегося по такому важному случаю. Список возглавил «уважаемый и почтенный р. Натан Ноте из Шклова» (Нота Хаймович Ноткин) – крупный еврейский предприниматель, один из первых русско-еврейских интеллигентов и выдающийся общественный деятель своего времени. Евреи, составившие миньян, вели пинкас как книгу священного (погребального) братства Петербурга. Приведем имена этих людей: 
       «Чтобы осталась память об именах лиц, находящихся здесь в настоящее время, получивших прилагаемый документ:
       - Уважаемый и почтенный р. Натан Ноте из Шклова.
       - Р. Хаим Шмуклер (басонщик) из Брод.
       - Р. Ошер сын Исаии Кац (ааронид) из Могилева.
       - Р. Мордехай сын Шраги-Файвиша из Шклова.
       - Р. Матаия сын Ионы Кац.
       - Р. Иегуда-Лейб сын Озера из Шклова.
       - Р. Элиезер сын Гершона из Новоместа. 
       - Р. Ицхак сын Натана Сегаль (левит) из Могилева.
       - Р. Иошуа сын Хаима из Шклова.
       - Р. Саббатай сын уважаемого р. Натана Ноте» 
(Гордон Л.О. К истории поселения евреев в Петербурге // Восход. 1881. Кн. 2. С. 37).


Судьба и пропажа петербургского пинкаса


Гордон Лев Осипович
(Иехуда Лейб) (1830-1892)

Сегодня, когда мы отмечаем 210-летие еврейской общины, необходимо вспомнить о судьбе петербургского пинкаса и обратиться к другим документальным материалам, способным пролить свет на события 1802 г. В качестве исторического источника пинкас был востребован уже в XIX столетии, когда предпринимались первые попытки написания истории евреев Петербурга. В 1881 г. несколько листов пинкаса находились в распоряжении еврейского поэта, общественного деятеля, секретаря общины с 1872 по 1879 гг. – Льва Осиповича Гордона. В этот период Л.О. Гордон трудился над статьей «К истории поселения евреев в Петербурге» для

первых двух номеров только что разрешенного цензурой к печати русско-еврейского журнала

«Восход». Он подробно исследовал текст пинкаса, составленного на древнееврейском языке, и выступил не только в роли публициста, но и историка. С «поправкой» на время создания, его статья может быть названа публикацией документа. [Гордон Л.О. К истории поселения евреев в Петербурге // Восход. 1881. Кн.1-2].

Следующим этапом изучения пинкаса можно назвать публикацию факсимильного изображения двух листов этого источника в статье «Санкт-Петербург» в XIII томе «Еврейской энциклопедии». Этот материал в 1912 г. подготовил выдающийся русско-еврейский историк Ю.И. Гессен. Он включил в свою статью не только пинкас, но и приложенную к нему копию решения совета церкви Св. Петра. Стоит отметить, что копия датирована 1 апреля 1802 г.


Страница пинкаса петербургской общины, опубликованная в Еврейской энциклопедии
увеличить изображение


Выписка из протокола заседания
евангелическо-лютеранской общины Св. Петра
увеличить изображение

В дальнейшем пинкас попал в коллекцию Еврейского историко-этнографического общества.

Последнее упоминание об этом документе, обнаруженное нами, относится к 1919 г. Ныне пинкас петербургской еврейской общины считается утраченным. Однако благодаря усердию Л.О. Гордона полный его текст, а также протокол церковного совета, заверившего сделку, доступен читателю. Обнаружение пинкаса, по-видимому, не принесет исследователям новых интересных сведений и фактов, но, безусловно, станет событием не только историко-архивной, но и моральной важности.


Церковный документ как источник сведений о еврейской общине

В канун 210-летнего общинного юбилея, сохраняя заветы Авраама и традиции восточноевропейского еврейства, необходимо выяснить, какие материалы мы можем считать первоисточником, подтверждающим факт зарождения городской общины. Единственным документом, который фиксирует обстоятельства покупки земли на Бретфельдском кладбище, то есть документально подтверждает символический момент возникновения еврейской общины, является протокол заседания церкви Св. Петра, обнаруженный нами в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПБ). Приведем первую запись протокола, в которой отмечены состоявшиеся договоренности с евреями: 

      «Actum im Kirchenrath den 8-ten Februar 1802
In der heutigen Versammlung des respectiven Kirchenraths, in welher Herr Kirchenälteste Severin und der Herr Kirchenvorsteher Wolff Kranckheit wegen nicht zugegen waren, erschienen drei Hebreuer, welhe um einen kleinen Platz zur Beerdigung ihrer Todten auf dem Bredtfeldschen Gottesacker baten. 
1) Die respective Versammlung berathschlagte hierueber, und resolvirte, ihnen den ausserhalb des Walles unsers Gottesacker gelegene Platz, rechter Hand an dem Strome von ein hundert und sechzig Faden zur Beerdigung der Ihrigen mit der Bedingung einzuraeumen, dass sie von jeder Leiche der St. Petri-Kirche 10 Rb. bezahlen. Den Weg, den sie zu diesen ihren gegebenen Platze machen wollen, muessen sie nicht nur auf ihre eigene Koesten, sondern auch so anlegen, dass er uns auf keinerlei Art eine Ungelegenheit verursacht. Doch bleibt es ihnen auch frei, ueber unsere Kirchhof nach den ihrigen die Todten zu tragen. Zugleich wurde beschlossen, ihnen als einen Beweis der Abtretung dieses Platzes den Auszug dieses Protocolls einzuhaendigen».
(ЦГИА СПб. Ф. 708. Оп. 1. Д. 60. Л. 72).

На обратной стороне листа документа перечислены имена членов церковного совета:
   B. Nicolai
   Th v. Sievers
   N.B. Haesels
   J.Ph. Weisse
   F.L. Voigt
   J.L. Huselman
   T.G. Funk
   Henrich Krueger
   Christian Oesterreich


Разумеется, Л.О. Гордон не привел немецкий текст в своей статье, но дал точный его перевод. Он почти полностью совпадает с осуществленным нами переводом, который помещен ниже. Отметим, что архивный документ, найденный нами в ЦГИА СПб, представляет подлинный протокол заседания руководства общины Св. Петра, а Лев Осипович работал с его копией, которую лютеране выдали еврейским просителям, и которая была прикреплена к пинкасу. Приведем перевод протокола церковного совета:

       «Акт, составленный на церковном совете 8-го февраля 1802
На сегодняшнее собрание уважаемого церковного совета, на котором господин церковный староста Северин и господин председатель церковного совета Вольф из-за болезни не смогли присутствовать, явились три еврея, которые просили о небольшой площади для погребения их умерших на земле Бретфельдского кладбища.
1) Уважаемое собрание посовещалось здесь об этом и постановило, предоставить им за насыпью нашего кладбища лежащую площадь на правой стороне реки 160 сажень для погребения их с обслуживанием, чтобы они платили Петри-кирхе за каждый труп 10 руб. Дорогу, которую они захотят устроить к этой предоставленной им площади, они не только должны прокладывать на их собственные средства, но и чтобы она нам никоим образом не причинила неудобства. Кроме всего этого им оставлена также возможность свободно носить умерших через наше кладбище на их. Одновременно было решено вручить им выписку из этого протокола как доказательство отделения этой площади».

«Пусть смерть будет уничтожена навеки…»
Таким образом, рассмотренный акт заседания общины Св. Петра, является первым и пока единственным известным нам документальным архивным свидетельством, фиксирующим момент возникновения еврейской общины в столице Российской империи. Вопреки тому, что основание еврейского кладбища – событие, связанное со скорбными настроениями, о нем нельзя забывать. Записи, оставленные членами погребального братства, служили «сохранению памяти об усопших». Евреи, принявшие участие в учреждении петербургского Бейс-Ойлом, призывали к тому, что сегодня мы можем осознавать как задачу бережного сохранения еврейского прошлого, того, что стало для многих историей, но при этом – является живым источником будущего. Потому перечень имен, внесенных в пинкас, предваряли следующие слова: «Да будет смерть уничтожена навеки, и да отрет Господь слезы со всех лиц!» 

210-летие общины – радостный и приятный повод поздравить всех, кто участвует в жизни современного еврейского сообщества Санкт-Петербурга, всех, кто стремится к еврейской истории и культуре, возвращается к корням, ощущает неразрывную связь своей судьбы с судьбой еврейского народа.

Виктор Амчиславский родился в 1984 г. в Ленинграде. В 2001 г. окончил школу № 550. Выпускник факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирант кафедры Русской истории РГПУ им. А.И. Герцена. С 2005 г. исследует архивные документы, посвященные еврейской общине Санкт-Петербурга в первой половине XIX в. С 2008 г. занимается изучением истории общины еврейских солдат, существовавшей в Санкт-Петербурге в 1830-е - 1870-е гг.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї