Афиша сентября держится на прочном юбилейном и даже мемориальном основании, будто памятник на постаменте. Главный юбилей сентября – это, конечно, 70-летие Сергея Довлатова. Если бы сам Довлатов мог вообразить, что когда-то ему, эмигранту, будет посвящен целый месяц всевозможных мероприятий, как в 1937-м – Пушкину! Да это выглядело бы при его жизни анекдотом! А вот ведь – пришло такое время. Памятник не памятник, а мемориальную доску на ул. Рубинштейна, где жил писатель, по такому поводу даже помыли. На то, чтобы поставить памятник, между прочим, претендует Уфа, там так и пишут в заголовках: «Довлатов – башкирский писатель». Ну, мы-то с вами знаем, чей он на самом деле… Программа Дней Довлатова в Санкт-Петербурге – это большая выставка, которую можно в течение всего сентября посмотреть в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, фотоинсталляция в Литературном музее «ХХ век», экспозиция плакатов «Сергей Довлатов: от автора» в Центральной библиотеке имени Лермонтова на Литейном,19. И в той же библиотеке – выставка эстампов «Рисунки Александра Флоренского к произведениям Сергея Довлатова». Этот альбом выполнен в технике шелкографии, все листы отпечатаны по рисункам художника из частной коллекции. До 22 сентября они выставляются публично. Впрочем, эти эстампы можно увидеть и на виртуальной выставке Интернет-музея гравюры. Как говорит писатель Александр Генис, «больше всего книгам Сергея подходят рисунки “Митька” Александра Флоренского, оформившего четырехтомник Довлатова. Попадание тут достигнуто тонким контрастом формы с содержанием: картинки сделаны так, как их бы нарисовал не автор, а его персонажи. Внешнее противоречие строгости и расхлябанности снимается мировоззренческим родством: митьки выросли на той же грядке. Флоренский рассказывал, что решился принять заказ, только узнав, что они с Довлатовым пользовались одним пивным ларьком». Кроме того, 23 сентября в Музее Ахматовой пройдет презентация первого комментированного издания С. Довлатова «Собрание в сборниках», выпущенного в этом году в Петербурге. А 9-го в театре имени Ленсовета – спектакль «Заповедник», опять-таки по Довлатову. Другой юбилей: 14 сентября исполняется 75 лет поэту Александру Кушнеру. Его творческие вечера пройдут 20 сентября в ахматовском музее и 27-го в «Буквоеде» на Восстания. Теперь о музыке. В Пушкине уже начался международный фестиваль «Царскосельский дивертисмент». Главным его событием станет концерт знаменитого виолончелиста Миши Майского 13 сентября в Большом зале Екатерининского дворца. Там прозвучат песни Иоганнеса Брамса и романсы русских композиторов в переложении для виолончели и фортепиано. 21 сентября в Капелле пройдет концерт Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра. Дирижировать будет достаточно известный в Европе Миша Кац, переехавший во Францию из бывшего СССР в 1985 году и создавший там трио им. Шостаковича. А солировать – петербургский скрипач Михаил Гантварг. Они исполнят музыку Моцарта, Мендельсона и Чайковского. А 27-го в Петербург вновь приезжает Владимир Спиваков. В Большом зале Филармонии он продирижирует Национальным симфоническим оркестром. В программе среди прочего – пять песен Малера. И, наконец, о выставках. В пятницу 9 сентября в Мраморном дворце открывается выставка «Движение. Форма. Танец». На ней – около 90 произведений, в основном XX и XXI веков, в том числе Натана Альтмана и современного петербургского скульптора Дмитрия Каминкера. Произведения современника Альтмана – художника Роберта Фалька сейчас находятся в музее-усадьбе Державина. Там открылась временная экспозиция из Абрамцевского музея-заповедника, приуроченная к столетию общества московских художников «Бубновый валет» (оно возникло в 1911 году). На выставке, которая будет открыта в течение сентября–октября, есть и портрет самого Фалька, выполненный его супругой Елизаветой Потехиной и никогда не попадавший в репродукции художественных альбомов. В DiDi Gallery 23 сентября откроется выставка произведений художника Иосифа Зисмана, более полувека работавшего в Ленинграде–Петербурге. Писатель Семен Ласкин рассказывал: «Помню, как я привел в мастерскую прекрасного искусствоведа Бориса Суриса. Мы смотрели десятки холстов, очень тонких по колориту. Поражала удивительная мягкость, их нежная, тончайшая туманность. Сурис тихо и убежденно сказал: “А ведь это еврейское искусство”. Да, Сурис был прав, хотя на холстах никогда не возникали ни традиционные старцы, ни люди во время молитв в талесах и кипах. Старики и дети у Зисмана сидели в тихих поселках, рассуждали о чем-то своем в серебристом пейзаже, но что-то в них было такое, что вывод напрашивался сам по себе». Уже неделю как в Музее истории религии открылась выставка «Религиозный мир Петербурга: история и современность». Она иллюстрирует тесное соседство людей нескольких вероисповеданий в одном большом городе. И, наконец, в том же музее до 27 сентября еще работает экспозиция «Еврейские семейные реликвии». |