ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Анна Гольдина Кто против еврейской мамы?

Анна Гольдина Кто против еврейской мамы?

Всем нам хочется, чтобы наши дети были успешны и удачливы, чтобы они сумели раскрыть свои таланты и продвинулись на выбранном поприще. Как это сделать? На голову современной еврейской мамы сваливается множество ответов на этот непростой вопрос. Вот, например, профессор Йельского университета права Эмми Чуа в своей нашумевшей книге «Боевая песнь матери-тигрицы», произведший фурор в американском обществе и будоражащей интернет уже больше полугода, утверждает, что самые лучшие воспитатели – это китайские мамы. У их детей всегда прекрасные оценки и призовые места.

Как китайские мамы этого добиваются? Ответ укладывается в десять пунктов. Китайским детям нельзя:

1. оставаться на ночь у подруги
2. участвовать в школьных спектаклях
3. жаловаться по этому поводу
4. смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
5. самим выбирать факультативы в школе
6. получать какие-либо другие отметки кроме «отлично»
7. не быть лучшим учеником класса по всем предметам, кроме физкультуры
8. играть на каком-либо другом инструменте кроме пианино и скрипки
9. не играть на пианино и скрипке

Что можно китайским детям: зубрить! Если же они отказываются жить по вышеуказанным принципам, их будут наказывать, унижать, лишать сладкого и т.п., пока должный эффект не будет достигнут. При этом надо отдать должное китайским мамам, которые после тяжелого трудового дня, находят в себе силы, чтобы заниматься со своими детьми. Речь идет не о том, чтобы просто помогать выполнять домашние задания. Мама становится своеобразным репетитором, ежевечерне натаскивающим ребенка. Ее перфекционализм требует, чтобы ребенок всегда был отличником. Пятерку по английскому языку или по математике китаянка воспринимает как оценку себе как матери, воспитателю, педагогу и гражданину. Так что не мудрено, что увидев в дневнике у своего малыша четверку, женщина начинает рвать на себе волосы и метаться в поисках срочного решения навалившейся на нее страшной проблемы.

Собственно ни одну еврейскую маму не удивишь тем, что нужно готовить с ребенком домашние задания. Так что не понятно, в чем же здесь ноу-хау? В том, что отличник превращается к концу учебы в затюканного неврастеника?

К этим вопросам стоит присовокупить еще один интересный факт. Во многих странах мира и в США, в первую очередь, существует программа поддержки и развития детей-вундеркиндов. Для этих детей проводятся специальные развивающие занятия. К ним приходит особый психолог. Так вот, среди этих детей процент китайцев ничтожно мал. (На полях отметим, что детей из еврейских семей больше половины). Не потому, что у выходцев из этой страны не рождается талантливых детей… Дело в том, что вундеркинд не бывает талантлив абсолютно во всем. Развитие его способностей, значительно опережающих не только сверстников, но, что более важно, его психофизическое состояние, требует колоссальных затрат энергии. Ребенок, которого по всем предметам заставляют зубрить на «пять», просто не имеет физической возможности развивать тот талант, который в нем заложен от рождения. Впрочем, китайская система подготовки вообще не дает развиваться никаким талантам. Четкое следование поговорке «бойся не того, что ты чего-то не знаешь, а того, что ты чего-то не выучишь» вносит в жизнь ребенка множество стрессовых ситуаций и неразрешимых проблем.

Почему я столько внимания уделила этой методике? Потому что подавляющее большинство западных изданий китайской маме противопоставило не некую среднестатистическую американку, с которой «воюет» Эмми Чуа, а именно еврейскую маму. Китаянка говорит: «Ребенок должен слушаться маму, потому что мама всегда права». То же скажет и еврейская мама, у которой ребенок тоже вполне себе отличник. Вся разница между нами в том, что похожую на офицера концлагеря китайскую маму ребенок постепенно начинает воспринимать как неизбежное зло, с которым надо мириться всю жизнь. А еврейский ребенок обожает свою маму, мало того, довольно часто одним из мотивов хорошей учебы является желание сделать маме приятное. Так и хочется сказать: таки они нас еще будут учить!

Впрочем, конкуренция с выходцами из Китая на данный момент для жителей Петербурга не столь актуальна, поэтому обратим свой взгляд на родные просторы. Что предлагает нам для самосовершенствования российская школьная программа?

Вот два произведения, которые на протяжении многих лет формировали сознание русскоязычного читателя: «Детство» Л.Н. Толстого и «Детство» М. Горького.

Казалось бы, трилогия Льва Николаевича «Детство, отрочество, юность» в наши дни читается как некая сказка про дворянский быт. Но в свое время она породила целый пласт литературы, в которой с умилением рассказывалось о счастливом детстве среди полей и дубрав в окружении любящей челяди и домочадцев. 

С мировоззренческой точки зрения «Детство» стало отправным моментом для создания определенной педагогической политики многих родителей. Они с удовольствием растили маленьких барчуков в тиши и уюте, окружая их иностранными педагогами и внимательными няньками. Эта модель стала активно возрождаться в постперестроечный период. Богатые семьи, живущие в прекрасных особняках с башенками, детей окружают няньками и боннами, дают им домашнее воспитание, которое потом абсолютно не вписывается в образовательные реалии российской средней школы.

Другим вариантом русского детства становиться «Детство» Максима Горького. Интересно, что Горький изначально писал свою книгу как бы в противовес Толстому. 

«Детство» Горького – это время страданий и лишений, из которых постепенно выкристаллизовывается новый человек, готовый строить светлое будущее. В школьных сочинениях советского времени выгодно было сравнивать Николеньку Толстого и Алешу Горького. Барчук явно проигрывал простолюдину, биография которого давала возможность написать о красоте нового человека, способного построить общество социальной справедливости.

Долгие годы множество советских семей воспитывало детей по схеме, обозначенной Горьким. Маленького человека растило общество, окружение. Родители же либо были вынуждены отдавать свое чадо в руки государства, поскольку не работать, даже в силу советского законодательства, не могли. Была и другая группа родителей, которые считали, что воспитать нормального человека может только коллектив, вне зависимости хорош он или плох. Сейчас мы можем наблюдать тупиковость «горьковского» пути. Масса семей, где нет никаких ценностей и нечего передать своим детям.

Что объединяет эти два произведения – это отсутствие родителей в жизни ребенка. Не физическое отсутствие, поскольку в «Детстве» Толстого родители все-таки есть, а психологическое. И вот с этим не согласится ни одна уважающая себя еврейская мама. Конечно, няни и гувернантки – это хорошо, но никто не заменит тепло маминых рук. Коллектив – замечательно! Но кто, кроме мамы, заметит все таланты, которые присущи только ее чаду?

Давайте посмотрим на традиции еврейского воспитания, насчитывающего уже несколько тысячелетий. Во-первых, речь идет о глубокой вовлеченности родителей в воспитание детей. Роль женщины не может ограничиваться прекрасной маменькой, которой целуют ручку перед сном и которая заходит в детскую, только чтобы принести подарки на день рождения (как в произведении Толстого). Так же и роль отца не может быть сведена ни к добыче хлеба насущного, ни к управлению поместьем, ни к заботе о самореализации. Предполагается, что именно мужчина должен стать хранителем семейных религиозных традиций. Мужчина воспринимается как авторитет, строгий, мудрый и спокойный, который во многом противопоставляется матери, мягкой, любящей и стремящейся баловать своих малышей.

Главным аспектом еврейского образования является то, что нельзя учить ребенка тому, чего не делаешь сам, ведь ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. «Это как молния, мы сначала видим ее, а потом только слышим. Поэтому начинать обучение нужно только на своем примере», - читаем мы в одном из древних поучений. Ребенок сначала видит, а потом уже спрашивает, зачем и почему делается то или иное. 

Какой из этого всего напрашивается вывод? Самый тривиальный. Слушайте, мы сами лучше всех знаем, как нам воспитывать наших детей! Мы учим наших детей самым главным вещам: думать и любить. Именно поэтому они столь много достигают в жизни и нам всегда есть чем гордиться. Наша система не дает сбоев уже несколько тысячелетий! И при этом наши дети нас любят, уважают, стараются быть такими, как мы. Среди еврейских детей самый большой процент вундеркиндов. Так что кто против еврейской мамы? Никто!

 






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї