Освобождение Гилада Шалита ценой освобождения тысячи террористов вызвало в еврейском сообществе самые противоречивые оценки – от горячей радости до сурового осуждения. Но как бы мы ни оценивали происходящее в эти дни и часы в Израиле, нельзя забывать, что освобождение человека – это огромная радость. И весьма символично, что произошло это накануне радостного праздника Симхат Тора. В Галахе сформулирован важнейший принцип выкупа заложника: «Нельзя платить за него больше, чем стоимость человека». Возникает вопрос: что такое «стоимость человека» и как она измеряется? Здесь нужно понимать, что речь идет о тех временах, когда существовал институт рабства, и раба можно было купить за деньги.Вышеупомянутый принцип означает, что если человека похитили и требуют за него выкуп, то сумма выкупа не должна превышать рыночную стоимость раба. Смысл этого установления в том, чтобы не поощрять преступников похищать все новых людей, ведь если «бизнес» невыгоден, то не будет и желающих им заниматься. Сегодня института рабства нет, но принцип остается в силе – как и все принципы Торы, которые универсальны и не подвержены влиянию времени. Но как же сегодня мы будем оценивать «стоимость» человека? И как это согласуется с тем, что жизнь человека, согласно Торе, бесценна? Очевидно, что в контексте сегодняшних реалий Израиля «стоимость» Гилада Шалита – это то количество палестинских заключенных, которые будут выпущены из тюрьмы. Отпустить на свободу тысячу кровавых террористов и убийц в обмен на одного-единственного человека, зная, что это может обернуться новой волной терактов и множеством невинных жертв? Следуя этой логике, многие авторитетные раввины осуждают эту сделку и считают, что цена выкупа Шалита слишком высока. В свое время в аналогичной ситуации Любавический Ребе выступил против выкупа пленного. Но мы не знаем всей суммы обстоятельств и всех соображений, которыми он руководствовался. На эту ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. У Израиля – десятки тысяч врагов, и все они рады были бы стереть еврейское государство с лица земли. Но они этого не делают, потому что антитеррористические службы Израиля не дают им такой возможности. С этой точки зрения, несколько сотен новых террористов принципиально не изменят соотношение сил. И если израильские спецслужбы гарантируют, что справятся с этой угрозой, то выкупить израильского солдата – правильный поступок и большая заповедь. Возможно, исходя из этих соображений бывший главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф дал «добро» на проведение этой сделки. В конечном счете, нужно понимать, что здесь мы балансируем между двумя принципами Галахи. С одной стороны, выкуп пленного – это большая заповедь. С другой стороны, нельзя платить «слишком большую цену», чтобы не провоцировать новые похищения и смерти. Все упирается в то, какую оценку мы даем раскладу сил в Израиле и насколько серьезную угрозу видим в выпуске на свободу тысячи террористов. |