ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Мемуары Померанца Семена Исаевича. Часть 3

Дорога в Белоруссию

Москва. Впервые в метро. Пленные немцы
Ехали в поезде, в пассажирском вагоне с откидными полками. Вещей с собой было очень мало. Скоро приехали в Москву. Вышли на большую площадь, людей было совсем немного. Почти сразу я увидел военного в форме со звёздочкой Героя Советского Союза. Он шел с женщиной, они вошли в вокзал. Я дёрнулся подбежать к ним, но Сарра меня удержала. Мы очень хотели посмотреть Москву, а мама интереса не проявляла. Успели посмотреть только метро, которое было рядом с вокзалом. (По-видимому, перебрались с Казанского на Белорусский.) Мы встали на эскалатор и пошли по ступеням. Не сразу заметили, что люди стоят… Никуда не поехали, посмотрели на станцию, на поезда. Показалось, что на меня обратили внимание, потому что я был босиком и в каких-то тонких рваных штанах. В Москве нисколько не задержались. Очень скоро поехали по местам, где была война: разрушенные станции, обгорелые дома. Очень удивились, что по обе стороны железной дороги на довольно большом расстоянии нет леса, а только стоят пенёчки одинаковой высоты, немного выше травы. Кто-то сказал: «Это немцы спилили, боялись партизан…» Приехали в Минск, вышли на какую-то деревянную платформу, вокзала нет. Вышли в город. Всё в развалинах, ни одного целого дома, кроме огромного здания с ровными стенами слева. Кто-то сказал: «Дом правительства. Немцы не успели взорвать. Наши разминировали». Так было в Минске через год после освобождения. А на развалинах копались люди в незнакомой одежде, таскали носилки с мусором, отбрасывали в разные стороны кирпичи, непонятно переговаривались. Оказалось – пленные немцы. Мама сказала: «Не надо на них смотреть». А они, наоборот, с интересом смотрели на нас и проходящих мимо людей. Я подумал, почему они на свободе, ведь могут убежать… Не сразу заметил двух наших солдат с автоматами, которые сидели в сторонке на камнях и курили.

Барановичи, Брест, Бытень
Сарра куда-то ходила, я с мамой с нашими небольшими мешочками ожидал её около платформы. Она пришла и сказала, что в Витебск не направляют, он полностью разрушен, там всего одна школа и совсем негде жить. А направили её в Западную Белоруссию, в город Барановичи – там ей скажут, где будет работать. Поехали в Барановичи, мама сказала, что это близко от Пружан, от её и папиной родины.
Потом в поезде на Брест (мама сказала: Брест-Литовск) доехали до станции Бытень, куда Сарра получила направление. Вот эту станцию я запомнил очень хорошо. Маленькое помещение, небольшие скамейки, на которых мы расположились. Очень мало людей, они входят и уходят, как-то подозрительно нас оглядывают. По железной дороге – очень большое движение, особенно в сторону Минска. Это возвращаются наши войска из Германии, победители – в товарных вагонах, украшенных портретами Сталина и зелеными ветками, обвешанных велосипедами и мотоциклами. На станции Бытень почти не останавливаются, только замедляют ход. Погода пасмурная, мелкий дождь, тепло и душно. Меня охватила какая-то тоска. Я спал и плакал. Мама думала, что я заболел. Появилась Сарра, сказала, что в школе Бытени есть место, но нет жилья, что надо ехать обратно в Барановичи за новым назначением. Я обрадовался, потому что в Бытени мне очень не понравилось.
С трудом оттуда выбрались, поезда на восток шли очень плохо. Пытались подсесть к военным, но они на медленном ходу старались подхватить только Сарру, на меня с мамой не обращали внимания. Наконец как-то выбрались на открытых платформах, с пересадками, с переходами через рельсы, пролезая под стоящие вагоны, которые могли вот-вот тронуться. Сарра получила новое направление в город Новогрудок Барановичской области. Но я после Бытени и волнений ничего не запомнил. Очнулся на станции Новоельня, где пересели в маленький поезд, который по узкоколейной железной дороге шел до Новогрудка. Там было суждено нам остаться на долгое время, а мне закончить 10 классов и повзрослеть…

Новогрудок

Детский приёмник. Базар. «Мало денег»
Приехали утром. Мне сразу понравилось: тихо, солнечно, тепло, спокойно, мало народа. Остались с мамой на вокзале, совсем на вокзал непохожем: маленький домик, никаких железнодорожников, никакой милиции. Сарра пошла узнавать о работе. В Новогрудке кончалась узкоколейка. В нашем поезде оказалось всего несколько маленьких вагонов, и паровоз был совсем маленьким и чистым. Люди вышли из вагонов и сразу разошлись. За вокзальчиком вокруг виднелись сады, все в яблоках, и небольшие деревянные дома. Совсем не похоже на Бытень. Скоро пришла Сарра и сказала, что до начала учебного года её направили воспитательницей в детский приёмник-распределитель и разрешили там находиться с иждивенцами. Был конец июля или начало августа 1945 года. Мы совсем не следили за календарем…
Приёмник находился недалеко от вокзала. Оказалось, что это заведение относится к милиции. Сарра с мамой забеспокоились, думали, что там находятся одни уголовники. Но когда мы пришли, то увидели несколько тихих, запуганных детей. Приёмник занимал небольшой деревянный домик с просторным двором. Сарру принял начальник и объяснил, что в новогрудском приёмнике собирают детей и подростков из ближайших окрестностей, потерявших в войну родителей и родственников. Здесь их подкармливают, по возможности одевают, стараются чем-то занять и, после недолгого пребывания, отправляют в детские дома. Здесь спокойно еще и потому, что Новогрудок находится в стороне от больших городов и железных дорог, где всё сложнее и опаснее. Сарра вышла с этим начальником в милицейской форме, он внимательно посмотрел на маму и меня и сказал одно слово: «Устраивайтесь». Хорошо помню, что мне дали штаны, рубаху защитного цвета и брезентовые туфли. Впервые за всё лето после Банкета и наших переездов я перестал ходить босиком. Во дворе была уборная и умывальник с мылом. Ночевал я в небольшой комнате, где было еще три койки. Дали чистое бельё, подушку, полотенце и одеяло.
К вечеру появились трое мальчишек, небольших, худых, бледных. На меня почти не обратили внимания, разговаривали как-то непонятно: слова были и русские, и белорусские, и, как мне потом объяснили, польские. Охраны в приёмнике не было, за порядком и режимом следили воспитатели. Пришла Сарра, занялась ребятами, а я и мама пошли в город. Надо было что-то купить. Магазина не нашли, кто-то подсказал: «А у нас тут всё на базаре» и показал, где базар. Мы пришли и, как теперь говорят, обалдели, даже испугались. На большой площади стояло множество телег, лошадей, сытых мужиков. Мелькнула мысль: здесь что – войны не было? И на каждой телеге, у каждого дядьки – картошка, капуста, огурцы, яблоки, мясо, молоко, творог, живые куры, яйца. Названий некоторых продуктов я даже не знал. Мама подсказывала: «это сало, это белорусская домашняя колбаса, это окорок». Среди этого богатства спокойно ходили женщины с детьми, приценивались, пробовали, жевали. Мама сразу что-то купила, что-то мне дала, потом вздохнула: «Мало денег». А по поводу мужчин нам потом объяснили, что они сохранились потому, что наши не успели их взять в армию, а немцы не трогали потому, что они снабжали их продуктами.

Судьба новогрудских евреев
Несколько дней мы квартировали в приёмнике. Новогрудок удивлял на каждом шагу. Тихая, мирная, благополучная жизнь. Центр – на возвышенности, в центре – булыжная площадь с каменными домами, к ней со всех сторон поднимаются улицы с названиями белорусских городов: Минская, Гродненская, Лидская, Слуцкая, Слонимская и другие. По ним можно на машине выехать в эти города. Приглядевшись, заметили, что война здесь всё же прошла: почти на каждой улице около центра – груды кирпичей и щебня, остатки нескольких разрушенных каменных домов. Потом узнали, что это были дома богатых евреев. Немцы взорвали их, как только заняли город в первые дни войны, а евреев расстреляли или загнали в гетто, которое устроили напротив базара на обширной территории бывших воинских складов. В новогрудском гетто содержалось более 20 тысяч человек, согнанных из разных мест Западной Белоруссии. Их постепенно убивали, устраивая «акции», или просто погромы, как называли эти действия сами евреи.
В назначенный немцами день с утра начинали выводить людей из гетто и вести в неизвестном направлении. Оказалось – по дороге на Лиду. Там уже были вырыты рвы, и начинались расстрелы. Первый погром состоялся 7 ноября 41-го. После войны видел у дороги черный гранитный камень с надписями на русском, белорусском, польском и еврейском языках и указанием этой даты и двух других, относившихся, кажется, к марту и маю 42-го. На надписях было указано число жертв: 7, 11 и 8 тысяч человек. Мой приятель по классу, которому я помогал по русскому языку, бежал из гетто с двумя товарищами и девушкой после первого погрома. Тогда увели его мать. Он запомнил, как она грозила кулаком ему и отцу… Полицаи из белорусов стреляли по беглецам, одного легко ранили, но погоню не устроили. Бежавшие несколько дней бродили по лесу, пока не добрались до партизан, где воевали до лета 44-го, до прихода Красной армии. Отец приятеля уцелел. Он был мастером-краснодеревщиком. Немцы под охраной водили его в разные свои учреждения и отделы, в том числе и в гестапо, где он делал и ремонтировал разную мебель. Перед отступлением немцы расстреливали остававшихся евреев, но его не тронули.

Копец Мицкевича
Мы обратили внимание, что в Новогрудке полно военных. Оказалось, что вокруг города расположены военные городки-казармы, построенные еще до Первой мировой войны. Их занимали разные войска, побывавшие здесь: русские, немецкие, польские, советские, опять немецкие, опять советские. И всем казармы пригодились, потому и уцелели. Как, впрочем, и тюрьма… Военные, как-то не по военному, гуляли по улицам, ходили по базару, сидели, покуривая, на скамейках. По-видимому, отдыхали после войны, ждали демобилизации.
В стороне от площади, близко от неё, находился парк с танцевальной площадкой, где почти каждый день играл военный духовой оркестр. Звуки разносились по городу, и это было очень хорошо… В конце парка – какой-то высокий, непонятный, неестественный холм. Оказалось, что это – искусственно насыпанный конус высотой метров 50 и называется «гора Мицкевича», или, по-местному, «копец Мицкевича». Потом узнал, что польский поэт родился в окрестностях Новогрудка, а здесь, в старинном костёле, его крестили. Костёл сохранился – большой, белый, покрытый красной черепицей. Он располагался в нижней части парка и привлекал красотой, но в 45-м там был женский католический монастырь, поэтому никто туда не ходил. Позже, летом 48-го, мы с кем-то из класса с опаской зашли в костёл. Там было пусто и мрачно. На стене висели две памятные доски: в знак крещения Мицкевича и в знак заключения унии Литвы с Польшей в каком-то очень давнем году. Кто-то сказал: «Пошли отсюда, нам эта история не нужна…» Через много лет, в начале 1980-х, археологические источники указали, что первое упоминание о Новогрудке содержалось в Ипатьевской летописи примерно в середине XIII века. А в 1945 г. с парковой возвышенности и с горы Мицкевича открывался очень красивый вид на поля и дальние леса. Только поля были какие-то лоскутные, разноцветные. Вскоре объяснили: у каждого хозяина здесь своё поле, кто что хочет, то и сеет, и разные культуры имеют разный цвет.

Зубной врач Ида Моисеевна. Бутафорский череп со свечкой
Сарра повела меня записываться в школу, где она уже побывала и где ей предстояло работать учительницей начальных классов. Школа находилась ниже парка в белом трёхэтажном здании и называлась «русская средняя». Меня записали, как и следовало, в 8-й класс. Предъявил свидетельство Марьевской школы и продолжал гулять. Никаких бесед со мной не проводили, вообще ничего не спрашивали. Тем временем мама и Сарра искали жильё. Кто-то им подсказал, что на Гродненской улице зубной врач сдаёт комнаты. Как-то всё быстро устроилось, и мы поселились в этом доме на пять лет, включая все мои последние школьные годы, 8–10-й классы. Дом был большой, с каменным крыльцом, с большими окнами, высокими потолками, изразцовой печкой. Кто в нём жил до войны – неизвестно, то ли евреи, то ли поляки. Во всяком случае, никто не предъявлял на него права.
Зубным врачом оказалась женщина, Ида Моисеевна Цыбульская, солидная, высокая, энергичная, проведшая войну в партизанском отряде. Сразу предупредила маму, что жить в Новогрудке не будет и чтобы мы располагались у неё основательно. Изредка и понемногу она рассказывала про войну, про то, как убежала из минского гетто, как там расправлялись с евреями, как лечила раненых партизан. Увидел у неё небольшую книжку на еврейском языке с названием на последней странице по-русски: «Минское гетто», изданную в Минске в 1945 году. Пока она жила вместе с нами, к ней приходили лечить зубы разные люди, её знали в городе. Мне запомнились католические монашки в чёрных платьях с белыми воротничками и в больших шляпах. Они приходили с корзинками и расплачивались продуктами.
Ида Моисеевна действительно скоро уехала, были разговоры, что в Польшу, а потом в Палестину (государства Израиль еще не было). Она оставила всю мебель и вдобавок бутафорский череп с челюстью, которого я сначала боялся, а потом, когда учился, вставлял в него горящую свечу и пугал этим девчонок из класса. Мы остались одни в большом доме…

«Какой же ты еврей, ты гой…»
В Новогрудке оказалось довольно много евреев, хотя большинство погибло. Те, которые уцелели, спрятались в начале войны или сбежали из гетто, а затем находились в партизанских отрядах. Говорили, что еврейские партизанские отряды были самые воинственные, потому что им ничего не оставалось делать, как воевать. Рассказывали, что была бригада под командованием Бельского, который воевал еще в Испании в 1936–38 гг. За Отечественную войну он получил Героя Советского Союза, но когда в 44-м наши освободили Белоруссию, он перешел в Войско Польское, а потом перебрался в Палестину и там воевал против англичан и арабов.
Мы удивлялись, что уцелевшие евреи после таких страданий были весёлыми, энергичными, деловыми. Они благодарили советскую власть, но были недовольны, что она не разрешает свободно торговать. Евреи, особенно женщины, обратили внимание на нас и вначале очень нам помогали продуктами и одеждой. Я к школе был вполне прилично одет – говорили, что благодаря какой-то американской помощи.
Насколько взрослые относились к нам хорошо, настолько недоброжелательно относились подростки и молодые парни. Они плохо говорили по-русски, изъяснялись на какой-то смеси русского, белорусского и польского. Меня и других приезжих называли «восточники». «У вас там, в Союзе, говорят не хлеб, а хлебушко», – по-видимому, этим хотели сказать, что мы бедные… В школу они не ходили. Однажды в бане трое парней грубо пристали ко мне: «какой же ты еврей, ты гой…» Было противно, я их обругал, чуть не подрались. Я не знал слова «гой». Мама сказала, что это ругательное слово для русских, такое же как «жид» для евреев.
Подумалось: так и живут люди, обзывая и не любя друг друга. Подумалось и… стало обыденным. Но привыкнуть к этому взаимному отчуждению невозможно. Всякий раз, когда возникал вопрос о национальности, становилось не по себе: зачем это, кому это нужно, какая разница, кто ты… Почему же тогда говорят и пишут о равенстве у нас всех народов? А вот у них, у капиталистов, есть национальные различия. И Гитлер довел эти различия до крайности, хотел сохранить только немецкую расу. Впрочем, эти размышления были смутными, неясными.
В разговорах эту тему не затрагивали. То ли боялись, то ли все такие умные, что им всё понятно. Один я лезу с какими-то вопросами… Мама однажды по этому поводу заметила: «Ничего не выясняй. Так всегда было и будет…» И, как всегда, оказалась права. Она на себе испытала отношение к евреям на своей родине в Западной Белоруссии со стороны поляков, белорусов и русских. Мама с горечью вспоминала, например, как хозяйка-полька, детей которой она нянчила, сказала однажды: «Ты, Поленька, не бойся погромов, ты ведь на еврейку не похожа…» Мама, впрочем, оговаривала, что и евреи не ангелы. Силу, конечно, не применяли (силы-то и не было…), но при случаях показывали свой непростой характер. Мне недавно совершенно так же заметили: «Откуда у вас такая славянская внешность?» Будто одна внешность – достоинство, а другая – недостаток. Ныне у нас подозрительны люди с кавказской внешностью. А присно и во веки веков кто будет неприятен и ненавистен? Воистину, расовая и националистическая зараза неистребима…
Отношение взрослых евреев к нам, как потом оказалось, было не совсем бескорыстным. Они хотели, чтобы Сарра вышла замуж за молодого красивого еврея, торговца кожей. Но Сарре он не нравился, а мама опасалась, что нам придется уехать из Советского Союза. Мама иногда с огорчением говорила: «Сколько ужасов они пережили, но почему они такие непростые, скрытные, хитрые. Могут помочь, но могут и обидеть. Жадничают, хвастаются, как богатые буржуи. Надо стараться не иметь с ними дела».
У евреев еще оставалось польское гражданство, советское после осени 39-го года и до начала войны им оформить не успели, а они его принимать не спешили, и почти все скоро через Польшу уехали в Палестину.

«А дальше – мины»
До начала школьных занятий была устроена заготовка дров. Человек 30 из старших классов с кем-то из учителей на военной полуторке отвезли в ближний лес, километрах в пяти-восьми от города. Спросили: «А дальше?» «Дальше – мины», – сказал шофер. Жили в лесу несколько дней, пекли картошку, ели американскую тушёнку, спали в шалашах из еловых веток, умывались в ручейке. Погода была сказочная, жарко, тихо. Валили деревья и распиливали на поленья. Я таких деревьев никогда не видел. Толстые настолько, что пила едва помещалась в стволе. К ручкам пилы прикрепляли широкие немецкие солдатские ремни с надписью на пряжке «Гот мит унз» (С нами бог) и допиливали до конца. Я пилил плохо, с предупреждением дали самый небольшой топор и поставили обрубать сучья. Я удивлялся умению и сноровке местных ребят. Работали без шуток, без песен, будто только этим всегда и занимались. Заготовили несколько машин дров и радовались, что всё удалось вывезти.

Нахальные девицы. Победа над Японией
Наступил день 1-го сентября 1945 года. Я оказался в восьмом классе новичком, остальные человек 10-15 уже учились целый год вместе. Сразу почувствовал интерес к себе, особенно со стороны двух-трёх девчонок: «Где учился? В деревне? В Поволжье? Что проходили? А математику, физику знаешь? А сочинения по литературе писал?..» Это было неприятно, неожиданно и мне незнакомо. Девицы явно соперничали между собой, старались обратить на себя внимание всего класса. Ребята отнеслись ко мне почти равнодушно. Я заметил, что примерно пятеро-шестеро из них были совсем взрослые, на три-пять лет старше меня и других. Это были отслужившие в армии, прошедшие войну и бывшие партизаны.
С первых же уроков я понял, что совсем отстал, особенно по алгебре, геометрии. Русский язык и литература, а также история и география изучались на незнакомых материалах, но были всё же понятны. Никакого понятия не имел о белорусском языке и литературе, о физике и химии. Подумал, что придется учить уроки дома, чего я никогда не делал.
Не успели начать учиться, как наступил День победы над Японией. На площади состоялся парад, всю площадь заняли войска, произносились речи, выступали два генерала и полковник. Я таких важных военных видел впервые. Они очень часто упоминали Сталина, и войска кричали «ура». Всё время гремел оркестр. Учебы в этот день не было.

«Подзаборники! Кабацкий звук слышу!»
Учителя сразу понравились. Они не менялись все три класса, с 45 года по 48-й. Все они прошли войну и, судя по отдельным кратким рассказам, видели всякое. Никаких вечеров воспоминаний, никаких походов и экскурсий на военную тему не было. Слово «ветеран» тогда было неизвестно. Жаль, не запомнил имён учителей, кроме историка Ивана Сергеевича (он же географ, он же директор школы) и биолога Ивана Даниловича (он же завуч). Математичка казалась сначала очень строгой, сразу заметила мою необразованность и при всем классе заявила, что к концу второй четверти 8-го класса, то есть к 46 году, ликвидирует моё отставание. Ей это удалось, алгебра мне даже понравилась; с геометрией и особенно стереометрией было хуже. Я с трудом представлял себе всякие конусы, вписанные в прямоугольники, и другие подобные задачи. Она же вела физику, но как-то скучно. Замечательным был химик. Объяснял так понятно и наглядно, что все сложные реакции и превращения представлялись как живые. Был строг, но справедлив, никого не выделял и не хвалил. Устраивал опросы, дополнительно занимался со всем классом перед экзаменами. Строго вопрошал: «Вы хотите знать или сдать?»
Необычным был учитель русского языка и литературы, словесник, как он сам себя называл. Небольшого роста, толстенький, с большой лысиной, небрежно одетый, в очках на кончике носа, он всегда сыпал цитатами из классиков. Не терпел малограмотности и в тоже время терпеливо занимался с теми, кто плохо говорил по-русски. А таких было больше половины класса. Именно от него пошло у меня увлечение литературой и появились какие-то знания по русской классике. Он плавно входил в класс, держа в одной руке потрепанный портфель с книгами, а другая рука, упираясь в бок, обнимала груду книг. Не здороваясь, подходил к столу, отпускал руку, и книги с грохотом падали на стол. Портфель бережно ставил на стул. Оглядывал класс из-под очков, тяжко вздыхал и, если в классе не сразу наступала тишина, негромко кричал: «Подзаборники! Кабацкий звук слышу! Чтоб тихо было!» И начинал читать стихи или рассказывать что-нибудь, называя потом авторов. Например: «Что ж ты смотришь так синими брызгами, или в морду хошь?» – Есенин. Или совсем неизвестное: «Ландыши, лютики. Ласки любовные. Ласточки лепет. Лобзанье лучей» – Бальмонт. Или запрещенная Ахматова: «Хорошо здесь: и шелест и хруст; С каждым утром сильнее мороз… И на пышных парадных снегах Лыжный след, словно память о том, Что в каких-то далёких веках Здесь с тобою прошли мы вдвоём».
Или прославленный Маяковский: «Любить – это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи…» Мы сидели затаив дыхание, школьницы краснели… В книги не заглядывал, зачем их таскал в таком количестве – никто не понимал. Меня вроде не замечал, но по всему было видно, что одобрял мой интерес к литературе. Однажды я возмутился редкой тройкой за сочинение, он близко подошел, посмотрел поверх очков прямо в глаза и тихо сказал: «Иди за дверь». Мне стало жарко от стыда, я потом искал случая извиниться, но он повода не давал, хотя ровного и справедливого отношения ко мне не изменил…
Был еще чертежник, будто бы в прошлом видный польский инженер, избегавший говорить по-русски. Ходил по классу, угрожающе похлопывая широкой линейкой по ладони, и приговаривал: «Бо тень шепну, нават моцно. – Как двину, даже крепко». У меня по черчению, как когда-то и по чистописанию, ничего не получалось.
Историк-географ-директор Иван Сергеич, высоченный, худой, почти лысый, в очках-пенсне, в польском офицерском кителе, в каких-то серых галифе и высоких сапогах, медленно ходил по классу и очень четко рассказывал, в основном о XIX и XX веках, западных республиках СССР и европейских странах. О краях к востоку от Урала мы от него ничего не слышали. Или я не запомнил?.. Про него говорили, что он руководил подпольем и связью с партизанами, но некоторые считали, что он во время оккупации служил в полиции… Сарра говорила, что директор очень хорошо относится к учителям, особенно к молодым, даёт советы, предлагает помощь.
Иван Данилыч учил ботанике, анатомии, но больше запомнился как завуч. Крепкий, коренастый, с шапкой густых волос, в гимнастёрке с подворотничком, с широким командирским ремнем, в защитных штанах и солдатских сапогах, он неотлучно находился в школе. Куда ни пойдешь, всегда встретишь завуча. Мне от него часто доставалось: «Опять ты носишься, как дурной. Опять ты по школе ходишь в шапке. Не умеешь себя вести. Скажу сестре, вызову мать» Но ни разу никого не наказывал, не кричал, всегда был спокоен. Носил орденские планки, но о войне ничего не говорил.
Забавной была учительница белорусского языка. Больше говорила по-русски, но очень хвалила белорусских поэтов и писателей. Всегда спешила, приходила с мешочками, свёртками, приговаривала: «На базаре дорого, денег не хватает».
В школе было нескучно и в то же время не ощущалось суеты, соблюдались чистота и порядок, хотя никаких условий для гигиены и санитарии не было. Мы могли оставаться после уроков, сидеть в классе и выполнять домашние задания. До самого вечера в школе оставались некоторые учителя, им можно было задавать вопросы, спрашивать учебники.
Со школьной библиотекой я сразу подружился. Читал, кроме заданного, всё без разбора, но пропущенное в начальной и средней школе так, кажется, и не наверстал. Майн Рид, Жюль Верн, Вальтер Скотт, Дюма и подобные авторы остались почти неизвестными.

«Как при царе». Военные
Спорта в школе вначале не было, инвентаря никакого, только перекладина-турник: тонкая труба на двух столбах. Мне нравилось подтягиваться, удавалось раз 8-10. Ничего другого не получалось. Очень хотелось играть в городки, но о такой игре здесь не знали. В школе стал появляться физкультурник из ремесленного училища, набиравший команду по легкой атлетике и футболу. Желающих было мало, говорили – «учиться надо». Я попробовал бегать, но быстро выдыхался. А футбол более-менее пошел, и этот тренер взял пять человек из школы, в том числе и меня, в свою команду «Трудовые резервы». После 8-го класса поехали в Барановичи на областные соревнования. Дали форму, белые трусы, полинялые майки и стоптанные ботинки. Несколько раз играли, кричали «физкультпривет», заняли не последнее место.
На этих соревнованиях я подружился с Володей Тумановым из 10-го класса. Он, высокий, худой, хорошо прыгал в высоту, занял первое место. Я не понимал, как можно прыгать в высоту… В Новогрудке стал бывать у него дома. Его отец, подполковник-танкист, прошел всю войну, дожидался демобилизации. Как-то сказал: «Кончилась война, и делать нечего…» Гонял со своим ординарцем-сержантом на трофейном мотоцикле английского производства «Харлей» с коляской, часто брали меня с Володей. Мне было странно, что ординарец ходил с Володиной мамой на базар, подметал комнаты, готовил еду, мыл посуду, чистил одежду и сапоги подполковника. Проговорился маме – она тоже удивилась: «Как при царе…» Военные были очень заметны в городе, особенно в 45–46 годах. Даже помогали нам, жителям. Они снимали комнаты по соседству, можно было договориться, чтобы привезли дров, картошку с базара. Вообще делились своим довольствием, хлебом, сахаром, консервами, кое-какой старой одеждой. Они разъезжали на мотоциклах и на американских «виллисах», у них было радио, рассказывали разные новости.
Зимой по вечерам в клубе играл оркестр, устраивались танцы, наши школьницы пользовались большим успехом, хотя учителя не разрешали ходить в клуб. А мы, их одноклассники, стояли у стен и по углам и ревновали. Познакомился с некоторыми военными. Совсем молодые, по 20–25 лет, лейтенанты, старшие лейтенанты. Многие прошли всю войну. Двое из них были в Иране, потом весной 42-го, тогда незнакомые между собой, оказались в Крыму, где произошел полный разгром. Они вплавь, держась за обломки, добрались до кавказского берега. Рассказывали как-то просто, даже посмеивались: «Жалко нашу форму, особенно сапоги, потом никогда таких не выдавали. Там командовал Мехлис…» Некоторые военные появлялись у нас дома, ухаживали за Саррой. Однажды симпатичный старший лейтенант, с которым она ходила в кино, сказал мне: «Замечательная у тебя сестра, только немного странная. Не понимает, на каком свете живет…» В 47-м военных стало гораздо меньше: многих демобилизовали, а для других стал гораздо строже режим.

Комсомол. «Снимать шапку при встрече с учителями»
В 8-м классе, в начале 46-го, меня приняли в комсомол. В райкоме было тепло, уютно, торжественно, кто-то выступал с напутствиями, о чем-то доброжелательно спрашивали, но об отце не спросили. Как раз были выборы, комсомольцев посылали разносить повестки, разъяснять речь Сталина. Некоторые говорили: «Мы уже читали, знаем», большинство других равнодушно молчали, так что ничего разъяснять не хотелось. Сарру хотели послать агитатором в ближайшие деревни, но директор школы сказал: «Молода еще наших крестьян агитировать».
В школе устраивались вечера, танцы под аккордеон, присутствовали учителя, чувствовалось, что с охотой. Запомнилось, как Иван Данилыч устраивал с возгласом «Коло!» танцевальный круг и под музыку польского краковяка напевал: «Краковьячек еден мял коняку вседем». Мы старались обходиться без учителей и однажды зимой устроили танцы. Случайно выпало на 21 января, день памяти Ленина. Был шум, комсомольскому секретарю попало, грозили запретить вечера. Однажды в учебное время, днём, устроили для старших классов обсуждение повести Ванды Василевской «Просто любовь». Разгорелись бурные споры, все перебивали друг друга, не слушали. Тон задавали учителя, по-видимому, старались таким образом воспитывать школьников. Я обратил внимание, что наш словесник не пришел. Мне очень хотелось выступить, показать, что я читал повесть. Хватило ума подумать: «А что же я скажу, что я в этом понимаю?» Потом где-то прочел, кажется у Чехова, что русские люди особенно бурно спорят о том, чего не знают…
Запомнились экзамены в каждом классе. Они совпадали с разгаром весны, с цветением сирени, с теплыми дождями. Особенно хорошо было после экзаменов…
В то время были введены ученические билеты и правила для учащихся. Среди многих был пункт: «снимать шапку при встрече с учителями». Мама однажды заметила, как я поступил по правилам, и, очень недовольная, заметила: «И в школе как при царе…»

Весна 47-го. Голод. «Можа табе даром аддать?»
Очень тяжелой оказалась весна 47-го. Еще зимой были тихие разговоры, что летом 46-го на Украине и в черноземной полосе была жестокая засуха. В газетах и по радио ничего не сообщали. А весной почти перестали выдавать хлеб по карточкам. На базаре стало всё очень дорого. Как-то с мамой пошли на базар. Еще не стаял снег, мы взяли санки. Но купили только немножко картошки. У одного воза мама просила за что-то сбавить цену. Здоровенный мужик ел большой кусок серого хлеба с толстым куском сала. Он сказал: «Можа табе даром аддать? Лепш дамой звязу…» Мне стало плохо, я опустился на санки, задремал и с трудом поднялся. Так же еле-еле добирался до школы и засыпал на уроках. На улицах и на базаре бродили приезжие с Украины, опухшие, почерневшие. Казалось, что всё хуже, чем в войну на Банкете. Никто нам не помогал. Иногда удавалось у военных купить буханку хлеба. Продавали солдаты тайком, очень боялись патрулей, которые в тот год начали ходить по улицам. Летом стало немного легче, мама ухитрялась доставать какую-то еду.
Вообще, обстановка менялась. Недавних союзников объявили врагами мира, чему я очень удивился и не мог понять. Стали появляться статьи о фальсификаторах истории, о югославском кровавом диктаторе Тито, о чуждых советской литературе Зощенко и Ахматовой. Глухо говорили, что совсем скоро в Западной Белоруссии будут, как и везде, колхозы. Так и произошло. Гуляя после выпускного вечера в конце мая 48-го, мы с холма Мицкевича с удивлением обнаружили, что вдалеке исчезли разноцветные полосы единоличных участков, а на их месте расположились однообразные черные поля. Тогда же закрылся богатый базар. По нему ветерок гонял пыль, обрывки тряпок и бумаги. Местные люди заметно помрачнели, а мы, «восточники», особенно школьники, не придавали этому значения.

Денежная реформа. Недолгое изобилие
Зато самый конец 47-го был просто радостным: отменили карточки, провели денежную реформу, снизили цены и ввели новые деньги. У нас к тому дню оставалась какая-то мелочь. Сарра принесла хрустящие зелёные и красные трех-, пяти- и десятирублёвые бумаги с лётчиками и Лениным. Мы с мамой сразу пошли на базар, и нашему изумлению не было конца. Мужики стояли у возов, наперебой предлагали любые продукты, разглядывали новые деньги, были вежливы и сговорчивы. Впервые за много месяцев мы накупили всяких продуктов, даже таких, каких я ни разу не видал. Сложили всё в солдатский вещмешок, оставленный лейтенантом, и пошли домой. И обед, и ужин, и завтрак на следующий день были на славу.
Такое изобилие и дешевизна держались недолго. Но голода больше не было. А в городе несколько дней после реформы творилось что-то невообразимое. Скупали всё, что можно было купить: пилы, топоры, вожжи, стулья, шкафчики, лампы, абажуры. Меня на улице около аптеки чуть не сшибла с ног толстая тётка со стеклянным стаканом и клизмой. Мама удивлялась, откуда у людей деньги.

«10 лет в лагере и ничему не научился»
Весной 48-го мы ждали возвращения отца. Он прислал телеграмму: «Ждите 19-го марта». Сарра с мамой вовсю делали уборку, меня прогоняли, чтобы не мешал. Я уже готовился к последним школьным экзаменам, немного беспокоился, думал, как всё произойдет. Но ничего не произошло.
Пришла телеграмма: «Не ждите. Переводят дальше». Мне было ничего непонятно, кроме того, что отца продолжают держать в тюрьме. Устроил в школе скандал, что-то кричал в классе. Математичка меня успокаивала, а другая учительница, молодая, сказала: «Очень жалею, что дала тебе рекомендацию в комсомол. Тебя исключать надо». Я увидел отца только через три с половиной года, в ссылке, в Енисейске Красноярского края. Через много лет отец так описывал своё «освобождение»: «16-го марта 1948 г. мне показали материал на освобождение – 18-го выхожу на волю. Утром 18-го должны были вызвать, но не вызвали. Сам пошел в санобработку, потом пошел к уполномоченному МГБ. Там сказали, что ничего неизвестно. Стал настаивать, кричать, что 10 лет страдал ни за что. Затем встретил начальника по освобождению. Очень волновался, прислонился к стене, чтобы не упасть. А начальник пытался меня успокоить и сказал, что 16-го вечером получили директиву никого не выпускать до особого распоряжения. Помню только, как оказался в больнице, очень плакал, и со мной также работницы больницы, назначенные к освобождению. Мне кажется, что это было тяжелее, чем арест в 38-м. На работу не


Отец прибыл в ссылку в Енисейск. 1948 г.

ходил. Пришла Софья Самойловна, лагерный врач, которую звали “мать заключенных”, старалась успокоить, так же как и начальник швейных мастерских, военный, вольный. Потом предупредили, чтобы 4-го апреля пришел на вахту. Там меня принял вооруженный патруль. Но у меня сохранялась надежда, я спросил: “Иду домой?” Старшой внимательно посмотрел в глаза и сказал: “10 лет в лагере – и ничему не научился. Если бы домой, провожали бы тебя в таком виде?” – и указал на винтовку. Потом были комендантский участок, спецбарак, станция Ерцево и состав столыпинских товарных вагонов с маленькими окнами, как в тюрьме. Куда-то повезли в вагонах с уголовниками и пленными немцами. Ехали долго, были тяжелые пересылки, особенно запомнилась суровая новосибирская. Наконец высадили в Красноярске, перевели под конвоем на пароход “Мария Ульянова”, и примерно в середине мая оказались в Енисейске…» 

Скоро, еще до окончания школы, получили от отца письмо. Сообщал, что он в Сибири, работает в швейной артели закройщиком, что у него оклад, как у вольного, что ехать к нему можно, но лучше этого не делать, что будет высылать деньги, чтобы я учился дальше. Отца, как и в лагере, спасла специальность портного. Его ссылка очень на нас подействовала. Мама часто плакала, у Сарры и у меня в школе иногда спрашивали, что у нас случилось. Хотя об отце спрашивали редко – по-видимому, боялись.

Хватит жить на деньги сестры!
А жизнь продолжалась. В самом начале 10-го класса отмечали 800-летие Москвы. Мне поручили сделать доклад. Всё прошло вроде бы нормально. Только Сарра была недовольна: «Почему ты не смотрел в зал?» А словесник подошел и тихонько, лукаво спросил: «Что же ты товарища Сталина только один раз упомянул, да и то в самом конце доклада?»
Скоро подошли экзамены, была какая-то суета, пытались узнать заранее темы сочинений и задачи по математике. Не помню, что писал, но были пятерки.  Чуть-чуть  не получил серебряную медаль, но помешала лишняя четвёрка по «белмове», белорусскому языку.


Комсомольцы школы, Новогрудок, 1947 г. 
(Ким Семенович в 1-м ряду)

Я как-то несильно огорчался. Мама тоже не очень вникала в мои дела, пожалуй, даже не очень понимала, что надо учиться дальше и поступать в институт. А я, как и все, был озабочен – куда идти, куда ехать. Понимал одно: хватит жить на деньги сестры. Относился к своему будущему легкомысленно.
О призвании вообще никто не думал, и слова такого тогда не знали. Служить Родине, отдавать все силы на строительство социализма, благодарить великого Сталина за счастливую юность – вот наша задача. Никто не собирался оставаться на месте, найти специальность, начать работать. Только высшее образование, только институт или военное училище! Как в песне: «На деревне расставание поют, провожают гармониста в институт…» Правда, возникали сомнения: на выпускном вечере директор Иван Сергеич негромко, но внятно (и все, по-моему, слышали) сказал: «Твоё место в журналистике или в международных отношениях» – и, помолчав, потише добавил: «А кто ж тебя туда пустит…» Я думал о танковом училище, вспомнив, как маленький коренастый отец Володи Туманова как-то сказал: «С твоим ростом в танкисты самый раз». Я даже книжки какие-то военные пытался читать, но не увлёкся.


10-й класс, 1947 г.

А тут ещё кто-то из взрослых соседей, внимательно глянув на меня и полистав книжку, язвительно заметил: «Конечно, в боевой стальной машине громить врагов… Замечательная работа на всю жизнь…»
Ближе к выпуску я переключился на морское дело. Из Одессы приехал выпускник 47-го года, студент института инженеров морского флота. Очень хвалил институт, Одессу, погоду, море. Но там не кормили, давали только форму. К тому же в Одессе не было никаких знакомых.

Вперёд, в Ленинград!
Чемоданчик из осиновых планок
Вспомнили о Ленинграде, где было несколько морских училищ и жила тётя Рива.
С ней после войны установилась переписка. Она вернулась из эвакуации,  поселилась  в  Ленинграде,  у  брата.  Дядю  Самуила

похоронила в Чкаловской области, от Шели и Гриши не получила ни одной весточки, но похоронок тоже не получала. Зато Люся прошел войну в артиллерии резерва главного командования без единой царапины, только с лёгкой контузией.
Решили, что поеду в Ленинград. Посоветовали поступать в высшее мореходное училище, оно не военное, а военизированное, готовит инженеров морского флота. Написал запрос, прислали анкеты для заполнения и еще какие-то вопросники. Всё заполнил, написал всё об отце. Прислали ответ-отказ. Всё равно решил ехать. Мама как-то прохладно отнеслась к моим планам. «Может быть, в Минск или в Витебск, там тоже есть институты, а в Витебске – еще и тётя Аля. Что тебе Ленинград…» Не послушался…
Возник вопрос – в чем ехать? Ничего не придумали, как только в том, в чем ходил: старые ботинки, холщовые штаны, зеленоватый пиджак, перешитый из немецкого кителя. Кстати, в бывшей немецкой одежде ходили очень многие, включая молодежь. Другой просто не было. Каким образом она осталась у нас – не совсем понятно. Немцы всё-таки отступали не раздетые. По-видимому, они оставляли свои вещи там, где располагались, особенно в деревнях. А деревенские хозяева распродавали эти вещи. Многое немцы бросали, было и трофейное. Ида Моисеевна нам оставила новое немецкое офицерское полотенце с вышивкой красивой готической вязью: «Гебраухе дайне крафт, манн лебт нур венн манн шафт. – Применяй свою силу, живут только тогда, когда творят». Неплохой девиз, между прочим. Но тогда он у меня вызывал плохие настроения. А полотенцем всё же утирался…
В Ленинград ехать было ещё и не с чем. Не с солдатским же вещмешком? Столяр-краснодеревщик, отец моего одноклассника, сколотил мне чемоданчик из тонких сухих белых осиновых планок. Легкий, с петельками для замочка, с ременной ручкой, приятным лесным запахом. Он служил мне несколько лет, ни у кого не вызывая удивления, тем более осуждения. Каких только чемоданов, мешков, рюкзаков не было на наших послевоенных дорогах… После выпуска еще больше месяца гуляли в Новогрудке. Жаль было расставаться, но когда это произошло, очень быстро всё забылось, и никакой связи со школьными друзьями я не поддерживал, кроме тех, кто оказался в Ленинграде. Итак, вперёд, в Ленинград!

Отступление. Трагедия минских евреев
Впоследствии я побывал в Новогрудке летом 1983 года. Узнал, что узкоколейка не работает или работает плохо. Добирался автобусом из Минска.
Столица Белоруссии произвела сильное впечатление. Совершенно новый, чистый, нарядный, хотя и несколько однообразный город. Никаких следов войны. Пристал к экскурсии по городу. Спросил о минском гетто и месте расстрелов. Экскурсовод, женщина, испуганно посмотрела на меня, огляделась вокруг и, ничего не ответив, быстро отошла в сторону. Потом знакомые показали это место по названию «яма» и пояснили, что гостям Минска не принято рассказывать о жертвах фашизма… Зато в Белорусском музее Отечественной войны много правдивого о годах немецкой оккупации, в частности, о трагедии белорусских евреев. Минск пал 27 июня 41-го. Сразу начался «новый порядок». 20 июля немцы издали приказ командующего областью: «О создании жидовского жилого района в Менске (так именовался город. – К. П.). Район оградить, входить только через две улицы. Выходить на улицы запрещено. Порядок должны поддерживать дружины из евреев. Приметы для евреев: все евреи и еврейки, которым минуло 10 лет, обязаны носить на правом рукаве своей одежды белую нарукавную ленту в размере 10 см с желтой сионистической звездой или желтый лоскуток сукна того же размера. Ленту или лоскуток евреи должны приобрести сами. Определение понятия “еврей”: еврей есть тот, кто происходил по расе от двух полноеврейских прародителей и если он к 22.06.41 принадлежал к еврейской религии или во время этого объявления состоял в браке с еврейкой. Кошерный убой запрещается. Свободное перемещение евреев немедленно прекращается. Евреи, которые оставят свой квартал и свою общину, будут немедленно задержаны и возвращены на место. Образуются еврейские общины. В каждой общине образуется еврейский совет из 12-ти евреев на 10 тысяч евреев или из 24-х на более 10-ти тысяч. Из советов выбирают одного старшего совета и одного заместителя. Старшие после выборов немедленно заявляют состав совета немецкому коменданту. Старшие отвечают своей личностью за все происшествия». В музее обнаружил сведения о Бельском: «Н.И. Бельский – секретарь Минского подпольного обкома, заместитель командира Минского соединения партизан. 15.08.44 (то есть после освобождения города 3.07.44. – К. П.) удостоен звания Героя Советского Союза». Тот ли это Бельский, о котором говорили в Новогрудке после войны?..
Новогрудок показался унылым и заброшенным, наш дом маленьким, школа тоже небольшой, парк – редким, с невысокими деревьями. Конечно, прошло 35 лет… Обратил внимание на памятную доску на здании милиции с именами милиционеров, погибших за установление советской власти в районе в 1945–50 гг. У холма Мицкевича на отгороженной площадке производились археологические раскопки. Прошел к костёлу. Он оказался закрытым. На стене доска в память расстрела немцами католических священников в 1943 г. Базара не было.
Разыскал двух соучениц. Вспомнили, как готовились к выпускным экзаменам, как хлопотали родители, узнавая темы сочинений. Звонили и телеграфировали в Минск, Москву и даже в Хабаровск. Что-то узнали и под секретом передали кандидатам на медали. Один из них будто бы сказал: «Надо Киму передать». Ответили: «Не надо. Он и так напишет». Одна из соучениц жила в войну на хуторе вблизи дороги на Лиду, где расстреливали евреев. Сказала: «Страшно было, стреляли долго. Но евреи тоже виноваты. Они только молились, совсем не сопротивлялись». А памятный камень у дороги исчез, то ли убрали, то ли разбили…

Продолжение...

"Вместо введения"
1. "Витебск"


2."Война"

5."Ленинград" 
6. "Морское училище"
7. "На геофаке ЛГУ"


8. "Дальний Восток, лето 1951 года"
9. "Встреча с отцом"


10. "Накануне перемен"
11. "Дальморпроект, 1953–56 годы" начало...


 "Дальморпроект, 1953–56 годы" продолжение...
12. "Итак, мы ленинградцы"
13. "В ЛОГОИНе" начало...


"В ЛОГОИНе" продолжение...
14. На «заслуженном отдыхе»…






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї