ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Урок Торы с р. Бенционом Ласкиным

Мера за меру
Урок Торы с р. Бенционом Ласкиным

Несколько недель назад мы обсуждали историю о том, как сын Яакова Йегуда обманул своего отца. Помните? Продав Йосефа в рабство, Йегуда с братьями принесли Яакову его рубашку, смоченную в крови козленка. Несчастный отец решил, что его любимый сын был растерзан диким зверем. Эта история имела продолжение, в котором явно прослеживается действие принципа мида кенегед мида — «мера за меру». За свой проступок Йегуда был наказан тем, что ему пришлось послать козлят для женщины, которую он безуспешно разыскивал, рискуя стать посмешищем в глазах местных жителей. Но и наш праотец Яаков тоже получил окропленную козьей кровью рубашку неспроста… Принцип «мера за меру» реализуется на протяжении всей Торы, и это помогает по-новому осмыслить не связанные, казалось бы, между собой события… А если вдуматься, этот принцип действует и в нашей с Вами жизни!

При изучении истории жизни Яакова и его сыновей бросается в глаза, что предметы одежды и козлята все время используются для наказания в соответствии с принципом мида кенегед мида. Все началось с того, что Ривка и Яаков ввели в заблуждение Ицхака: приготовили вкусное угощение из двух козлят, переодели Яакова в любимые одежды Эйсава, которые хранились у Ривки, и обернули руки и шею Яакова шкурками козлят, чтобы выдать его за брата.
Прошло время, и братья Йосефа сорвали с него ктонес пасим — разноцветную рубашку, символ особого расположения отца к Йосефу. Братья обмакнули ее в кровь козленка, принесли Яакову и сказали ему: «Это нашли мы; сына ли твоего одежда эта или нет?» И Яаков узнал рубашку, и сказал: «Это одежда сына моего, видно, зверь лютый растерзал Йосефа». Так Яаков получил наказание — мера за меру! — за то, что обманул своего отца…
Тора рассказывает нам, что после продажи Йосефа Йегуда «отстранился от братьев», поселился отдельно от них. Старшего своего сына он женил на женщине по имени Тамар. Когда тот умер, не оставив потомства, Тамар стала женой второго сына, как того требует еврейский закон. Когда и второй сын умер, «сказал Йегуда Тамар, своей невестке: Сиди вдовой в доме отца твоего…» Он опасался, что и третий сын может умереть.
Когда Тамар поняла, что Йегуда не собирается дать ее в жены своему сыну, она переоделась блудницей, укутав лицо. Йегуда не узнал ее и «вошел к ней». Это переодевание напоминают нам о переодевании Яакова, которое он совершил, чтобы получить благословение. С той только разницей, что Ицхак чувствовал, что его обманывают, а Йегуда ничего не заподозрил. Как мы уже сказали, он послал козленка через друга своего, чтобы взять залог (печать и посох) из рук Тамар, но найти ее нигде не удалось. «И сказал Йегуда: Пусть она возьмет себе, чтобы мы не стали посмешищем; ведь я козленка этого послал, но ты ее не нашел» (Брейшит). Раши объясняет: «За то, что Йегуда обманул своего отца при помощи козленка, в кровь которого обмакнул платье Йосефа, он сам был обманут при помощи козленка».
Одежда также часто упоминается в истории семьи Яакова как средство воздаяния по заслугам – и в качестве наказания, и в качестве награды. Йосеф вызвал ненависть братьев, получив от отца в подарок уже упоминавшуюся «разноцветную рубашку». Затем он был подвергнут испытанию, когда жена Потифара пыталась соблазнить его: «Она схватила его за одежду, говоря: « ожись со мною!». Но он оставил свою одежду в руках ее и выбежал вон». За то, что Йосеф с честью выдержал испытание, впоследствии он получил награду: стал верховным правителем Египта, и фараон пожаловал ему два знака величия: «Одел его в одежду из виссона, и возложил золотую цепь на шею ему».
Услышав известие о гибели Йосефа, «разорвал Яаков одежды свои… и горевал о сыне своем много дней». Когда братья обнаружили кубок в суме Биньямина, они тоже разорвали свои одежды и сказали Йосефу: «Что нам сказать господину моему? Что говорить нам и чем оправдываться? Всесильный нашел вину за рабами твоими». Мидраш объясняет: «Тот, Кому мы задолжали, взыскал с нас долг. Он нашел место и время наказать нас мера за меру — наше рабство за рабство Йосефа». Кстати, как только братья выражают сожаление о своем недостойном поведении по отношению к Йосефу и готовы пожертвовать собой, чтобы спасти Беньямина, они получают от Йосефа в подарок… тоже одежды!
К этому можно добавить, что существует мнение: Лаван не случайно подменил Рахель Леей и сто раз переменял плату Яакова за службу — это было наказание Яакову за полученное обманным путем отцовское благословение.
…В Торе мы вообще часто встречаемся с понятием «мера за меру». Человек получает воздаяние за все дела свои, как добрые, так и злые. Известнейший пример – история Исхода из Египта. После того, как Красное море расступилось и пропустило евреев, Б-г утопил в его водах всех египтян. Возникает вопрос: зачем Вс-вышний дал им дойти до самого моря? Он ведь мог убить их в своих домах, как, например, сделал это с их первенцами… В своем комментарии на стих: «Поразил Он их тем, что они злоумышляли против вас» (Шмот) Раши объясняет: «В воде они хотели погубить евреев (помните приказ фараона топить всех еврейских мальчиков?) – и сами погибли в воде». Добавим: по принципу мида кенегед мида.
Кстати, а почему Вс-вышний поразил именно первенцев? Неужели они были более грешны, чем другие египтяне? Ответ дает сама Тора. Когда Вс-вышний посылает Моше к фараону, Он велит сказать ему: «Так говорит Б-г: Израиль — Мой первенец!.. Отпусти сына моего, дабы Мне он служил. А если откажешься его отпустить, то вот: убиваю Я твоего сына, твоего первенца!». Ясно и просто. Б-г говорит фараону: «Если ты причиняешь вред моему первенцу, Я наврежу твоему первенцу» … Мера за меру.
Мы найдем эту идею во многих местах Торы. Все слышали о прокаженных. Тора говорит, что, пока прокаженный не излечится, «отдельно должен он жить, вне стана жилище его» (Ваикра). Существует много видов «нечистоты» у людей, но ни за один из них Тора не высылает «за пределы стана» или из города. Почему же высылается прокаженный? Известно, что причиной, по которой человек заболевает проказой, является злословие. Мы помним это из истории Мирьям, которая обсуждала Моше и была наказана за это проказой. Раши объясняет: «Так как он (прокаженный) своим злословием сеял раздор между мужем и женой, между человеком и его ближним, то пусть находится за станом». Вновь действует закон «мера за меру». Злоязычник способствовал тому, что люди, поссорившись со своими супругами или друзьями, становились одинокими, поэтому теперь тоже должен страдать от одиночества…
Закон мида кенегед мида действует не только в случае прегрешения. Гораздо чаще мы находим его проявления там, где человек получает награду за свои добрые дела. Любавический Ребе часто цитирует слова мудрецов, приведенные в трактате «Сота»: «Мера добра всегда больше меры зла».
Так, в сегодняшней недельной главе «Вайехи» Тора рассказывает о смерти нашего праотца Яакова и о том, как его сын Йосеф сам занимался погребением, хотя он был правителем Египта. Мера, которой измерялось величие Йосефа, похоронившего отца, должна была в той же степени быть применена к нему самому, поэтому впоследствии в Торе сказано: «И Моше взял кости Йосефа». То есть, в награду за то, что Йосеф, несмотря на свое высокое положение, сам занимался похоронами своего отца, он, по закону мида кенегед мида, удостоился высокой чести: его хоронил сам Моше, выше которого нет никого в Израиле. Моше самолично нес гроб Йосефа, хотя у него было достаточно слуг и помощников. А ведь он был очень занятым человеком. И вообще, не все ли равно, кто несет гроб? Главное, что его выносят из Египета. Тем не менее, Моше сам нес гроб — так Небеса вознаградили Йосефа по принципу «мера за меру».
Моше тоже получил награду, как сказано: «И погребен был Моше в долине Моава…» На иврите слово «и погребен» можно прочитать «и погреб его», и Раши объясняет, что «Святой, благословен Он, Сам похоронил Моше». Этой чести Моше-рабейну удостоился – мера за меру! — за то, что занимался погребением Йосефа.
Итак, мы видим, что награда за добрые дела, праведные поступки, исполнение заповедей еще в большей степени, нежели наказание, отражает принцип «мера за меру». Вот еще один пример из Торы. Мы уже вспоминали историю Мирьям, которая сплетничала о Моше и была поражена за это проказой: «И была заключена Мирьям за пределами стана семь дней…» Тора добавляет удивительную вещь: «И народ не выступил в путь, пока Мирьям не вернулась в стан». Весь народ Израиля задержался на неделю, ожидая очищения Мирьям от ритуальной нечистоты! Зачем? Можно было попросту оставить с ней несколько человек и продолжить свой путь, ведь для продвижения многомиллионной толпы требуется намного больше времени, чем для небольшой группы. Раши говорит: «Эту честь Вездесущий оказал ей за то, что она задержалась ради Моше, когда он был опущен в реку». Мы все помним историю, когда Моше положили в короб и опустили в Нил. Тора говорит: «И стала сестра его поодаль, чтобы узнать, что с ним случится». Кто была эта сестра? Мирьям!
Есть и множество других примеров, из которых становится совершенно ясно, что, согласно Торе, все имеет свою «цену»: и наказание за грехи, и награда за исполнение заповедей. Но добро возвращается человеку сторицей. Поэтому каждому из нас стоит увеличить свое усердие в исполнении заповедей, умножая свои добрые дела. И тогда мы все удостоимся, с Б-жьей помощью, получить — мида кенегед мида — больше добра от Вс-вышнего. 

Гут шабес, дорогие друзья!

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сегодня является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї