Об обиде на жизнь и праведном недовольстве
-Рав Певзнер, о чем Вы размышляете в преддверии нового, 5772 года? - На протяжении всего уходящего года ко мне нередко приходили огорченные, обиженные на жизнь люди. У одних не ладится бизнес, другие страдают от жилищных проблем, третьи недовольны своим доходом. Конечно, этих людей очень жаль. Но все же я вижу, что многие из нас недостаточно ценят то, что имеют. Это, в общем-то, понятно. В природе человека – стремиться к большему. Об этом говорят мудрецы Талмуда: «У кого есть 100 зуз (денежная единица во времена Талмуда – ред.), тот хочет 200, у кого есть 200, желает 400…»Даже миллиардер стремится увеличить свои прибыли. Именно поэтому в ПиркейАвот сказано: «Кто богат? – Тот, кто доволен своей долей».Цени то, что имеешь – и обида на жизнь исчезнет, останется позитивное стремление к радостному, осмысленному существованию.
- Значит, следует быть довольным, даже получая нищенскую зарплату? - Только не нужно прикрывать этим принципом банальную лень: если человек не работает, проводит время на диване, живет в нищете и утверждает, что всем доволен, то это порок, а не добродетель. Воспитывать в себе чувство довольстваможно в том случае, если ты сделал все от тебя зависящее и реализовал свой потенциал.
- Но ведь если человек будет доволен собой, своим умом, талантом и здравым смыслом, он не будет развиваться и двигаться вперед? - Это очень важный вопрос! Принцип ПиркейАвот относится только к материальной сфере. В сфере духовного, наоборот, чувство довольства пагубно. Здесь следует всегда стремиться к большему, двигаясь вперед шаг за шагом и не останавливаясь на достигнутом. И особые возможности для духовного развития нам дает период между Рош Ашана и ЙомКипуром.
Прочистите каналы!
- Что такого особенного в этом периоде? Это время, на протяжении которого Б-г особенно благосклонно внимает молитвам и просьбам человека. Десять дней раскаяния лучше всего подходят для того, чтобы обдумать, как прошел предыдущий год с точки зрения духовного развития, связи с Творцом, отношений с семьей и близкими. Перед Рош Ашана мы читаем молитву «Слихот» («Извинения») – мы признаем перед Творцом, что многое сделали неправильно, что не на сто процентов реализовали дарованные Им возможности. И берем на себя обязательство – постараться исправиться, стать лучше. Конечно же, это должно быть не просто красивыми словами: решение исправиться должно выражаться на языке конкретных заповедей Торы.
- Почему-то сразу, как речь заходит о духовном совершенствовании, начинается разговор о конкретных заповедях! - Естественно, ведь эти вещи напрямую связаны. Согласно еврейским представлениям о жизни, наши благие решения должны воплощаться в конкретных действиях. Иначе все так и останется на уровне замысла. И действия эти – не что иное как соблюдение заповедей, данных Б-гом. Почему в иудаизме так важны конкретные действия – зажечь свечи, надеть тфилин, отделить цдаку? Потому, что заповеди – это каналы, соединяющие нас с Творцом. Если Вы верите, что Б-г всемогущ, то и способ связи с Ним должен быть таким, какой обозначит Он сам, не так ли? Это подобно тому, как отец говорит сыну: хочешь, чтобы я был доволен? Веди себя так, как я прошу! Вот и Б-г нам говорит: хотите, чтобы Я был доволен? Выполняйте Мои заповеди! Говоря научным языком, в любой заповеди есть две стороны: техническая – само действие – и «коммуникативная»: понимание того, что это есть способ выполнить волю Б-га. Соблюдение заповедей Торы – это способ коммуникации, установленный самим Вс-вышним.
Ты антисионист? Почитай Тору!
- В эти дни, накануне Рош Ашана, в ООН решаются вопросы, ключевые для судьбы Израиля… - Это не случайно. Ведь именно в Рош Ашана, в дни, когда был сотворен мир, Б-г принимает ключевые решения относительно всего мира, каждого человека и каждого государства. Естественно, что в эти дни мы особенно переживаем в связи с событиями вокруг Израиля. Давайте ненадолго уйдем от политических дискуссий и вернемся к духовным первопричинам. Огромная часть человечества верит в Библию, в то, что это – слово Б-га. Все называют Землю Израиля – HolyLand. Но почему-то сегодня многие предпочли забыть о том, что в Торе Б-г пообещал землю Израиля еврейскому народу. В этом – объяснение нашего права на эту землю. Любые другие аргументы можно вывернуть наизнанку. Этот аргумент – нельзя. Еще в XIIРаши, великий комментатор Торы, пишет: «Почему Тору нельзя было начать сразу с изложения заповедей? Зачем нужны главы о сотворении мира, о Потопе, о завете Б-га с праотцами еврейского народа? – Для того, чтобы окружающие народы не сказали: ‘Вы украли эту землю!’ Чтобы ни у кого не возникло сомнений в праве евреев на Израиль». Сомневаетесь в том, что Израиль – еврейская земля? Читайте Тору! Давайте в Рош Ашана помолимся о благополучии Израиля. В Торе (Дварим 11:12) об Израиле сказано: «Земля, на которую Б-г смотрит от начала года до конца года». Комментаторы спрашивают: «От начала до конца года – это значит постоянно, почему нельзя было просто сказать ‘всегда’?» Ответ таков: чтобы показать, что в Рош Ашана Б-г дает Земле Израиля новый импульс, новое благословение на следующий год!
О чем трубит шофар?
- Мы привыкли к тому, что каждый год в Рош Ашана в Синагоге трубят в шофар. Но в чем смысл этого? Разве недостаточно обычных слов молитвы? - Расскажу притчу БаальШемТова. Однажды царский сын отправился за тридевять земель, чтобы представлять интересы царя на окраине страны. Ему понравилось на новом месте. Со временем он позабыл, с какой целью приехал. Забыл придворный этикет, язык, на котором говорили во дворце; его царские одежды износились. Прошло много лет. Однажды царь решил посетить те места. Принц пришел в отчаяние: он понял, что отец его не узнает! Вот показалась процессия, вот появился сам царь… и тут сына осенило! Он зарыдал в голос и закричал: «Папа! Папа!» Отец обернулся... узнал и обнял сына! Так и еврейский народ: пусть у нас не осталось царских одежд – заповедей, пусть мы забыли язык – слова молитвы: достаточно лишь крикнуть «Папа!» – и Б-г услышит нас! Звук шофара – и есть наш крик: «Папа!» Приходите в Синагогу, чтобы выполнить главную заповедь праздника Рош Ашана! |