фронтах Первой и Второй мировых войн, и 83 капелланов-католиков, убитых в войне против нацизма, а также в Корее и Вьетнаме. Самый известный из еврейских раввинов – Александр Гуд, он погиб 2 февраля 1943 года, когда немецкая торпеда потопила американский транспорт «Дорчестер», перевозивший сотни американских солдат в Великобританию. Рабби Гуд и трое других священников, принадлежавших к методистской, римско-католической и голландской реформатской церквям, отдали свои спасательные жилеты солдатам, а сами, читая молитвы, ушли под воду вместе с тонущим кораблем. «Голоса священников были тем единственным, что помогло мне продержаться», – сказал один из оставшихся в живых. Они были награждены посмертно крестами «За отличную службу» и медалями «Пурпурное сердце», а в 1960 году решением Конгресса СЩА была учреждена медаль «Четыре капеллана». Другой капеллан раввин Мортон Сингер был сбит над Вьетнамом, когда направлялся в действующую армию отмечать с солдатами Хануку. «Вера – самое мощное оружие в нашем арсенале», – сказал на открытии мемориала Джефф Миллер, председатель Комитета по делам ветеранов Палаты представителей американского Конгресса. В этом году исполняется 150 лет раввинской службы в армии США.
… и героев Сопротивления Еврейский музей в американском городе Милуоки (штат Висконсин) посвятил выставку женщине, казненной по личному приказу Гитлера. Милдред Фиш-Харнак преподавала литературу в американской провинции, на Среднем Западе, а потом в различных университетах Германии, куда переехала в 1929 году. Вместе со своим мужем Арвидом Харнаком она вступила в подпольную организацию, боровшуюся с нацизмом и известную как «Красная капелла» – такое кодовое имя группа антифашистов получила в гестапо. Подпольщики были арестованы осенью 1942 года, Арвида Харнака казнили, а его жену заключили в тюрьму. В результате личного вмешательства Гитлер, женщина была также приговорена к смерти и обезглавлена в феврале 1943 года. Среди экспонатов выставки – фрагмент пола камеры, в которой она находилась в заключении и была казнена.
Архиепископ проповедует антисемитизм Католический архиепископ Тринидада-и-Тобаго Эдвард Гилберт озвучил свои антиеврейские мысли в ходе проповеди в Порт-оф-Спейн. Духовный наставник местных католиков этой республики на Карибах сравнил местных политиков с евреями, которые, как он сказал, имеют обыкновение заботиться только о «своих» – своем народе, расе и общине. Сказано это было в ходе юбилейной мессы, посвященной 225-летию римско-католической миссии Тринидада. Лига против клеветы назвала это заявление «тревожащей перелицовкой древних антиеврейских мифов». По мнению еврейских деятелей, ложное представление о том, что евреи заботятся только о себе и не заботятся о других, – один из основных столпов классического антисемитизма. Подобные преставления не только выдают личное невежество, но и указывают на необходимость более эффективного изучения католиками современной точки зрения Ватикана по поводу евреев и иудаизма.
Картина возвращается к наследникам Баварское казино вернуло законным наследниками картину художника-портретиста Юриана Пула «Мастера гильдии золотых дел в Амстердаме в 1701 году», конфискованную в свое время нацистами. Картина, на которой изображены видные граждане Амстердама начала 18-го века, – уже девятая работа, которую получают правопреемники мецената середины XX века Макса Штерна. До войны она была украшением коллекции Штерна, с которым владельцу пришлось расстаться во времена нацизма против своей воли. После войны картина была приобретена неким казино в южной Германии, где и находилась до сих пор. Штерн закрыл свою немецкую галерею, сумел перебраться в Канаду, вывезя туда и часть коллекции, и приобрел местную Галерею изобразительного искусства. После его смерти в 1987 году, его правопреемники – три университета, включая и Еврейский университет в Иерусалиме, приступили к реализации проекта реституции работ из коллекции Макса Штерна.
Кашрут становится нормой в Берлине На полках одного из берлинских супермаркетов появилась, наряду с немецкой продукцией и импортом из разных стран, также и кошерная пища. Даже в таком явлении, как изменения в ассортименте супермаркета, можно усмотреть приметы больших перемен. Давно прошли те времена, когда кошерная пища была доступна только в специализированных магазинах. И если сегодня покупатели Нью-Йорка, Лондона и Парижа видят кошерную пищу в супермаркетах рядом с домом, то для них это всего лишь один из множества специализированных продуктов. Когда то же самое происходит в Берлине, это знаковое явление, свидетельствующее о том, что присутствие еврейской общины в Германии вновь становится нормой повседневной жизни. В городе, отягощенном памятью о нацистском прошлом, даже малейшие признаки того, что евреи снова становятся необъемлемой частицей повседневности, приобретают глубокий смысл. Из 160 тысяч евреев, живших в Берлине перед Второй мировой войной, 90 тысяч эмигрировали, 55 тысяч погибли в концлагерях, еще семь тысяч покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать нацистского террора, и только восемь тысяч уцелело к концу войны. Сейчас в Берлине проживает предположительно 30 тысяч евреев, хотя точная цифра неизвестна, потому что далеко не все из них записались в общину. Например, многие евреи-эмигранты не регистрируются, чтобы не платить религиозный налог, обязательный для членов всех признанных в стране религий. По оценкам продавцов кошерного, до 6 тысяч евреев Берлина соблюдают кашрут, и их число неуклонно растет. Правда, покупают кошерную пищу по разным мотивам: одни считают, что это более здоровая еда, другим она кажется более вкусной, третьи хотят быть ближе к Б-гу. К услугам тех, кто потребляет кошерное, открыто также несколько ресторанов и небольших специализированных кошерных магазинов по всему городу. По мнению руководства берлинского отделения движения Хабад-Любавич, число евреев, потребляющих кошерную пищу, существенно вырастет, если такие продукты можно будет покупать в больших супермаркетах шаговой доступности. |